«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

STEM-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ: МБОУ КОЛЬЦОВСКАЯ ШКОЛА №5 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Четверг 28 октября 2021

Традиционная система образования не всегда справляется с задачами подготовки талантливой молодежи к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в новых условиях. Перспективным подходом решения возникших проблем и создания инновационного образовательного пространства представляется методология STEM, которая в сочетании с углубленным изучением иностранного языка и формированием межкультурной коммуникативной компетенции учащихся может обеспечить достижение образовательного стандарта, отвечающего современным требованиям. Опыт такой деятельности приведен в статье, в которой делается акцент на интеллектуальной миссии российского иноязычного образования с учетом особенностей гуманитарной образовательной среды региона. Однако и близость научного центра с большим количеством научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений с одной стороны задает высокую планку подготовленности выпускников школы, а с другой стороны создает условия для развития творческого потенциала и вовлечения их в научную деятельность.

 

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования

 

 

 

Автор: Юркина Елена Николаевна, руководитель Консалтингового Центра,
Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение Кольцовская школа №5 с углубленным изучением английского языка №5
Должность: учитель английского языка

 

 

 

Инновационность российского образования является требованием времени, обусловленным быстрыми изменениями во всех сферах жизни и деятельности человека в современном мире. Изменились не только предметные области изучения отдельных учебных дисциплин – биологии, физики, химии, истории, географии, не только появились новые учебные предметы – информатика, робототехника, технологии, изменились и сами учащиеся, их поведение, характер когнитивных процессов, способы восприятия, обработки, усвоения информации. За долгую историю развития человечества научный подход прошел сложный путь от общего научного знания к узконаправленным способам познания мира: от метафизики – к специализированным методам генетики и математики, от философских трактатов – к наукоемким технологиям. Однако сейчас сфера науки и технологий снова возвращается к целостному познанию мира, сосредотачивает свои интересы на пограничных областях человеческого знания, стремится к глобализации всех процессов. На смену выдающимся достижениям гениев-одиночек, таких, как Ломоносов, Менделеев, Ландау, приходят головокружительные успехи групп, коллективов и корпораций. Теперь на слуху не отдельные личности, а РосАтом, Церн (CERN), NASA, Гугл, Сбербанк и т.п. Большинство современных достижений – результат междисциплинарного подхода и работы ученых разных областей. Сложные процессы происходят и в самих научных отраслях. Если в середине прошлого века балом правили генетика, квантовая физика, материаловедение, то к концу ХХ – началу нынешнего века прорывные результаты ученые получили на стыке наук, и актуальность приобрели биомедицинские, физико-химические и другие межпредметные направления. В результате такой исторической трансформации современному миру требуются принципиально иные специалисты. Мало, кто из работодателей ищет физика или химика, теперь ученый должен обладать минимальным набором компетенций инженера, математика, хорошо понимать технологические процессы. Технологии подготовки специалистов для новейших областей науки и техники довольно быстро адаптировались к такому запросу работодателя, и в современном мире естественным образом выделился в качестве тренда в образовательной и профессиональной сферах особый подход, который в 2001 году официально получил название STEM [1]. Аббревиатура STEM образована от английских слов Science, Technology, Engineering, Math, и само по себе это название однозначно определяет сферу развития данной области образования. Но для полной ясности уточним, что в англоязычном пространстве под наукой, «science», имеют в виду три основные области естественных наук: физику, биологию, химию, а также формальные науки, такие как математика, логика, статистика. И хотя гуманитарные науки и искусство объединились под аббревиатурой HASS, психология также считается частью STEM направления.

Сегодня STEM направление является перспективным и привлекательным для многих участников образовательного процесса и потребителей его продукции. Привлечение даже минимального количества специалистов STEM приводит к существенному росту ВВП для государства и к ощутимому росту прибыли для частных компаний, поэтому крупные корпорации охотно делают инвестиции в обучение специалистов такого профиля. Ведущие университеты США, Европы, Азии открывают STEM-направления для своих студентов. Потребность в таких специалистах велика в настоящее время, и она неуклонно возрастает [1].

Таким образом, актуальной задачей становится развитие образовательных технологий, направленных на подготовку STEM-специалистов, а также ключевыми становятся задачи формирования навыков, необходимых для успешной реализации таких образовательных траекторий. Основными компетенциями являются навыки совместной деятельности (collaboration), именно они выходят на первый план, позволяя налаживать эффективное взаимодействие в команде специалистов, и стоит отметить, что, как правило, в реальных условиях это – команда специалистов из разных стран. Коммуникация (communication) – тоже очень востребований для командной работы навык из категории гибких навыков (softskills) в эпоху, когда важнее быть средним командным игроком, чем гением-одиночкой. Исследовательские навыки (research), решение проблем (problem solving), критическое мышление (critical thinking), креативность (creativity), – все это важные компетенции, освоение которых предусматривает методология STEM [2].

Решение такого рода образовательных задач не предусмотрено традиционной педагогической парадигмой, особенно в области общего среднего образования, где доминирующую роль по-прежнему играет предметный подход к формированию содержания образования. Альтернативной становится создание инновационных площадок, локально решающих проблемы подготовки учащихся в соответствии с социальным заказом.

Целью данной работы было обоснование, разработка и внедрение технологий STEM-образования как системообразующего фактора для построения инновационной образовательной площадки на базе МБОУ «Кольцовская школа №5 с углублённым изучением английского языка», о разносторонней инновационной деятельности которой читатели могут узнать из наших предыдущих статей [10;11].

Инновационная образовательная среда предполагает творческое взаимодействие педагогов и учащихся, для которых существуют свои предпосылки активного включения в STEM-образование. Одновременно с кардинальными изменениями в обществе, условиями и образом жизни учащихся изменяется и сфера их познавательных интересов. Молниеносное развитие технологий в современном мире, появление новых необычных устройств (гаджетов) снова, как в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ столетия, делает привлекательными для учащихся область естественных наук, технику, электронику, инженерию, работа в которых неизбежно требует соответствующей технологической и математической подготовки.

Информатизация современного общества и компьютеризация всех сфер жизнедеятельности человека, с одной стороны, делают востребованными специалистов в области разработки и использования информационно-коммуникационных технологий (ІТ-области), а с другой – создают предпосылки для приоритетного развития фундаментальной и языковой подготовки.

Основная идея инновационной образовательной площадки МБОУ Кольцовская школа №5 с углубленным изучением английского языка заключается в том, что системообразующим фактором в силу своих особенностей становится методология STEM, которая образует базу для углубленной языковой подготовки. Являясь стержнем, обеспечивающим междисциплинарность и интеграцию различных инновационных подходов – проектного обучения, решения кейсов, геймификации и т.п., при этом акцент переносится на решение проблемы, так как учитель выступает скорее, как наставник, а не непререкаемый авторитет.

Другим ключевым фактором, определяющим характер педагогических инноваций в рамках создаваемой образовательной среды и тесно связанным со STEM как новым подходом к образованию, является углубленное изучение иностранного, в первую очередь, английского языка. Глобализация социальной жизни и научной деятельности обуславливают повышение значимости коммуникативных процессов и межличностной коммуникации в мировом масштабе. В силу развития информационно-коммуникационных технологий происходит формирование единого информационного пространства, и возникает необходимость ориентации в нем, при этом значительная часть контента является иноязычной, преимущественно англоязычной. Владение иностранным языком и способность к иноязычной коммуникации постепенно становится требованиями профессии для специалистов не только с высшим, но и со средним образованием.

Все эти процессы усиливают необходимость языковой, в том числе иноязычной, подготовки учащихся общеобразовательной школы, так как именно она составляет основу межкультурной коммуникации. Для учащихся, ориентированных на инженерные и естественнонаучные специальности, данные требования усугубляются необходимостью получения высшего образования.

Одна из основных идей, положенных в основу предлагаемого подхода к формированию инновационной образовательной площадки, заключается в том, что интеграция иностранного языка в STEM-образование обеспечивает повышение качества усвоения компонентов коммуникативной компетентности: чтение, письмо, речь, аудирование. Психологическим механизмов такого повышения является феномен сдвига мотива на цель, описанный А.Н. Леонтьевым [3]. Иностранный язык перестает быть предметом изучения, он становится средством решения личных задач учащегося, и в силу этого повышается учебная мотивация и изменяется отношение к учебному процессу.

Примером реализации такого подхода может служить урок физики на английском языке, разработанный в соответствии со STEM — подходом и проведенный нами в 8И (инженерном) классе. Урок представлял собой лабораторную работу по теме «Закон Ома», организация и выполнение которой происходило в соответствии с методологией STEM. Для моделирования ситуации естественного общения средствами иностранного языка лабораторную работу проводили под руководством учителя учащиеся 11 Ф-И класса.

Целью урока в аспекте изучения иностранного языка было развитие иноязычной лингвистической компетенции через интеграцию английского языка в физику. В ходе урока решались различные задачи: образовательные (закрепление знаний по теме «Законы постоянного тока», активизация лексических единиц, развитие навыков чтения, монологических и диалогических высказываний на английском языке по заданной теме); развивающие (развитие навыков общения и ведения научной дискуссии, развитие алгоритмического мышления) и воспитательные (формирование научного мировоззрения, подготовка учащихся к межкультурной коммуникации на иностранном языке). Основными средствами обучения, использованными в ходе подготовки и проведения урока, были: базовые учебники английского языка Starlight (8 класс, 11 класс); интерактивная доска Smartboard; мультимедийный проектор; раздаточный материал с печатной основой для выполнения лабораторной работы; флипчарт; оборудование для выполнения лабораторной работы; приложение для проектирования электрических схем.

Анализ урока на соответствие методологии STEM показывает наличие всех компонентов: решается физическая задача – проверка закона Ома (Science); инженерная задача – проектирование электрической схемы в специализированном редакторе (Engineering); технологическая задача – сборка электрической цепи по заданной схеме (Technology); математическая задача – расчет сопротивления лампы (Math). С другой стороны, данные задачи решаются учащимися в процессе англоязычной коммуникации, которая осуществляется в различных видах деятельности: обсуждение целей и задач эксперимента, особенностей составления схемы и подключения приборов, алгоритмов расчета; работа в команде; ролевое взаимодействие «учителя» – «учащиеся». На заключительном этапе урока подключается аналитическая деятельность: сравнение результатов эксперимента, выполненного разными группами.

В ходе урока учащиеся 11-го класса на английском языке сообщают тему урока; делают вводную презентацию с систематизацией теоретического материала по теме лабораторной работы и методикой ее выполнения; руководят работой учащихся на всех этапах практической деятельности, давая указания, и задавая вопросы; отвечают на вопросы, возникающие в процессе выполнения работы; подводят итоги выполнения лабораторной работы. Учащиеся 8-го класса слушают объяснения; отвечают на вопросы; задают вопросы; работают в команде, выполняя эксперимент и расчеты.

Предложенный формат проведения интегрированного урока дает синергетический эффект, повышая результативность формирования в силу действия нескольких факторов. Во-первых, естественный живой диалог с элементами неожиданности и непредсказуемости, возникающий в процессе решения физической задачи, требует от учащихся соответствующей реакции и применения лингвистических знаний в новой ситуации, в отличие от учебного диалога, который может быть выучен заранее. Даже при тщательно спланированном сценарии у учащихся (выполняющих лабораторную работу) возникают затруднения и непредусмотренные вопросы, что повышает сложность учебной задачи для учащихся, проводящих занятие. Во-вторых, необходимость объяснения темы другому учащемуся автоматически подразумевает упорядочивание и систематизацию собственных знаний, многократное повторение и доведение до автоматизма, что способствует более качественному усвоению и формированию навыка. В-третьих, фактически используются элементы технологии перевернутого класса: подготовка к уроку, включающая изучение предметной области ведущей дисциплины и языковую подготовку, выносится на самостоятельную работу учащихся, собственно на уроке, происходит только практическое освоение учебного материала, совершенствование умений и формирование навыков. Действенность такой технологии показана многочисленными исследованиями [4, 5, 6].

Предложенный подход не ограничивается интегрированными уроками, а предполагает разнообразные инновационные формы его реализации, в частности, научное кафе (Café Scientific), разговорный клуб (Speaking Club), просмотр и обсуждение выступлений TED (TED-cinema), научно-практические конференции и другие.

А потому создание и успешное функционирование инновационной образовательной площадки для углубленной языковой подготовки учащихся средней школы обеспечивается сочетанием методологии STEM, в основании которой формирование важнейших в современном мире компетенций — совместной деятельности, коммуникации, исследовательских навыков, навыков решения проблем, критического мышления, креативности, и инновационных подходов к преподаванию иностранного языка, основанных на разнообразии форм коммуникации учащихся, соответствующих особенностям, потребностям и интересам современного молодого поколения.

Заключение. В быстро меняющемся мире с высокой степенью неопределенности инновационность становится необходимым условием построения и развития современной образовательной среды. Традиционная консервативность педагогических систем, требующих выверенных, теоретически обоснованных и экспериментально проверенных методик обучения, становится неработоспособной в силу того, что просто не успевает отражать изменения в технологиях, содержании научного знания, методов учебной и профессиональной деятельности. С другой стороны, многочисленные нововведения в различных предметных областях, создают опасность нарушения принципа системности и систематичности обучения, рассогласования учебного процесса, результатом чего может стать фрагментарность, мозаичность образования, полученного в результате обучения, не объединенного общей идеей. Для обеспечения целостности и единства учебного процесса в условиях изменяющейся образовательной среды важным является выделение стратегических приоритетов, объединяющих подготовку учащихся и определяющих согласованность целей обучения различным предметам. Таким ориентиром может стать методология STEM, которая подтверждает значимость поставленных в данной статье проблем относительно реализации региональных инновационных педагогических практик как части национальных образовательных проектов.

В системе методической поддержки учителей на региональном уровне учитывается специфика очных и заочных форм обучения в рамках дополнительных образовательных программ учителей иностранного языка. В их содержании определены точки роста наряду с профессиональными дефицитами региона; выделенные формы педагогической поддержки учителя нацелены на корреляцию теоретической составляющей преподавания иностранного языка в образовательной организации (лицей, гимназия, общеобразовательная малокомплектная школа и т.д.) с учетом того, как в конкретном образовательном учреждении учитель применяет методические рекомендации на практике.

В частности, это касается необходимости включения примеров реальных ситуаций, требующих от учителя повышенного внимания. Возникает потребность в углубленном изучении «трудных» разделов лексическо-грамматического наполнения различных уровней школьного образования с учетом региональной специфики при работе с одаренными детьми. Требуется критический анализ материалов, относящихся к обучению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и другие актуальные аспекты.

Изложенные программные установки современной системы непрерывного профессионального образования учителя — дорожная карта, точки роста, индивидуальная траектория развития — в контексте системно-деятельностного подходов призваны обеспечить разумные условия для повышения уровня языковой и коммуникативной культуры личности, профессионализма и мастерства учителя-практика.

Для формирования содержательной технологичности на программных курсах, на конференциях и съездах в последнее время в рамках регионального проекта по обеспечению единой научно-методической службы актуальными становятся вопросы функциональной грамотности. И в этой широкомасштабной работе по формированию глобальных компетенций не последняя роль отводится программно-методическому обеспечению образовательного процесса, разрабатываемого отечественными издательствами, а также авторским коллективам УМК, которые регулярно освещают на страницах профессионального журнала актуальные вопросы формирования интеллектуальной составляющей иноязычного образования в аспекте функциональной грамотности учащихся [7- 9].

Литература

  1. H.B.Gonzalez, Jeffrey J. Kuenzi. Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) Education: A Primer. – CRS Report for Congress, 7-5700. – www.crs.gov, R42642. – 2012.
  2. Promotion of STEM Education – Unleashing Potential in Innovation. – 2015.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304.
  4. Delozier, S. J., & Rhodes, M. G. (2017). Flipped classrooms: A review of key ideas and recommendations for practice. Educational Psychology Review,29(1), 141–151.
  5. Gilboy, M. B., Heinerichs, S., & Pazzaglia, G. (2015). Enhancing student engagement using the flipped classroom. Journal of Nutrition Education and Behavior,47(1), 109–114.
  6. Bhagat, K. K., Chang, C. N., & Chang, C. Y. (2016). The impact of the flipped classroom on mathematics concept learning in high school. Educational Technology & Society, 19(3), 134–142.
  7. Starlight. Grade.10-11.Textbook.M.:Express Publishing : Prosveshcheniye. 2018. 192p.
  8. Team Up. Grade. 9. Textbook. M.: Pearson : Prosveshcheniye.2020. 88p.
  9. Spheres. Grade 8. Textbook. Prosveshcheniye.2020. 88p.
  10. http://iyazyki.prosv.ru/2021/07/08/
  11. http://iyazyki.prosv.ru/2021/07/15/

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.