«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. LANGUAGE CERT – НОВАЯ ЛИНЕЙКА ЭКЗАМЕНОВ В РОССИИ

Вторник 19 октября 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международные экзамены по английскому языку давно и заслуженно пользуются популярностью и авторитетом как у тех, кто обучает этому языку, так и у учащихся, а также их родителей. Выбор таких экзаменов сейчас очень широк, и пользователям часто приходится принимать непростое решение, какой из них в большей степени будет соответствовать их потребностям и ожиданиям.

 

 

Автор: Горизонтова Анна Всеволодовна, к.и.н., НИТУ МИСиС

 

 

 

 

Первый вопрос, на который должен ответить человек, делающий такой выбор, это вопрос о цели сдачи экзамена. Если речь идет, например, о поступлении в зарубежный университет или в магистратуру одного из российских вузов, требующих подтверждения уровня владения английским языком, то выбирать приходится из таких экзаменов, как IELTS, TOEFL, высокие уровни экзаменов Cambridge English, LanguageCert и др. Здесь необходимо понимать, что все международные экзамены по иностранным языкам можно разделить на две большие группы: экзамены на определение уровня (range или level-agnostic exams) и экзамены на подтверждение заявленного уровня (level exams).

К первой группе относятся такие экзамены, как IELTS и TOEFL. Они создавались, в первую очередь, для проведения отбора кандидатов, способных, например, обучаться на английском языке или же работать в англоязычной стране. Поскольку считается, что для успешного обучения на иностранном языке необходимо владеть им на уровне не ниже В2 или, предпочтительнее, С1, то эти уровни устанавливаются как норма знания языка. Соответственно, все кандидаты сравниваются с этой нормой и экзамены «отсеивают» всех, чьи знания оказываются ниже этой нормы. В силу этой специфики сертификаты экзаменов на определение уровня, как правило, имеют ограниченный срок действия – обычно 2 года.

Экзамены на подтверждение заявленного уровня в большинстве случаев не имеют срока действия сертификатов и более универсальны с точки зрения задач, в решении которых они могут помочь кандидатам. Их главная черта – привязка к конкретным уровням Общеевропейской шкалы языковой компетенции. В этой связи их высокие уровни могут служить выполнению тех же целей, что и указанные выше range exams. Кроме того, они помогают отслеживать и подтверждать прогресс в овладении иностранным языком, корректировать обучение, предоставляя информацию как о достижениях учащегося в этом процессе, так и о его недоработках. Наконец, международный сертификат, полученный по завершении какого-либо этапа в изучении языка, способствует повышению мотивации учащихся к дальнейшим усилиям в этом направлении, а также служит определенным «знаком качества» работы преподавателя иностранного языка. Опыт сдачи международных экзаменов, безусловно, помогает успешно справляться с такими важными испытаниями, как ГИА и ЕГЭ.

Конкретные данные о числе сдающих различные международные экзамены по английскому языку в России не публикуются, но, по наблюдениям автора, наибольшее число кандидатов сдают в нашей стране именно уровневые экзамены, и не менее 75-80% кандидатов на эти экзамены – дети и подростки школьного возраста. Какими критериями следует руководствоваться при выборе экзамена, на чем нужно основываться преподавателям, рекомендующим ученикам и их родителям какой-либо конкретный вариант?

Очевидно, что существует как минимум два таких критерия: валидность экзаменов, и удобство их сдачи. Для экзаменов, разрабатываемых британскими экзаменационными комиссиями, главным подтверждением валидности является включение в список квалификаций, признаваемых Ofqual. Ofqual (The Office of Qualifications and Examinations Regulation) – это правительственная организация, ведущая реестр всех экзаменов в различных предметных областях и гарантирующая официальное признание экзаменов в Англии.  В случае международных экзаменов по английскому языку признание Ofqual играет значительную роль также и далеко за пределами Англии. Любой экзамен перед тем, как попасть в реестр Ofqual, проходит тщательную проверку как с точки зрения его содержания и уровня, так и в отношении процедуры его проведения. Последняя должна исключать все возможности для обмана, создания несправедливых преимуществ для каких-либо кандидатов, подделки результатов и т.д. Такие британские экзамены, представленные в настоящее время в России, как Cambridge English, LanguageCert, Pearson Test of English, признаны Ofqual и, соответственно, обладают равной валидностью.

Что имеется в виду под удобством сдачи экзамена? Здесь необходимо учитывать целый ряд факторов: как часто проводится экзамен, сколько времени проходит между регистрацией на экзамен и получением результатов и сертификата, какие форматы сдачи (на бумажном носителе, на компьютере с предустановленными экзаменационными заданиями, в онлайн режиме) доступны и т.д.   С этой точки зрения, наиболее удобные и гибкие условия, как представляется, предлагаются экзаменационной комиссией LanguageCert.

Обратимся сначала к правилам, распространяющимся на экзаменационные центры, которые проводят экзамены в бумажном или компьютерном форматах. В отличие от других экзаменационных комиссий, заранее составляющих расписание экзаменов для всех центров, центры LanguageCert самостоятельно устанавливают удобные для них и для кандидатов дни для сдачи экзаменов. Зарегистрировать кандидатов можно минимум за 10 дней до даты экзамена, тогда как для большинства других экзаменов регистрация заканчивается за 5-6 недель до сдачи. LanguageCert предоставляет результаты через 10 рабочих дней после экзамена, что также существенно быстрее, чем у большинства других экзаменационных комиссий.

Отдельно следует остановиться на особенностях проведения экзаменов LanguageCert в онлайн режиме. В данном случае удобства для кандидатов еще более очевидны: онлайн экзамены можно самостоятельно запланировать на любое время и любой день, причем часто, при наличии мест, даже в день сдачи. Результаты выдаются на 2-3 рабочий день после экзамена. Успешно сданный онлайн экзамен ведет к получению такого же сертификата, как и экзамен, проведенный в экзаменационном центре, они пользуются таким же признанием Ofqual, университетов и других организаций. Соответственно, надежность и защищенность таких экзаменов считается соответствующей самым высоким стандартам. Каким образом это обеспечивается?

Тестирование в онлайн режиме не является чем-то новым: различные тесты на определение уровня, более серьезные тесты, не ведущие к получению международного сертификата, давно и успешно работают в сети интернет. В большинстве таких случаев защита от разного рода нечестных практик даже не является необходимой: кандидату нет смысла обманывать самого себя, если речь идет об определении уровня владения языком для выбора курсов, учебника и т.д. Другое дело, если речь идет об экзамене, результаты которого могут сыграть значительную роль в академической или профессиональной карьере. Кем и как можно заменить администраторов и наблюдателей, которые обеспечивают надежность и защищенность экзаменов, проводимых в аккредитованных экзаменационных центрах? Очевидно, что для этого нужны определенные технологические решения.

Первым из них является прокторинг, то есть наблюдение за кандидатами, осуществляемое удаленным администратором. Технология прокторинга также не является нововведением. Например, многие университеты при проведении онлайн экзаменов требуют, чтобы студенты вели видеозапись во время экзамена. Эта запись потом просматривается проктором, который делает выводы о наличии или об отсутствии неправомерных действий со стороны каждого студента. Более надежным решением является прокторинг в режиме реального времени, когда ведется постоянное наблюдение за сдающими в течение всего экзамена. Но и в первом, и во втором случаях не всегда возможно исключить «человеческий фактор»: проктор может отвлечься, устать и не заметить каких-то подозрительных действий со стороны сдающего. Поэтому нужна определенная «страховка» и поддержка проктора при помощи технических средств.

LanguageCert использует для проведения онлайн экзаменов собственную программу Exam Shield. Она дает возможность проктору наблюдать за всем происходящим в помещении, где сдается экзамен, через камеру кандидата. Кроме того, программа сообщает обо всех «подозрительных» действиях сдающего, например, о появлении второго человека в комнате, о том, что кандидат отворачивается от экрана компьютера и т.д. В таких случаях проктор обязан прервать экзамен и попросить кандидата продемонстрировать через камеру компьютера все помещение, где находится сдающий.

Еще одна угроза валидности онлайн экзаменов состоит в потенциальной возможности пользоваться различными программами и файлами на том же компьютере, на котором выполняются экзаменационные задания. Во время онлайн экзамена LanguageCert программа Exam Shield блокирует все окна в компьютере кандидата, кроме собственно экзаменационного задания. Необходимо отметить также, что Exam Shield работает исключительно во время экзамена, и ни экзаменационная комиссия, ни кандидат не смогут запустить ее повторно после того, как экзамен закончился. Если кандидат впоследствии будет сдавать еще один экзамен LanguageCert, нужно будет устанавливать эту программу заново непосредственно перед его началом.

Наконец, последний вопрос, на который следует ответить в рамках данной статьи – какие экзамены LanguageCert можно сдать в онлайн формате.  Очевидно, что такая форма полностью самостоятельного прохождения экзамена не подходит для  детей моложе 12-13 лет. Кроме того, поскольку единственным общим языком для кандидата и проктора является английский, сдающий должен обладать уровнем не ниже А2, чтобы понять вопросы и инструкции проктора. Соответственно, в онлайн формате можно сдать уровневые экзамены LanguageCert International ESOL от А2 до С2, а также экзамен LanguageCert Test of English (LTE), который действует по принципу теста на определение уровня и сертифицирует кандидатов по всем уровням Общеевропейской шкалы.

Список литературы:

  1. Chapelle, Carol and Voss, Erik, «20 years of technology and language assessment» (2016). English Publications. 139.
  2. Tatiana Rasskazova, Anna Muzafarova, Computerised language assessment: limitations and opportunities. The 13 th International Scientific Conference eLearning and Software for Education Bucharest, April 27-28, 2017

Комментарии закрыты.