«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Актуальные вопросы обновления содержания профессионально-ориентированной среды в системе рекуррентного иноязычного образования

Четверг 12 декабря 2019

Пристальное внимание к феномену, тяготеющему к взаимодействию культур и языков в мире, особенно значимо в информационно-образовательном пространстве современной России. При этом отечественные исследователи и педагоги-практики все чаще осознают необходимость закрепления в образовательной профессиональной парадигме прогностической и ценностной роли полиязыковой культуры в силу ее гуманистической ценности с помощью аутентичной учебно-методической литературы, способной обогатить профессиональное пространство и расширить границы освоения иноязычной культуры.

 

 

 

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна,

заведующая кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО,

доктор филос. наук, профессор, Почетный работник народного образования РФ

 

 

 

В рамках авторской дополнительной профессиональной программы «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» на протяжении почти двадцати пяти лет существования кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО позволяют автору расширить границы исследования и рассматривать содержательность иноязычной подготовки в аспекте новых образовательных ценностей, связанных с профессиональным ростом и карьерой специалистов.

Интерес к проблеме культурного самоопределения личности в профессиональном пространстве сопряжен, прежде всего, с усилением внимания к вопросам управления траекторией профессионального пути, интенсивного развития способностей и скрытых возможностей роста специалиста и профессиональной карьеры обучающихся разнообразных образовательных программ. Система рекуррентного образования, под которой понимается обучение через всю жизнь, обучение с периодами учения и «неучения» (Kallen, Dennis., Bengtsson, Jarl., 1973; Белогуров, 2006; Игнатович, 2015; Буланкина, 2016; Bulankina, Bracher, 2016), также активизирует разработку разнообразных аспектов профессионального пути личности. Несомненно, обозначенная проблема актуализирована потребностью в координации в различных социокультурных практиках общемирового профессионального пространства. Этот феномен непосредственно затрагивает вопросы аккультурации коммуникативного континуума включенной в разнообразную сознательную жизнедеятельность человека. Причем любая деятельность всегда сопровождается ценностной ориентациейи во имя чего? и зачем? Культура как ценность, образование как ценность, профессиональный рост и карьера как ценность (Арчакова, Арчаков, Белогуров, 2017; Белогуров, 2006; Рогов, Гадаборшева, 2018; Токтарова, 2018; Куликовская, Котов, Пивненко, 2016; Корнеева, Руденко, 2016; Blasi A., 2005; Nunan, D., 1995; Power F.C., 2004).

Коммуникативный континуум, в котором языковая составляющая, являя собой стимулы-средства психической деятельности человека (термин используется вслед за Л.С. Выготским), позволяет состояться осмысленному общению. Причем последнее стимулирует и мотивирует дальнейшее языковое самоопределение, в основе которого полиязычия культуры нации и полиязычия личности, ее национальное, духовно-нравственное самосознание и профессиональный выбор как неотъемлемые этапы процесса культурного самоопределения личности в информационно образовательном полиязыковом пространстве (Буланкина Н.Е., 2003, 2006) Обозначенное явление социокультурной реальности с необходимостью требует обращения к национальным ценностям в контексте отечественной образовательной системы.

Обращение к практике профессионального образования, к результатам профессионального роста специалистов в области полиязычий и поликультур, преподавателей иностранных языков школ и вузов, проходящих обучение в условиях рекуррентного образования, позволяет признать недостаточную эффективность проводимой работы по созданию содержательного аутентичного инновационного пространства в силу разных причин. Среди последних можно выделить одну из проблемных зон – научно-методическое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Разработанный и апробированный авторский факультативный курс «Business English» с помощью аутентичных УМК (учебно-методических комплексов) по направлениям Computer English, Software Engineering, Environmental Science, Forestry, Information Technology, Tourism, Accounting оказывается особенно востребованным слушателями курсов по дополнительной профессиональной программе переподготовки неспециалистов «Лингвистика: теория и методика преподавания иностранных языков» с 2014 года. Находят широкое применение УМК и на курсах повышения квалификации учителя, а также преподавателей вузов Новосибирска в рамках профессиональной программы «Реализация ФГОС на практических занятиях профильных групп», где вопросам Tourism, Hotel, Law, Accounting, Banking и некоторым другим уделяется не меньшее внимание. Основную цель создания рекуррентной профессионально-ориентированной среды видим в повышении уровня мотивационной и методологической готовности обучающихся к реализации требований ФГОС общего и высшего профессионального образования. Строгая структура УМК, а их у Британского издательства Express Publishing свыше пятидесяти, современный аутентичный языковой и культурный дидактический и методический аппарат с использованием современных технологий с опорой на IT способствуют реализации поставленной цели и задаче.

Позиционируя значимость аутентичных культурных материалов, способных расширить возможности непосредственных участников образовательного процесса в плане эффективной реализации требований профессиональных стандартов высшего образования к общей и профессиональной культуре выпускников разнообразных традиционных и нетрадиционных образовательных программ, полагаем, что деятельность такого рода должна быть направлена на совершенствование коммуникативной компетенции личности в профессиональном пространстве. При этом искомый аутентичный материал, языковой и текстуальный, включенный в профессиональный контекст, позволяет участникам образования приобщиться к реалиям иноязычной культуры на более высоком уровне с помощью современных учебных изданий. Если еще в конце прошлого столетия преподавателям кафедры приходилось разрабатывать самим учебно-методические пособия по тому или иному профилю, то в настоящее время глобальной коммуникации преподаватели иностранного языка имеют опору в формате аутентичных УМК по иностранным языкам практически по всем профессиональным направлениям (Еvans, J., Dooley, J., Blum, E., 2018). В профессиональном пространстве нашего региона не один год функционируют издания учебно-методического содержания Career Parths, расширяя возможности интеллектуального и профессионального потенциала обучающихся различных дополнительных образовательных программ.

Как показали результаты финального диагностирования, педагоги (всего 150 человек участников программы 2018/2019 г.) высоко оценивают профессионально-коммуникативный дискурс пространства, созданного на практических и теоретических занятиях. В частности, 100% удовлетворенность слушателей условиями вовлечения в образовательный процесс профессионального пространства проектного типа, отмечая, что новые образовательные ресурсы способствовали конструктивному общению на английском языке, мотивированному и позитивному с точки зрения психологического комфорта его участников. В качестве примера приведем несколько экспертных заключений слушателей программы 2019 года.

Концепт 1

«Использование на занятиях учебных пособий издательства Express Publishing из серии Career Paths: Science – это образовательный курс английского языка в области естественных наук. Как сказал, Пётр Капица: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и учёные».Данное учебное пособие позволяет повысить внутреннюю мотивацию обучающихся при изучении иностранного языка, создать атмосферу живой речи на уроках

Издания серии Career Paths: Science будут полезны и интересны не только обучающимся старших классов, но и студентам неязыковых вузов, людям, которые хотели бы изучать английский язык с учетом специфики своей отрасли. Своей целью по окончании курса данная серия ставит, в частности, умение понимать профессиональную терминологию, например, изучающие данный курс должны уметь писать справки, рецепты, служебные записки и многое другое.

Курс состоит из следующих компонентов:
1. Учебник “ Career Paths: Science ”;
2. Аудиоприложение на CD;
3. Книга для учителя (Teacher’s Book) с ключами и аудиоскриптами.

Логически построена и сама структура учебного пособия, которая включает в себя целых три уровня сложности (A1 Beginner – B1 +).
Каждый блок в данных сериях включает в себя разнообразные тематические диалоги, в том числе с лексикой по профессиональной теме. Разнообразие тем позволяет обучающимся приобрести базовые знания, необходимые для работы в сфере естественных наук. Учебные пособия “ Career Paths: Science ” затрагивают 15 тем в области химии, биологии, физики, анатомии, генетики, геологии, ботаники, океанографии, зоологии и многие другие.
Структура учебника представляется очень удобной для работы: один разворот
учебника – это один урок. Кроме того, каждый урок соответствует определённой теме.

 

Уроки состоят из следующих разделов (по видам речевой деятельности):

1. Get ready! – вводное задание. В нём содержатся два вопроса по основной теме урока, которые помогают обучающимся ознакомиться с новой темой, принять участие в обсуждении или дискуссии, высказать свою точку зрения на затрагиваемые проблемы, поделиться собственным опытом с одноклассниками.

2. Reading – развитие умений чтения с разной стратегией. Задания под этой рубрикой предполагают работу с основным текстом урока, как до, так и после прочтения. Каждый текст учебника озвучен, что позволяет учащимся развивать умения аудирования.

3. Vocabulary (+ рубрика Word Bank). Данный раздел предполагает работу с новым лексическим материалом по теме урока. В рубрике Word Bank выделены активные лексические единицы и предлагаются упражнения на их тренировку и закрепление.

4. Listening. В разделе «Аудирование» предлагаются в основном диалоги, записанные носителями языка в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Они позволяют учащимся услышать живую речь с различным звуковым сопровождением/шумами на фоне, что развивает у учащихся умение различать и понимать английскую речь на слух.

5. Speaking. Раздел «Говорение» предназначен для работы в парах, когда учащимся требуется разыграть диалог на основе прослушанного и изобразить ситуацию максимально реалистично. Одновременно с этим тренируется активная лексика урока, и развиваются умения говорения.

6. Writing. Раздел «Письмо» содержит задания по теме урока и предлагает учащимся заполнить анкету, запрос, написать отзыв, письмо и т. п.

По мере освоения курса происходит развитие специальных учебных умений, обеспечивающих освоение языка и культуры: поиск и выделение в тексте новых лексических средств, соотнесение средств выражения и коммуникативного намерения говорящего/пишущего, анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, группировка систематизация языковых средств по определенному признаку (формальному, коммуникативному); заполнение обобщающих схем/таблиц для систематизации языкового материала, интерпретация лингвистических и профессиональных фактов в тексте; умение пользоваться словарями различных типов. А пошаговые инструкции помогают обучающимся в освоении всех четырех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

В учебнике уделяется большое внимание аудированию. Учащиеся регулярно работают с аудиозаписями на уроке. Они постоянно слышат речь носителей языка, что должно способствовать формированию адекватного произношения. Слушая, учащиеся обучаются воспринимать информацию либо полностью, либо частично, либо в целом. В учебнике прослеживается целенаправленное обучение восприятию речи на слух. Учащимся предлагаются различного рода тексты: диалоги, интервью, монологи, радиопередачи.

Задания на развитие умений в диалогической речи присутствуют в каждом уроке учебника. Это может быть и дискуссия по предложенному проблемному сообщению/тексту, и запрос информации, и просьба уточнить/разъяснить информацию, и выражение собственного отношения к проблеме/ситуации. Учащимся предлагается диалог-образец, на основе которого они и выстраивают собственную беседу, а также фразы-клише. Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Объём диалогического высказывания составляет 6–7 реплик с каждой стороны.

В данном учебнике на основе текстов различных стилей ведётся дальнейшее развитие умений во всех видах чтения аутентичных текстов. Тексты построены таким образом, чтобы учащиеся могли прочитать их самостоятельно и извлечь необходимую информацию. В них включено небольшое количество новых слов, которые объясняются учителем и расширяют словарный запас.

Каждый урок учебника развивает и совершенствует умения в письменной речи. Учащимся предлагаются заполнить анкеты, написать письма и т.п. Осуществляется такое целенаправленное обучение письму во взаимосвязи с остальными видами речевой деятельности – говорением, аудированием и чтением.

Как составить тезисы? Как сформулировать вопросы для научной конференции? Как грамотно построить описание графика и статистических данных? Как рассказать о проведённых лабораторных исследованиях или написать научную статью, доклад? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в учебном пособии “ Career Paths: Science ” (слушатель программы переподготовки «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ», 2019г. Екатерина Полякова).

Концепт 2

«Учебник серии «Career Paths» от Британского издателя «Express Publishing» на данный момент насчитывает 86 изданий различной направленности выполненных на языке оригинала (английский). В данной рецензии будет рассматриваться учебник о лесоустройстве — «Forestry».

Данный экземпляр представляет из себя глянцевый журнал формата А4 с количеством страниц — 123 который состоит из 3 разделов (books) ранжированных на 3 уровня сложности, где уровень А1 — 1 раздел, А2 — 2 разделу и В1 — 3 разделу соответственно. Все разделы одинаковы по своей структуре и методе построения упражнений, а так же начало нумерации каждого раздела начинается со страницы 1. Соответственно нет необходимости рассматривать каждый раздел по отдельности. Каждый раздел начинается с учебной программы (Scope and Sequence) (стр. 3) которая располагается на левой странице, где отмечены номера и названия глав, форма предоставленного текста в главе, ключевые слова, образовательная направленность главы. На правой странице имеется содержание (Table of contents) (стр.4) раздела где напечатаны в формате списка номера) и содержание глав и соответствующие им страницы.

Каждый раздел заканчивается глоссарием (Glossary) (стр.34-38) в которой имеются все ключевые слова из этого раздела, напечатанные в алфавитном порядке, с их толкованием. Каждый раздел разделен на 15 глав (стр. 4-33), которые схожи по своей структуре подачи материала и составляет объем в 2 страницы (1 разворот). Каждая глава содержит 9 упражнений поделенных на 6 частей которые направлены на развитие определенных навыков.

Вводная часть (Get ready) содержит 1 упражнение цель которого определить уровень знаний студентов по теме главы, а так же включение учеников в работу. Данная часть развивает умения говорения в форме монолога и аудирование. Следующая часть под названием

Чтение (Reading) который включает в себя тематический текст (в котором выделены ключевые слова) и упражнениями которые выполнены в виде тестовых заданий, где необходимо ответить на смысловые вопросы по вышеизложенному тексту. Данная часть развивает навык чтение.

Третья часть (Vocabulary) содержит 3 упражнения с ключевыми словами (где к некоторым словам соответствуют картинки) из текста. Первое упражнение представляет из себя подбор предложенных определений к ключевым словам. Во втором упражнении необходимо соотнести по смыслу слова к предложениям. Последняя задача состоит в прослушивании текста который был в начале главы и ответить на вопрос по нему. Упражнения из данной части направлены прежде всего на работу на увеличение словарного запаса по теме главы и его отработку, а так же на развитие навыков чтения, письма, аудирования а также говорения в форме монолога.

Прослушивание (Listening) включает в себя 2 упражнения с одним аудиоматериалом (диалог). В первом упражнении необходимо прослушать текст и определить истинность или ложность предложенных высказываний. Второе упражнение содержит текст из аудио в котором необходимо заполнить пропуски на основании прослушанного еще раз аудио. В основе своей, данная часть направлена на развитие аудирования а так же чтения и письма.

Все вышеописанные части служат подготовкой к следующему упражнению, которое содержится в части Разговор (Speaking) и состоит из построению диалога(по аналогии с его аудио версией из предыдущего задания) между студентами по пройденной теме, используя предложенные цитаты как начало диалога. Данное задание необходимо для развитие навыков говорения в форме диалога и аудированию.

Последняя часть под названием Письмо (Writing) содержит упражнение в котором необходимо закончить предложения на основании ответа из предыдущего диалога между студентами. Данное упражнение необходим для закрепления предыдущей работы с построением устного диалога и развивает навык письма и чтения.

На основании анализа данного учебника можно сделать вывод: вышеописанный учебный материал представляет собой практическое пособие, с поуровневым усложнением (от А1-В1), которое направленно на развитие знаний в специализированной области (лесоустройстве) для школьников и студентов овладевшими знаниями английского соответствующего уровня (А1-В1).

Данное пособие использует коммуникативный метод обучения так как формируется необходимая ситуация в рамке одной главы (темы) где основная часть заданий направленная на подготовку студента к умению выражения собственных мыслей (мнения) на предложенную тему на английском языке» (слушатель программы переподготовки «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ», 2019г. Максим Волков).

Литература

1. Буланкина Н.Е. Методология современного профессионального образования учителя в контексте теории культурного самоопределения личности / Н.Е. Буланкина // Сибирский учитель. – 2016. – №4 (107). – С. 19–25.
2. Буланкина Н. Е. Профессиональный рост учителя-гуманитария в контексте теории культурного самоопределения личности / Н.Е. Буланкина //Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 9–15. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-9-15
3. Егорова Е.В. Проблема рекуррентности в современном научно-педагогическом дискурсе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/79PDMN518.pdf (доступ свободный).
4. Kallen, Dennis., Bengtsson, Jarl. 1973. Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Learning. Organisation for Economic Cooperation and Development, Paris (France). Centre for Educational Research and Innovation. 88p.
5. Nucci L., 2008. Social cognitive domain theory and moral education //Handbook of moral and character education. Eds.: L. Nucci & D.Narvaez. N.Y.P. 291 -309.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.