«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ СОВРЕМЕННОГО ТИПА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИЙ ШКОЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среда 6 октября 2021

Проблема создания гуманитарной личностно-развивающей среды во имя формирования индивидуальности и раскрытия творческого потенциала школьника напрямую связаны с профессионализмом и мастерством учителя, его методологической и дидактической готовностью видеть перспективы становления личности обучающихся, их ценностной и интеллектуальной составляющих в пространстве организованного культурного самоопределения как процесса языковой самореализации. Современный научно-педагогический дискурс, а также образовательная практика в целом отражает разные аспекты  и стороны профессиональной компетенции учителя иностранного языка, направления и факторы, оказывающие воздействие на статус учителя, его педагогической карьеры. Проектная методика, «красочно вписавшаяся» в нашу школьную действительность (90-е годы прошлого столетия!!!!), стала не только трендом, но и брендом отечественного иноязычного образования, за которым отправились и другие предметники. Что ни аттестация, то слышишь «Проект». Авторы статьи тоже не отстали от этого брендирования. И предлагают свой неповторимый взгляд на эту проблему, решая ее некоторые аспекты – формирование умений в чтении и устной речи – с помощью уникальных УМК нашего профессионального издательства.

 

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

 

 

Автор: Гордиенко Тамара Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кольцовская школа №5 с углубленным изучением английского язык)
Должность: учитель-методист, кафедра иностранных языков

 

 

Среди всего разнообразия условий актуализации обозначенных аспектов не последнюю роль отводится системе непрерывного образования и самообразования, культурного самоопределения личности современного учителя. Одновременно исследованию подлежат вопросы влияния профессионализма и мастерства на изменения индивидуально-личностной траектории развития непосредственных участников процесса освоения иностранного языка и иной культуры (Е.И. Пассов, 2013). Применительно к данной ситуации учитель всегда информирован о запросах ученика и его продвижении, прежде всего. Учитель-мастер демонстрирует знание своего предмета, умеет письменно и устно сделать презентацию учебного материала на уроках. В целях эффективного обучения и воспитания организует время и пространство конкретного урока/системы занятий с помощью современных учебных пособий и технических средств. Демонстрируя разнообразные и адекватные коммуникативным ситуациям методы обучения, постоянно поддерживает атмосферу творческого созидания – всех «языков» учебного процесса, вербальных и невербальных средств иной культуры. Творческая созидающая атмосфера, несомненно, способствует поддержанию педагогом на уроке и во внеурочное время высокого уровня мотивации и достойного речевого и коммуникативного поведения учащихся. Такой педагог в полной мере осознает всю ответственность, возложенную на него в аспекте качественного преподавания иностранного языка (М.А. Ариян, 2003, С.86-90).

В контексте изложенного проблема профессионального развития педагога обусловлена прежде всего культуротворческой миссией современного образования как ценности. Данная доминанта в эпоху кардинальной смены образовательной парадигмы находится в зоне повышенного внимания и российского государства, и научной элиты, и общественности в целом [2,3,4]. В решение этих задач система постдипломного непрерывного образования педагога призвана внести достойный вклад по созданию развивающей профессиональной среды гуманистической направленности на региональном уровне, что и составляет цель данной статьи. Как результат непрерывного образования учителя в искомой системе, предлагается  Проект «Использование видео на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в инновационном пространстве образовательной организации», реализованный на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кольцовская школа №5 с углубленным изучением английского языка».

Использование видео на уроках английского языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей  и учителя, и учеников в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом. В отличие от аудио или печатного текста, которые, безусловно, могут иметь высокую информативную. образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте. Видеоматериалы представляют практически неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения. Очевидно и то, что просмотр видео может иметь сильное эмоциональное воздействие на учащихся, служит стимулом для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.

Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у учащихся коммуникативной компетенции при использовании видео на уроках английского языка в пространстве базовых УМК по английскому языку [5,6,7].

Задачи проекта:

Использование видео на уроках помогает решению нескольких задач, таких как:

— повышение уровня мотивации обучения,

— интенсификация обучения,

— активизация учащихся,

— самостоятельная и индивидуальная работа учащихся,

— повышение качества знаний обучаемых.

Обучение английскому языку 2-11 классы осуществляется на основе УМК Starlight Express Publishing «Просвещение».

На уроках с успехом используются такие видеоматериалы, как:

  • художественные и документальные фильмы;
  • мультфильмы;
  • видеозаписи телевизионных новостей и разных телепередач;
  • музыкальные видеоклипы;
  • видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира.

При работе с любым текстом в методике обучения принято выделять три основных этапа. Видеотекст в этом случае не является исключением:

  1. Дотекстовый этап.
  2. Текстовый этап.
  3. Послетекстовый этап.

Цель дотекстового этапа: мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, снять возможные трудности восприятия текста и подготовить к успешному выполнению задания.

Типы заданий дотекстового этапа:

  1. Прочтите заголовок видео и постарайтесь определить, о чем может идти речь в видео.
  2. Постарайтесь догадаться о содержании видеофрагмента по заголовку и вопросам.
  3. Посмотрите на список новых слов, которые встретятся в этом видеофильме. Определите по ним тематику сюжета, вспомните уже известные вам слова и выражения, которые могут встретиться в данном тексте.

Главным в данном случае является предвосхищение возможных трудностей языкового, речевого и социокультурного характера их снятие с помощью различных приемов. Включая толкование, объяснение, перевод, соотнесение с ранее изученным материалом.

Цель текстового этапа: Обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенции учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.

Типы заданий текстового этапа: посмотрите видео фрагмент и:

  • заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями;
  • запишите все прилагательные, которые употреблялись со словом «хобби» или все глаголы, которые употреблялись со словом «еда»;
  • подберите английские эквиваленты к следующим русским словам и выражениям;
  • запишите глаголы из приведенного ниже списка той грамматической форме, в какой они были употреблены в видеофильме;
  • в приведенном списке синонимических выражений отметьте те, которые употреблялись в видео.

На развитие рецептивных умений использую упражнения, направленные на:

  • поиск правильных ответов на вопросы, которые предлагаются до просмотра;
  • определение верных/неверных утверждений;
  • установление причинно-следственных связей.

На развитие умений монологической речи использую следующие приемы:

воспроизведение увиденного в форме рассказа, сообщения. Использую кнопку «Пауза» чтобы учащиеся высказали предположение о дальнейшем ходе событий, что неразрывно связано с развитием таких умений, как определение и установление логико-смысловых связей, критического мышления.

Для развития диалогической речи использую такие задания:

Выключение звука при сохранении изображения с последующим воспроизведением предполагаемого текста, особенно если ситуация является достаточно стандартной  (в Кафе Starlight 5 С. 67; в Магазине Starlight 5 С. 64; у Врача Starlight 7 С. 67, и т.д.).

Использование видео на уроках предоставляет моим учащимся прекрасную основу для развития социокультурных умений. Безусловно, для того чтобы достичь необходимого и достаточного уровня социокультурной компетенции, учащимся необходимо иметь определенный набор знаний о странах изучаемого языка. Однако еще более важно научить их сравнивать различные культуры мира, подмечать в них культурно-специфические особенности и находить общекультурные закономерности.

Так, при работе с видеоматериалами Starlight 5 c 25 предполагается использую такой вид заданий, как установление межкультурных сопоставлений и расхождений: вы увидите, как живут две разные семьи. Одна из них живет в Англии, а другая в Австралии. Посмотрите видео и сравните жизнь этих двух семей. Обратите внимание на:

— место их проживания (город, деревня и т.д.);
— особенности расположения дома и его размеры;
— количество членов семьи;
— распорядок дня;
— занятия и увлечения членов семьи, взаимоотношения родителей и детей;
— есть ли домашние животные;
— как одеваются и почему так?   

Необходимо направлять внимание учащихся на вычленение, фиксирование и интерпретацию нужной информации.

Цель послетекстового этапа: использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной и письменной речи. На данном этапе использую проектную работу, связанную с подготовкой аналогичных видеосюжетов самостоятельно (проведение видеоэкскурсии по городу или школе, рассказ о своей семье, занятие в свободное время, любимое увлечение, домашние питомцы и т.д.). Это может быть и ролевая игра, в основу которых положен сюжет или ситуация видеофильма, при этом их можно частично видоизменять.  После прохождения Starlight 5 модуля 4 Come rain or shine С. 70, появилась идея проекта “Food around the world”. Starlight 10 модуль 1 С. 30 текст Our Energy Resourses вдохновил на создание проекта “How to save energy at home”, с которым учащиеся достойно выступили научно-практической конференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом можно сказать, что использование аутентичных видео материалов оказывает положительное влияние на процесс обучения, способствуя значительному повышению познавательного интереса учащихся и их общему уровню языковых умений и навыков. Привлечение аутентичных видеоматериалов в ходе организации учебного процесса является эффективным средством повышения качества обучения за счет яркости, выразительности ситуации общения, информационной насыщенности.

  1. Неотъемлемой частью современного языкового образования является формирование функциональной грамотности учащегося. Работа с использованием аутентичных видео материалов помогает учителю в решении этой задачи, так как работа с текстом включает функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. В программе на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач: уметь извлекать информацию из разных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; уметь пользоваться источниками и ссылаться на них и уметь применять их при подготовке собственных текстов; реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом, тем более знакомство и изучение материалов новых УМК Team Up.  Textbook. M.: Pearson: Prosveshcheniye.2020. и Spheres. Grade Textbook. Prosveshcheniye. издательства стимулирует к использованию дополнительных материалов в процессе решения задач в аспекте осуществления преемственности аудиторной и внеаудиторной работы в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Team Up. Grade 9. Part 1. С. 15/ Reading and Vocabulary

 

 

Spheres Grade 10.   С. 76-77, Our right to be heard

Для учащихся начальной школы используются видеоматериалы с сайта British Council for kids, для среднего звена мультфильмы и видеоматериалы с сайта British Council for teens, для учащихся старших классов художественные фильмы, видеофрагменты с сайта youtube The Duke and Duchess Cambridge, Learn English with Papa Teach Me, mmmEnglish Emma, Oxford online English.Для учащихся инженерных классов использую видео с сайта ed.com.Ted.

На вопрос: «что же даёт детям применение видео на уроках английского языка?» школьники отвечают:

  • лучше усваивается материал 80%,
  • уроки стали интереснее75%,
  • с желанием идем на урок 70%
  • появилась возможность демонстрировать свои работы 50%.

Искомый проект представлен на школьном и региональном семинарах для учителей иностранных языков по теме «Проектная деятельность на уроках английского языка», а также «Интеграция компетенций по английскому языку в предметы инженерно-технологической направленности» и «Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала».

Заключение. Критический анализ философской, психолого-педагогической, частнодидактической и методической литературы по вопросам культурного самоопределения личности позволяет уточнить и скорректировать развивающие практики, положенные в основание ценностной модели тьюторского сопровождения учителя иностранного языка в региональной системе дополнительного профессионального образования на основе аксиологического подхода. Получены новые научные данные теоретического и практического осмысления и культивирования ценностной составляющей тьюторских практик гуманистической направленности в полиязыковом пространстве непрерывного обучения молодых педагогов. Выявлены резервные возможности авторской комплексной модели культурного самоопределения личности в качестве ценностного ориентира тьюторского сопровождения [2]. В ходе апробации предложенной модели тьюториала учителя иностранного языка в профессиональной поликультурной среде региона доказана содержательно и статистически валидность результатов дальнейшего внедрения искомой модели персонифицированной поддержки молодых педагогов. Причем авторы подчеркивают значимость повышения уровня содержательной технологичности непрерывного образования педагога, где не последнюю роль призваны выполнять тьюторские практики гуманистической направленности, мотивирующие учителя к непрерывному обучению и самосовершенствованию [8,9].

Список литературы

  1. Ариян М.А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. №1. – 2003. – С.86-89.
  2. Буланкина Н.Е. Ценностные аспекты профессионального становления педагога в контексте радикальной смены образовательной парадигмы // Кант, 2020.№3 (36). С.220-226.
  3. Egorova E., Bulankina, N.E., Mishutina O.V. Features of pedagogical design of a digital language course for the university students. INTED2021 (14th annual International Technology, Education and Development Conference) Dates: 8th-9th of March, 2021 Organization: IATED Session Technology for language learnimg. https://library.inted.org (In Engl.)
  4. Никитенко З.Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе. Монография. М., 2010. – 438с.
  5. Grade.7. Textbook. M.: Express Publishing : Prosveshcheniye.2018. 192p.
  6. Team Up. Grade.9. Textbook. M.: Pearson : Prosveshcheniye.2020. 88p.
  7. Grade 8. Textbook. Prosveshcheniye.2020. 88p.
  8. http://iyazyki.prosv.ru/2021/07/08/
  9. http://iyazyki.prosv.ru/2021/07/15/

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.