А ВЫ ГРАМОТНО РАСПРЕДЕЛЯЕТЕ ФИНАНСЫ? ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Анастасия ПОКИДОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 22 апреля 202121 век, век высоких технологий. Жизнь меняется молниеносно – новые требования, новые условия, новые…профессии, для овладения которыми необходимы так называемые soft skills. Привычные всем нам специальности постепенно исчезают. Людям, даже старшего поколения, приходится проявлять гибкость – осваивать новинки, менять даже образ мыслей.
Очевидным становится тот факт, что дети в школе должны не только получить знания, но и приобрести навык работы с информацией, получения знаний самостоятельно и, что крайне важно, применения этих знаний в реальных жизненных ситуациях.
Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна,
эксперт ОГЭ по английскому языку,
методист МБУ ДПО «Учебно-методический центр «Коломна», автор пособий, тьютор Издательства «Просвещение», автор рабочих тетрадей УМК по английскому языку серии «Вместе» для 2-3 классов (авторы Костюк Е.В., Колоницкая Л.Б. и др.)
Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics дает следующее объяснение понятия «грамотность»: literacy — 1) the ability to read and write in a language. The inability to read or write is known as illiteracy. 2) Functional literacy refers to the ability to use reading and writing skills sufficiently well for the purposes and activities which normally require literacy in adult life.
Современное понятие «функциональная грамотность», о котором мы говорим все чаще и чаще в связи с проведением Международного тестирования PISA, включает в себя ряд «грамотностей», овладеть которыми должны наши школьники по достижении 15-ти летнего возраста. Это математическая, естественнонаучная, читательская и финансовая грамотность.
Кто же тогда такой «функционально-грамотный человек»?
А. А. Леонтьев определяет это понятие следующим образом: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Одна из жизненных задач, которая должна быть посильна каждому человеку, это, конечно же, задача распределения финансов. К сожалению, в настоящее время не только дети, но и взрослые люди не всегда способны грамотно распоряжаться своими деньгами. Поэтому государство очень остро ставит вопрос о формировании финансовой грамотности школьников.
Потенциал такого учебного предмета, как «иностранный язык», в решении данной задачи огромен, ведь он, как говорила И.А. Зимняя, “беспредметен” — он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне.
Итак, финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств («жить по средствам») и грамотно их преумножать; знание ключевых финансовых понятий и умение использовать их на практике, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Финансово-грамотный человек обладает определенными характеристиками:
- У него всё под контролем — ведёт учёт собственных доходов и расходов, строит краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- Этот человек тратит меньше, чем зарабатывает, не берет кредиты, формирует сбережения. Оставляет с каждой зарплаты как минимум 10% .
- Он ориентируется в мире финансов: следит за ситуацией на финансовых рынках, разбирается в особенностях различных финансовых продуктов и услуг; проверяет надёжность финансовых организаций, чтобы не потерять деньги; знает и использует свои права и способы их защиты в сфере финансов.
- У него есть собственный резервный фонд.
- Этот человек грамотно делает пенсионные накопления.
В 21 веке без этого навыка уже не прожить.
Как же формировать финансовую грамотность на уроках английского языка в обычной общеобразовательной школе?
Возьмем для анализа УМК по английскому языку «Сферы» и рассмотрим его потенциал в данном вопросе.
Уже во втором классе («Сферы», 2 класс, стр 70-71) малыши начинают знакомиться с темой финансов и валют англоговорящих стран мира. В этом задании заложен огромный дидактический потенциал – малыши не только развивают социокультурную компетенцию, финансовую грамотность, устанавливают межпредметные связи (с математикой), но и учатся работать в паре, приобретая бесценный навык общения.
На этом же уроке малыши впервые совершают свой «поход в магазин», выполняя задание №2 и рассказывая о стоимости различных предметов одежды.
Необходимо отметить, что в УМК «Сферы» уровень сложности повышается очень постепенно – дети познакомились с лексикой по теме, решили примеры на сложение, рассказали (одним предложением) о стоимости вещей, а затем дается задание, обеспечивающее выход изученных лексических единиц в коммуникацию – задание № 3 – составление диалога с опорой на текст для аудирования.
На протяжении всей темы модуля продолжается работа по формированию финансовой грамотности второклассников, завершаясь работой в парах и ролевой игрой — № 7 стр 74
«Представьте, что вы пришли в магазин за школьными принадлежностями. Купите по 2 предмета». Задание не только позволяет учителю увидеть результат работы по модулю, но, что самое главное, делает выполнение задания личностно-значимым для каждого ребенка – покупать одежду они вряд ли будут в 7-8 лет без родителей, а вот купить ластик, ручку или карандаш – им вполне по силам. Можно ограничить детей суммой, которую они могут потратить, предложить им купить как можно больше предметов на указанную сумму, и т.д.
Одним из приоритетных моментов является работа над рубрикой «Теперь я могу», которая помогает подвести итог всего модуля. Детям, особенно малышам, крайне важно осознавать, чему они научились на каждом конкретном уроке, по итогам темы, четверти и года. Именно грамотно организованный этап рефлексии помогает формировать адекватную самооценку ребенка, развивать регулятивные УУД, выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося.
На этом работа в начальной школе по развитию финансовой грамотности не заканчивается. В 3 классе малыши знакомятся с мировыми валютами. Ситуация уже иная – поход в кафе / ресторан, которую также можно обыграть путем драматизации, установив лимит финансовых средств, которые «гости кафе» могут потратить.
Необходимо отметить, что, работая над темой финансов, обучающиеся развивают все виды речевой деятельности – и аудирование, и чтение, и говорение, и письмо, которое находит отражение в проектной деятельности.
Обратим внимание на текст из Lesson 5, представленный на фото. Задач у обучающихся при работе с ним несколько: прочитать, выбрать some / any, посчитать итоговую стоимость покупок и выполнить задания по тексту. Такая «многозадачность», являющаяся отличительной особенностью рассматриваемого УМК, успешно интегрирует обучение языку и работу над формированием функциональной грамотности школьников. Более того, благоприятно влияет на развитие внимания ребят – им нельзя концентрироваться только на одной задаче, необходимо задумываться о решении нескольких проблем одновременно.
Рассматриваемый учебник часто предлагает выполнить проекты, ставя целью развитие навыка поиска информации, ее анализа и синтеза, с выходом на публичное представление результатов работы.
Проектное задание, которое Вы видите на фото, позволяет учащимся познакомиться не только с мировыми валютами, но и с курсом каждой из них относительно рубля. В «Поурочных методических рекомендациях» написано следующее – «Не забудьте дать учащимся план-схему проекта: In Australia people use … . One … is … Russian roubles». Соответственно, после защиты проектов, можно предложить школьникам поиграть в очередную игру – «Представьте, что вы путешествуете по миру. Вам необходимо купить (футболку, ручку, пиццу). Но сначала надо понять, сколько это стоит, если перевести местные цены в рубли». Это поможет не только с развитием межпредметных связей, но и финансовой грамотности – дети начнут понимать, что покупка вещей за границей связана с определенными нюансами, решать которые им в будущем будет необходимо. Как мы помним из определения, финансово-грамотный человек «ведёт учёт собственных доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, формирует сбережения». В поездках за границу это крайне актуальный навык!
Говоря о финансовой грамотности нельзя не сказать об интеграции с математикой. Задания, в которых дети и учат язык, и развивают финансовую грамотность, и устанавливают прочные межпредметные связи, так же наполняют УМК «Сферы».
В среднем звене ребята продолжают работу по развитию своей финансовой грамотности, выполняя следующие задания: «Look at the shopping bags. Say how much money the children spend». Здесь им вновь придется произвести математические расчёты, то есть связь с математикой снова очевидна. Усложнить задачу мы можем, попросив конвертировать стоимостьв национальную валюту, либо ограничив сумму, которую можно потратить.
Очень важно, что в следующем задании мы выходим на продуктивные диалогические высказывания – строим диалоги по образцу. Напомним, что работа в парах крайне важна для развития коммуникативной компетенции школьников, а также для максимальной ликвидации языкового барьера.
В 5 классе обучающиеся знакомятся с понятием «Jumble sales», обсуждают наличие таких распродаж в России и вновь строят диалогические высказывания в парах. Разнообразить процесс можно, если провести ролевую игру и организовать блошиную ярмарку в рамках урока и/или недели английского языка.
Материал 6 класса продолжает знакомить обучающихся с миром финансов, но темы становятся все более значимыми для ребят. Так, Unit 2 УМК «Сферы» для 6 класса предлагает поговорить о карманных деньгах. Давайте еще раз вспомним одну из характеристик финансово-грамотного человека: «ведёт учёт собственных доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, формирует сбережения». Именно поэтому так важны вопросы, поднимаемые в модуле: «Куда тратятся твои карманные деньги? Как ты экономишь карманные деньги», приводится даже статистика о накоплении финансов сверстниками, что, безусловно, заставит обучающихся задуматься над ценностью труда – своего и родителей. Модуль также знакомит с историей такого понятия как «детский труд», вызывая дискуссию с целью сравнения культурных реалий жизни детей в разные эпохи в разных странах.
Еще одно упражнение, нацеленное на творческий поиск обучающихся и выполнение проектной работы связано с российскими банкнотами – предлагается узнать (у родных или из Сети интернет) о городах, изображенных на купюрах различного номинала. Также можно поговорить в рамках данного задания и о монетах. Дети погружаются в изучение вопроса, узнают о географии собственной страны, ее достопримечательностях, исторических личностях и событиях.
Одно из заданий данного модуля несет в себе глубокий воспитательный потенциал: школьникам предлагается спросить родных об их детстве, были ли карманные деньги, поинтересоваться о работе подростков тех лет. Таким образом, школьники могут проникнуть в тайну детства своих родных, узнать что-то новое и, возможно, сокровенное. Такие разговоры, безусловно, сближают семью.
В 6 классе школьники также сталкиваются с проблемными задачами – как экономить деньги, как делить бюджет с другом, как выбрать действительно важные, нужные покупки, избежав лишних трат.
Актуальной задачей, которую в настоящее время ставит перед нами государство, является ранняя профессиональная ориентация подростков. Полагаю, вы согласитесь, что тема финансов и выбора профессии очень тесно связаны. В рамках изучения этой темы школьники говорят об опасных профессиях, о проблеме поиска работы, написания резюме и прохождения собеседования.
В завершение хотелось бы сказать о таком явлении, как «эффект типичной ошибки». Решая типичную текстовую задачу, ученик зачастую подменяет этап понимания и составления модели категоризацией и поиском в памяти готового алгоритма для данной категории задач, моделирование, иными словами, подменяется поиском готовой модели.
При решении же нетипичной задачи этапы понимания развернуты, самостоятельны, этап интерпретации логичен и осмыслен.
Наша с вами задача, как педагогов, состоит в том, чтобы максимально погружать ребят в решение нетипичных, жизненных ситуаций, чтобы развивались креативное и критической мышление школьников. Они должны понимать, что жизнь – не шаблон с готовым решением, жизнь – это череда непредсказуемых, интересных, подчас трудных и требующих сиюминутного решения задач, решая которые ты испытываешь настоящую радость!