«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

КЛУБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Вторник 2 июня 2020

Одной из особенностей реализации ФГОС является пристальное внимание к внеурочной деятельности учащихся, которая позволяет реализовывать различные виды совместной деятельности,  направленные на развитие аналитического и творческого мышления,  принятие самостоятельных решений, повышение познавательной активности. В статье рассматривается выбор  такой формы внеурочной деятельности в школе как клуб интеллектуальных игр. Показана важность работы клуба как деятельности способствующей формированию у обучающихся устойчивой потребности в постоянном интеллектуальном развитии, повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию умения слаженно работать в группе и устанавливать эмоциональный контакт между её участниками, творческой активности обучающихся.

 

 

 

Автор: Белова Светлана Анатольевна
Место работы: МБОУ Экономический лицей г. Новосибирска
Должность: учитель английского и немецкого языков

 

 

 

В последнее время система образования Российской Федерации стремительно меняется, динамично реформируется, движется к обновлению. Причём достаточно значимые перемены происходят как в отношении обучения, так и воспитания.  К одному из последних качественных изменений можно отнести и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Одной из особенностей реализации ФГОС является пристальное внимание к внеурочной деятельности учащихся, учебный план новых стандартов предполагает выделение весомого количества часов для внеклассной работы. И это не случайно. Ведь, несмотря на все возможные совершенства, с учётом которых может быть выстроена учебная программа, она не в силах охватить текущие события современности и создать широкие возможности для практической деятельности учащихся в условиях постоянно обновляющегося содержания и технологий иноязычного образования, представленных в современных отечественных УМК. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию компетентностного подхода к обучению, предусматривающего усиление практико-ориентированной  составляющей  процесса  обучения  и  его  направленность  на развитие  не  только  коммуникативной,  но  и  лингвострановедческой  и социокультурной  компетенций,  а  также широкое использование  в  образовательном  процессе  активных  и  интерактивных  форм проведения занятий. Внеурочная работа как раз позволяет реализовывать такие виды деятельности, которые направлены на развитие аналитического и творческого мышления и принятие самостоятельных решений.

Внеурочная работа автора включает в себя, в том числе и руководство деятельностью клуба интеллектуальных игр кафедры иностранных языков экономического лицея. Клубы (наряду с кружками) – это основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы с обучающимися, объёдинёнными общими интересами и регулярной совместной деятельностью на основе этих интересов.  Как показала практика, эта форма внеурочной деятельности является одной из наиболее актуальных, интересных и востребованных. Интерес к работе клуба проявляют и ученики, и учителя, и родители.

Одной из главных причин такого интереса является тот факт, что определяющей целевой установкой создания клуба была работа, направленная на  расширение и углубление знаний обучающихся, прежде всего по иностранному языку, а также, благодаря беспредметному характеру данной школьной дисциплины, сопутствующим предметам: литературе,  экономике, географии, истории, музыке и т.д. Обеспечение интеграции образовательных и предметных областей является характерной чертой эффективного квалитативного образования. Внеурочная деятельность в клубе даёт возможность учителю формировать у обучающихся  навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Кроме того, программа клубной деятельности включает углубленное изучение страноведческого материала.

Кроме того, участие в мероприятиях клуба интеллектуальных игр способствует формированию устойчивой потребности в постоянном интеллектуальном развитии, развитию умения слаженно работать в группе и устанавливать эмоциональный контакт между её участниками, творческой активности обучающихся. То есть, работа клуба интеллектуальных игр — это дополнительный ресурс изучения иностранного языка, который предоставляет образовательное пространство экономического лицея.

Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. Занимательность внеурочной работы связана с формами ее проведения, выбором приемов работы, использованием наглядности, занимательных заданий, лингвистических игр. Именно в этой связи работа клуба построена на организации и проведении таких интерактивных форм обучения как, деловые игры, дебаты, образовательные квесты, КВНы, игры по подобию телепередачи «Что? Где? Когда?», театрализованные литературные вечера и др.  Теоретиками и практиками игра отмечается как отличный помощник учителя в процессе обучения. Это быстрый и нескучный способ усвоения учебного материала. Но на уроках просто играть не получается. Требуется детально продумать такое учебное занятие. Дидактические игры, используемые в таких случаях, классифицируются по содержанию, типу познавательной деятельности учеников, игровым действиям, правилам организации, правилам распределения ролей и участию учителя. Совместить процесс обучения и собственно игры иногда становится нелёгкой задачей и требует много времени и усилий для подготовки. Поэтому перенос игры, как отдельного вида деятельности со всей её содержательной характеристикой в сферу внеурочной работы является правильным выбором в пользу большей эффективности процесса обучения.

 

Интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается за счёт мыслительных способностей человека, его интеллекта. Развивающая игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей обучающихся, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности. Проведение игр из серии «Что? Где? Когда?», интеллектуальных викторин способствует формированию ценностного отношения лицеистов к знаниям, развитию их любознательности, повышению их познавательной мотивации. Также старшеклассникам предоставляется возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволяет им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности. Такая образовательная форма как дебаты способна при правильном использовании помочь в формировании позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Таким образом, целью работы клуба является создание интеллектуально насыщенного образовательного пространства в лицее. Итак, согласно планируемым результатам активное участие обучающихся лицея в работе клуба должно привести к повышению интеллектуального уровня и эрудиции участников клубных мероприятий; улучшению мыслительных процессов обучающихся за счёт развития таких возможностей интеллекта, как генерирование идей, выбор правильных стратегий; развитие качеств лидера, умений работать в команде, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

В работе клуба принимают участие обучающиеся 5-11 классов. При планировании работы клуба учитывается связь тематики мероприятий клуба с информацией, изучаемой в разделах учебников для 5-11 классов согласно календарно-тематическому планированию. Также необходимо принимать во внимание возрастные особенности учеников, их информационную базу. Игровые состязания проводятся с периодичностью два раза в полугодие на одной из параллелей классов либо на разных параллелях как командная игра с ярко выраженной соревновательной составляющей. Организация определённой планом игры осуществляется руководителем клуба интеллектуальных игр, учителями, вовлечёнными в процесс, и учениками согласно следующему алгоритму:

— введение (выбор даты и места проведения игры);

— определение сюжета и формы игры, написание сценария, определение необходимого пространства, ресурсов, времени;

— выбор целевой аудитории и количества участников, распределение ролей (по необходимости). Организатор проводит рабочую встречу с учителями, работающими в запланированных классах, предлагает поучаствовать в игре, называет тему, дату, время на прохождение, количество участников, критерии их отбора и обсуждает другие организационные моменты;

— назначение помощников и организаторов (это могут быть учителя, учащиеся старших классов или другие работники учебного заведения);

— руководство к действиям. Консультация группы/групп участников игры (необходимые разъяснения общего характера, выборы руководителя группы и т.д.), тренинг по необходимости, коллективная проработка вопросов и ответов и т.д.;

— подведение итогов. После внеурочного занятия важно обсудить с ребятами, что у них получилось, с   какими трудностями они встретились, какое задание было наиболее интересным и т.д. После подведения итогов победителям вручаются призы или дипломы.

В качестве примера деятельности клуба в данной статье рассмотрено использование образовательного квеста в качестве интеллектуальной игры. Применение квестов в обучении иностранным языкам давно зарекомендовало себя как положительный опыт: развитие критического мышления, повышение эффективности познавательного процесса, развитие воображения, установление эмоционального контакта между участниками группы, чувство собственной успешности и, как следствие — повышение мотивации к изучению языка.

Квест создаётся, как приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что есть некая цель, дойти до которой можно, продвигаясь последовательно по этапам и разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующему этапу и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Предлагается рассмотреть работу по организации проведения данной игры на примере линейного квеста «Рождественский подарок», который проводится на параллели 6 классов.

Организация осуществляется руководителем клуба интеллектуальных игр, учителями, вовлечёнными в процесс, и учениками согласно следующему алгоритму:

  • введение (выбор темы, обоснование значимости квеста).

В данном случае квест проводится 25 декабря (католическое Рождество), как  обобщение материала по изученной теме «Holidays, traditions and festivals» (раздел 3 учебника Афанасьевой О.В., «Радужный английский» 6 класс);

  • определение сюжета и формы квеста, написание сценария, определение необходимого пространства, ресурсов, времени;
  • выбор целевой аудитории и количества участников, распределение ролей (по необходимости).

Организатор проводит рабочую встречу с учителями, работающими в 6 классах, предлагает поучаствовать в квесте, называет тему, дату, время на прохождение квеста, количество участников, критерии их отбора и обсуждает другие организационные моменты.

В нашем случае квест рассчитан на группу из 10 человек. Распределения ролей не требуется, кроме выбора руководителя группы;

  • назначение помощников и организаторов (это могут быть учителя, учащиеся старших  классов или другие работники учебного заведения);
  • руководство к действиям.

Консультация группы/групп участников квеста (необходимые разъяснения общего характера, выборы руководителя группы, выбор элемента одежды, который будет являться отличительным знаком, например, галстуки. Это поможет работникам школы, которые вовлечены в процесс, быстро идентифицировать участников квеста.);

  • подведение итогов.

После внеурочного занятия важно обсудить с ребятами, что у них получилось, с   какими трудностями они встретились, какое задание было наиболее интересным и т.д.

Квест рассчитан на  1 час и проводится во внеурочное время в помещение школы 25 декабря. Обычно в это время школы соответствующим образом украшены, что создаёт определённое настроение участникам квеста. Руководитель клуба встречает группу участников в заранее оговорённом месте и вручает им телеграмму от Санта Клауса. Телеграмма красочно оформлена и содержит следующий текст: “ My friend Father Frost left a bag with presents in your school. Find a secret word and you will get the presents. Santa Claus” После того как дети ознакомились с текстом телеграммы, им вручается ещё одно послание: «This place is important for every pupil at school. Here you can get information about your lessons. Go there and find something interesting!” Это первый этап прохождения. В итоге дети должны прийти к информационному стенду с расписанием уроков. По предварительной договорённости с диспетчером школы (пункт № 4 алгоритма) в расписании на 25 декабря вместо одного из уроков в любом классе написано слово CHRISTMAS. В нашем лицее изменения в расписании выделяются цветом, данное слово тоже можно выделить, чтобы оно выделялось на фоне других слов, но и не сразу бросалось в глаза. Учащиеся направляются в кабинет, указанный рядом со словом Christmas.

Следующий этап: ребята приходят в указанный кабинет и получают конверт с заданием. Им нужно разгадать кроссворд, где в указанных квадратах сложится слово cloakroom – их следующая цель (Go there and find something interesting).

Следующий этап: в гардеробе висит шуба Деда Мороза. Ребята должны её заметить среди пальто и курток. В кармане шубы находится задание-тест с 3 вопросами.

 

— Who helps Russian Santa Claus (Father Frost)?

  1. Fox
  2. Snow Maiden
  3. Wolf
  4. Snake
  5. Snow Star

— What color is the traditional Father Frost’s costume?

  1. black
  2. yellow
  3. green
  4. grey
  5. red

— Where does the New Year tree stand in London?

  1. Trafalgar Square
  2. British Museum
  3. Hyde Park
  4. the Tower

Write down your answers (for example, 3, 2, B): _________. Из номеров правильных ответов составляется номер кабинета 25А, куда следует обратиться за следующим заданием: Go there and ask for help!

Этап 4. В кабинете группа получает конверт с заданием «Где в школе живёт Снегурочка?» В каждой из строк задания нужно выделить лишнее слово и по выявленной группе лишних слов (ice, snow, cold, fridge) догадаться, что Снегурочка может жить в столовой, в холодильнике. Go there and ask for help!

Этап 5. В помещение столовой по договорённости с работниками в один из пластиковых карманов на стенде «Меню» вставлен лист с небольшим рождественским/новогодним стихотворением. Например,

Complete a New Year poem and go to the place where you can find a lot of poems!
New Year’s Day
A happy day!
We are glad
And want to _____.
We all dance
And sing and ____:
“Welcome, welcome,
New Year’s _____!”

Ответы: play, say, day.

Этап 6 в библиотеке. Восстановленный текст  стихотворения участники квест-группы отдают библиотекарю, который сверяет их ответы с правильными и отдаёт им конверт с последним заданием. В конверте находится чайнворд-змейка и задание: Find 12 words about Christmas and New Year. The 9th word is a secret word. Say it to your teacher in classroom № 22.

Christmasnowhiteggreenightreatwelveveachappyear

В последнем кабинете ребятам вручается искомый мешочек с подарками.

Приведённый в качестве примера квест носит интерактивный характер  и основан на принципах кооперации и  активности обучаемых. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, так как в ходе работы идет обмен знаниями и идеями, организуются парный  и  групповой  виды взаимодействии. Таким образом, создаётся среда  образовательного  общения,  которая характеризуется  открытостью,  равенством  аргументов,  накоплением  совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Подобное происходит и в процессе прохождения и участия в других видах игровой деятельности, осуществляемых клубом интеллектуальных игр лицея.

Деятельность клуба — это не только игры, в которых принимают участие обучающиеся, но и  мастер-классы для учителей иностранных языков по их организации. Данные мастер-классы и выступления руководителя клуба интеллектуальных игр проводятся в рамках работы окружного консалтингового центра   по вопросам апробации и внедрения ФГОС ОО в школьную образовательную среду кафедры иностранных языков МБОУ «Экономический лицей» г. Новосибирска.  Кафедра гуманитарного образования НИПКиПРО по инициативе и под руководством заведующей кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО, профессора, доктора философских наук Буланкиной Надежды Ефимовны ежегодно проводит на базе центра обучающие семинары для молодых и начинающих педагогов. Опыт работы, созданного в лицее клуба интеллектуальных игр,   всегда интересен педагогической общественности, учителя лицея получают благодарственные отзывы от коллег за предоставленные   возможности познакомиться  с  их наработками по теме.

 

Список литературы:

  1. Белова С.А. Образовательный квест как один из видов деятельности клуба интеллектуальных игр// Урок.рф: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obrazovatelnij_kvest_kak_odin_iz_vidov_deyatelnos_181722.html Инфоурок https://infourok.ru/obrazovatelniy-kvest-kak-odin-iz-vidov-deyatelnosti-kluba-intellektualnih-igr-4001105.html
  2. Буланкина Н.Е. «Ещё раз об инновационных технологиях в преподавании иностранных языков в российской школе» Всероссийское Интернет-издание «Просвещение. Иностранные языки», 2018 http://iyazyki.prosv.ru/2018/04/innovative-technology
  3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. 1996. №6.
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты/standart.edu.ru

2 комментария »

Буланкина Надежда Ефимовна:

Прекрасная статья, уважаемая коллега!уЖЕ СООБЩИЛА ВСЕМ НОВОСИБИРСКИМ УЧИТЕЛЯМ!

2 июня 2020 | 15:58
Белова Светлана Анатольевна:

Спасибо, Надежда Ефимовна!

27 июня 2020 | 13:30
Оставить комментарий

Комментарий

..