«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Четверг 23 сентября 2021

Основным назначением иностранного языка по ФГОС является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Этот вопрос на сегодня является http://www.tilt.tc, учителю необходимо поддерживать интерес к иноязычному общению и к тому, чтобы школьники понимали и принимали цели, поставленные совместно с учителем и всегда были активными участниками их реализации. Чтобы создать такие условия необходимо использовать современные стратегий для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся при изучении английского языка.

 

 

Автор: Чемолдина Олеся Юрьевна
Место работы: МКОУ Чикская СОШ № 7, Коченевский район, Новосибирская область
Должность: учитель английского языка

 

 

 

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, стратегия обучения, стратегия овладения, когнитивные стратегии, метакогнитивные стратегии, компенсационные умения.

В процессе изучения языка используются общие стратегии и приемы, не зависящие от характера учебного предмета, и специальные, обеспечивающие освоение предмета «Иностранный язык». Современный словарь иностранных слов определяет стратегию как «искусство планирования, основанное на правильных, далеко идущих прогнозах». В методической литературе последних лет часто встречаются слова «стратегия обучения языку», «стратегия овладения языком». Понятие «стратегия обучения» употребляется по отношению к учителю. Она понимается методически как общая концепция обучения, базирующаяся на определённых лингвистических, психологических и дидактических принципах и определяющая подход к обучению. Стратегия обучения языку – это искусство руководства процессом овладения иностранным языком, планирования учебного курса на основании изучения данных учащихся и применения современных методов и способов, направленных на достижение у учащихся навыков и умений использовать иностранный язык в соответствии с выявленными данными и стратегиями овладения языком учащихся. Если «стратегия обучения» употребляется по отношению к учителю, то «стратегия овладения» употребляется по отношению к ученику. Согласно «Словарю методических терминов», составленному Э.Г.Азимовым и А.Н.Щукиным, стратегии овладения определяются как комбинации приёмов и усилий, применяемых учащимися для понимания, запоминания и использования знаний о системе языка и речевых навыков и умений. Это и когнитивные операции, которые выбираются учащимися для решения коммуникативной задачи.

По мнению Э.Г.Азимова и А.Н.Щукина в настоящее время предлагается около ста различных стратегий, которые подразделяются на прямые и косвенные. Прямые стратегии (стратегия памяти, когнитивные, компенсационные) означают умение сосредоточиться, планировать свою деятельность и оценивать результаты. Косвенные стратегии (метакогнитивные, эмоциональные и социальные) или понижают беспокойство, служат средством мотивации учения, или отражают желание получать информацию, умение отбирать учебный материал в соответствии со своими целями, умение и желание сотрудничать c преподавателем и другими учащимися в группе, умение и желание задавать вопросы, участвовать в учебных беседах.

Стратегии, направленные на овладение языковым материалом, чтобы облегчить и ускорить процесс усвоения и запоминания языковых явлений и улучшить работу памяти:

— подбор групп слов по тематическому принципу mind map (приложение 1);

— создание ассоциативных связей (подобрать ассоциации к словам, чтобы запомнить название или перевод слова);

— использование контекста, составление рассказа о себе (приложение 2);

-использование иллюстраций, изображение слов необычным способом (зарисовать или подобрать картинку к  переводу слов) (приложение 3);

— выделение ключевых слов читаемом тексте или рассказе;

— составление плана пересказа текста или рассказа о себе;

— сравнение иностранного языка с родным (посмотреть на написание слова и догадаться на какое русское слово оно похоже)

— подчеркивание и маркирование;

— применение правил;

— нахождение языковых закономерностей;

Стратегии, цель которых помочь обучающимся правильно употреблять те или иные уже изученные языковые явления:

— раскрытие значения слов по контексту;

— описание незнакомого слова с помощью более простых слов или пантомимы;

— использование синонимов, антонимов, интернационализмов;

— выделение в тексте-образце языковых и речевых средств;

— выдвижение гипотез;

— порождение новых слов, словообразование;

Стратегии для активного и прочного овладения грамматическими структурами иностранного языка:

— наблюдение за тем, какое коммуникативное намерение реализует грамматическая структура (прочитать диалог и определить, что выражает в нем та или иная фраза);

— самостоятельный вывод правила из готового текста или вывод правила путем заполнения пропусков в его краткой формулировке (Приложение 4).

Стратегии, направленные на планирование обучающимися собственной учебной деятельности:

— на уроках обучающиеся учатся определять собственные цели учения по предмету «Английский язык»;

— планируют процесс учения;

— контролируют  процесс учения;

— определяют наиболее оптимальные пути усвоения лексических и грамматических знаний, пониманий текстов.

Также процесс обучения иностранному языку реализует стратегии, направленные  на организацию самостоятельной работы вне урока:

— обучающиеся учатся планировать время;

— оборудовать своё рабочее место;

— ранжировать по трудности задачи, решаемые самостоятельно;

— чередовать трудности и делать перерывы в работе.

Развитие социальных стратегий обучающихся через:

— умение задавать вопросы с целью получить дополнительное объяснение (диалог обмен- мнением по заданной теме, по образцу на родном языке, затем по образцу на английском языке) (Приложение 5);

— умение работать в парах, в группах;

— умение наблюдать и анализировать работу своего партнера, аргументировать своё мнение и делать выводы.

Эффективность овладения иностранным языком зависит и от стратегии ученика, и от стратегии обучения. Максимальный эффект будет получен при гармонизации этих стратегий. В процессе обучения иностранного языка учащиеся должны овладевать все более и более сложными стратегиями и комплексно их использовать. Конечная цель процесса формирования общеучебных и компенсационных  умений (умение восполнять в процессе общения недостаточность знания языка) состоит в том, чтобы обучающиеся нашли наиболее эффективные для себя стратегии, с помощью которых они могли бы учиться языку самостоятельно, вне школы, вне урока, углублять и совершенствовать уже полученные знания и добывать новые, в зависимости от своих личных и профессиональных целей и потребностей.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е.,Эванс В. УМК Английский в фокусе, 5 кл., 9-е изд. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2018.
  3. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е.,Эванс В. УМК Английский в фокусе, 6 кл., 7-е изд. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2017.
  4. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е.,Эванс В. УМК Английский в фокусе, 8 кл., 7-е изд. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2017.
  5. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е.,Эванс В. УМК Английский в фокусе, 9 кл., 2-е изд. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2013.
  6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти-Глосса, 2000.
  7. Панькин В. М., Филиппов А.В. Языковые контакты: краткий словарь [Текст] / В.М. Панькин, А.В. Филиппов. – М.: Флинта, 2011.
  8. Современный словарь иностранных слов [Текст]. – М.: Русский язык, 2000.
  9. Стратегии [Электронный ресурс]. — Режим доступа : 11URL:http://www.tpu.ru/html/p-international.htm
  10. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: Филоматис, 2006.
  11. Шубкина Т.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в иноязычном образовании. Учебно-методическое пособие.-  Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11

 

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

 

___________

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии закрыты.