«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Обучение интерактивному продуктивному чтению — залог успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку (из опыта апробации УМК Сферы)

Пятница 6 декабря 2019

Чтение с полным пониманием прочитанного – это важный вид речевой деятельности, ориентированный на решение коммуникативно-когнитивных задач в процессе обучения английскому языку в школе. Наша апробация УМК СФЕРЫ в течение нескольких последних лет убеждает нас в том, что при выбранно правильном УМК, обучить ребят читать и понимать текст — это посильная задача даже при трех часах в неделю (базовый уровень). А читать и понимать текст – это залог и успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку. Напомним, что все задания ЕГЭ построены на текстовой основе (так называемый принцип текстоцентрического подхода).

 

Автор: Мишин Андрей Валентинович

Учитель английского языка высшей категории

МОУ многопрофильная гимназия № 12 г.Твери

 

Чтение и понимание текста одновременно является и целью, и средством в современном образовании. С позиции структуры читательской деятельности технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель технологии продуктивного чтения — глубокое понимание текста.

В УМК СФЕРЫ технологии продуктивного чтения в старшей школе уделяется много внимания, работа ведется системно и целенаправленно. Чтение, в том числе и чтение с полным пониманием прочитанного, является важным аспектом ещё и потому, что обеспечивает процесс коммуникации между учителем и учеником, между учеником и учеником.

Давайте на конкретном примере рассмотрим обучение продуктивному чтению на примере УМК СФЕРЫ 10 класс.

Цель I этапа — формирование интереса ребят к предстоящему чтению, антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. На данном этапе авторы УМК не только используют все вышеуказанные моменты классического урока по обучению продуктивному чтению, но и активно апеллируют к собственному опыту старшеклассников.

e.g. Imagine you have to survive in a Russian forest for three days with only a rucksack.

What would you take with you? Make a list.

Это могут и другие интересные задания:

a) Match the captions with the pictures:

  • Is the world addicted to fossil fuels?
  • Many undiscovered medicines are to be found in rainforests
  • One of the biggest problems in the developing world
  • Global warming
  • Hundreds are killed illegally every year

b) Work with a partner. Make notes on the problem each photo highlights. What other problems does our planet have? Add them to your notes.

c) Work in groups of four. Discuss the ways people are changing the planet.

Many things people do have a negative effect on the planet. For example, …

Driving cars is bad for the planet because …

Cutting down rainforests …

d) Discuss the quote by Havelock Ellis. What does it mean? (The sun, the moon and the stars would have disappeared long ago had they happened to be within the reach of human hands.)

Данные условно-речевые и речевые упражнения позволяют еще перед началом чтения текста:

  • стимулировать мотивацию к работе с текстом;
  • актуализировать личный опыт учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов;
  • прогнозировать содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д.

II этап: Работа с текстом во время чтения

Цель II этапа — понимание текста и создание его читательской интерпретации, т. е. толкования и оценки текста.

ВАЖНЫМ на данном этапе урока является:

  • понимание основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.;
  • поиск главной информации;
  • установление логико-смысловых связей;
  • поиск дополнительной, уточняющей информации

Текст читается дважды: первичное и вторичное прочтение.

ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ может быть самостоятельное чтение в классе или дома (мы часто работаем в технологии flipped classroom в старшей школе), чтение-аудирование или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Такая форма работы очень важна при выполнении большинства заданий в форме и по материалам ЕГЭ. ПРИУЧИТЬ ученика всегда читать текст дважды, при этом при первичном чтении ВАЖНО убедить ученика, не отвлекаясь, в течение 5-7 минут прочитать текст до конца.

После первого прочтения важно организовать беседу с ребятами, если вы ставили задачу ответить на конкретный вопрос перед прочтением, ВАЖНО это обсудить, можно помочь ребятам в переводе отдельных фраз и выражений (можно совместно прибегнуть к словарям).

Далее ребята читают текст второй раз и на этот раз авторы УМК приготовили учащимся ряд заданий:

  • Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
  • Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
  • Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.
  • Скажите, какие из приведѐнных утверждений соответствуют содержанию текста.

При втором прочтении ВАЖНО формировать привычку читать текст медленно, «вдумчиво», возможно даже перечитать его отдельные фрагменты.

III этап: Работа с текстом после чтения

Цель III этапа — совершенствование навыков чтения с полным пониманием прочитанного

Главная задача учителя — обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

На III этапе идет обсуждение текста, так называемая концептуальная (смысловая) беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Ребята учатся правильно интерпретировать и обоснованно оценивать текст, соотносить свое восприятие с авторской позицией(задумкой). Часто авторами УМК СФЕРЫ на данном этапе предлагаются задания интегрированного характера, например, написать письмо или эссе на основе прочитанного текста.

В УМК СФЕРЫ часто после прочтения текстов также предлагаются   и такие задания:

  • Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.
  • Выразите своѐ отношение к прочитанному.
  • Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной.
  • Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
  • Выразите своѐ отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.
  • Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.

Работа по формированию и совершенствованию навыков обучения чтению с полным пониманием прочитанного (продуктивному чтению в том числе) ведется на протяжении всей линейки УМК СФЕРЫ, это позволяет учащимся выйти на экзамен в форме ЕГЭ подготовленными, а «многочисленные тренировки» в процессе обучения придают нашим ребятам уверенность в своих силах на ЕГЭ

Оставить комментарий

Комментарий

..