«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

НАЧИНАЕМ УРОК
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Среда 26 октября 2011

Начинаем урок английского языка. Photo by Poppy Thomas-Hill

Хорошее начало, как говорится, половина дела. Решения конкретных практических задач в первые минуты урока английского языка подсказывает кандидат педагогических наук Нина НИКОНОВА.

Нина НИКОНОВА

настроение: целеустремлённое

ключевые слова: entry, warmer,
phonetic practice, aim,
objective, feedback

Надеюсь, эти рекомендации помогут избежать «ошибок молодого учителя» и избавят от неверных шагов. Конечно, у кого-то уже сложилась своя система обучения, тогда рекомендации помогут вам расширить методический кругозор, освежить знания и пополнить свой арсенал новыми приёмами. Ведь процесс обучения динамичен, в последнее время многое изменилось в трактовке целей и содержания языкового образования, стремительно идёт внедрение новых образовательных технологий в школьную практику.

Итак, начнём «творить» урок. Приступая к работе с выбранным УМК, изучите предисловие к книге для учителя, уделив особое внимание концептуальным характеристикам курса, описанным авторами, и средствам их реализации.

Выбор учителем УМК для обучения иностранному языку также предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает, что, где, когда целесообразно использовать в образовательном процессе. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Исключение хотя бы одного компонента, включённого авторами в УМК, отрицательно скажется на результатах обучения, так как нарушит заложенную в него систему.


Вашим девизом должно стать следующее правило:
правило "3-AREs"

 

 

 

 

 

 

Урок — это цельное творческое произведение длительностью 40–45 минут. У него есть начало, центральная часть и завершение. Каждая из названных частей выполняет присущую ей функцию, отражающую специфику предмета.

Начало урока (ENTRY) — это обязательный этап, он длится не более 3–5 минут, и с него, собственно, начинается детальное планирование урока. Этот этап включает два момента:

1. мотивирующее коммуникативное задание;
2. ознакомление учащихся с тематикой и задачами урока.

В практике средней школы начало урока сегодня проводится либо традиционным (формальным) способом, либо «естественным». Приверженцы традиционного способа до сих пор начинают урок с доклада дежурного ученика о готовности  класса к уроку, об отсутствующих, о погоде… Высказывания учащихся заучены и повторяются из урока в урок. Может быть, и стоит иногда практиковать формальное начало, но важно помнить, что важнейшей задачей подготовительного этапа урока является мотивация на иноязычную речевую деятельность. В начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность учащихся.  А учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт c как можно большим числом учащихся, то есть осуществить речевую  подготовку естественным путём. Такая речевая подготовка носит традиционное название «речевая зарядка» (warmer or warming-up or warming-up activity or lead-in or ice-breaker).

Речевые зарядки — это такой вид деятельности в начале урока (обычно не более 5 минут), который преследует две цели: первая — помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка; вторая — ввести учащихся в тему урока.

Можно дать следующее определение речевой зарядке: это умело организованное начало урока, которое способно ввести учащихся в иноязычную атмосферу и стимулировать их дальнейшую работу, направленную на решение задач урока.

Сформулируем задачи речевой зарядки:
вызвать у учащихся желание говорить по-английски; настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык; актуализировать в речи изученный на предыдущих уроках языковой материал; активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций; развивать спонтанную речь учащихся.

Рассмотрим теперь несколько правил для определения содержания и выбора форм речевой зарядки.

Правило 1. Разработать такое начало урока, которое вызывает у учащихся желание говорить по-английски.
Правило 2. Связать речевую зарядку с задачами урока.
Правило 3. Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока. Помнить, что речевая зарядка, не подкреплённая последующим ходом урока, теряет смысл. Необходимо  сделать так, чтобы речевая зарядка не была «инородным телом», а стала введением в урок.
Правило 4. Подготовить (желательно, но не обязательно) несколько вариантов речевой зарядки. Выбрать нужный вариант в зависимости от конкретной ситуации, атмосферы, с которой вы столкнётесь, войдя в класс. Ученики могут быть усталыми, пассивными или, наоборот, излишне возбуждёнными.

Итак, содержание и форма речевой зарядки всегда зависят от:
цели урока;
ступени обучения;
уровня знаний учащихся;
учебного материала урока;
значимых для учащихся событий и новостей в мире, стране, школе;
особенностей физического и эмоционального состояния учащихся.

Никакой учебник английского языка не может отражать актуальные события. Так что новости последних дней, местные и внутришкольные темы являются прекрасным материалом для речевой зарядки. Подобные темы мотивируют учеников к активной речевой  деятельности, самостоятельным высказываниям, которые, в зависимости от этапа обучения, могут включать в себя не только мнения и суждения учащихся, но и отражать их нравственные ценностные ориентиры. Важно при этом помочь выстроить разговор с использованием уже изученных лексических единиц и грамматических структур.

Второй момент начала урока — ознакомление учащихся с тематикой и задачами занятия. При современной концепции «учить учащихся учиться» необходимо разъяснить задачи урока, чтобы они были поняты и приняты.

Здесь уместно объяснить, что понимается под целью и задачей урока.

Маргарет Хей-Кембелл пишет: «Единственный способ выявить разницу — это рассматривать «цель» как исходящую от преподавателя, «задачу» — от учащихся».  Например, вот цель урока: организовать развитие навыков использования конструкции “to be going”  в отношении к планам на будущее. Учитель предполагает, что учащиеся будут отрабатывать конструкцию в различных ситуациях. А задача может быть следующей: к концу урока учащиеся должны уметь описывать свои планы на будущее, правильно используя данную конструкцию. Акцент делается на конечном результате, которого смогут добиться учащиеся. Необходимо проверить качество сформированных навыков, в данном случае навыков использования в речи конструкции “to be going” для выражения намерений. Попросите учащихся описать свои планы на будущее и проверьте, насколько они овладели новым материалом.

TOBEGOING. Иллюстрация Ольги ЧУБАРОВОЙ

Мы вычленили в первом этапе урока два момента: речевую зарядку и ознакомление учащихся с задачами урока — и нарушили традицию обязательного включения фонетической зарядки в этот этап. Поясним, по каким причинам это было сделано.

Конечно, фонетическая  зарядка тяготеет к началу урока, в этом случае она нейтрализует влияние звуковой среды родного языка, способствует созданию атмосферы иноязычного общения и в значительной мере предупреждает появление фонетических ошибок в ходе урока. Но во время урока фонетическая зарядка решает и более важные задачи: развивает речевой аппарат и может снимать напряжение аудитории.

Отечественные и зарубежные методисты полагают, что работа над фонетикой более результативна в сочетании с другими видами деятельности.  Фонетическая зарядка — это не только тренировка произношения, упражнение, предупреждающее деавтоматизацию произносительного навыка, это вид учебной деятельности, который даёт учителю возможность развивать у учащихся и лексические, и грамматические навыки. Именно поэтому место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от актуальной задачи конкретного урока.

Вот ряд задач, которые расширяют цели фонетической зарядки:

1. работа с лексическим материалом — лексическая фонетическая зарядка;
2. работа над грамматическим материалом — грамматическая фонетическая зарядка;
3. аудирование
4. говорение
5. чтение
6. письмо
7. снятие напряжения и усталости — релаксационная фонетическая зарядка;
8. общее развитие — общеобразовательная фонетическая зарядка.

Рассмотрим эти задачи подробнее.

Целью лексической фонетической зарядки является отработка произношения при ознакомлении с новым лексическим материалом. Разновидностью такого вида фонетической зарядки можно считать тематические фонетические зарядки, когда отрабатываемые слова объединены одной темой.

Целью грамматической фонетической зарядки является отработка произношения и интонации при изучении грамматического материала, повторении типовых конструкций.

Обратите внимание: любая группа слов либо грамматическая конструкция могут стать материалом для совершенствования произносительных навыков.

В аудировании фонетическая зарядка также может быть дополнительным видом деятельности. «Сопутствующее аудирование» наращивает фонетическую базу учащихся, иноязычный текст используется и для повторения вслед за диктором, и для чтения. В этом случае фонетическая зарядка закрепляет  и корректирует и фонетические, и интонационные навыки.

Проведение фонетической зарядки перед устными упражнениями или чтением обращает внимание учеников на произношение трудных слов, которые затем будут использованы в уроке. Работа над чтением вслух теснейшим образом связана с развитием фонетических навыков. И здесь «попутчица», фонетическая зарядка, предоставляет массу возможностей для работы над произношением и его совершенствованием.

При работе над развитием навыков письма любой орфографический диктант может послужить базой для фонетической зарядки. Учащимся предлагаются задания на различение звуков на слух и соотнесение их с графическим образом слов.

Релаксационная фонетическая зарядка, или динамическая пауза, способствует снятию накопившегося напряжения и усталости учащихся. Она часто просто необходима учителю в работе с младшими школьниками, которым свойственны неустойчивость внимания и повышенная утомляемость. С точки зрения здоровьесберегающих технологий одно из главных требований к уроку — соблюдение рационального соотношения статических и динамических компонентов. Именно в этом плане незаменимы и релаксационные фонетические зарядки, и физкультминутки, и инсценировки, различного рода игры, сопровождаемые движением. Такие виды учебной деятельности не только предотвращают утомляемость, но и активизируют умственную активность учащихся на следующем этапе урока.

В общеобразовательной фонетической зарядке отрабатываем слова, обозначающие реалии стран изучаемого языка, например трудные в произношении географические названия, имена выдающихся деятелей искусства, науки и культуры стран изучаемого языка, другие имена собственные.

Каждый учитель стремится не просто грамотно провести урок. Необходимы оценка и анализ эффективности проведённого урока. В современной психологии употребляется термин «думающий учитель» — такой учитель, который способен активно осмыслить свою деятельность — в нашем случае коммуникативный процесс на уроке.

Осмыслить и попытаться понять, какие собственные действия и речевые коммуникации помогли в решении поставленных задач урока, на что направить усилия, чтобы исправить ошибки группы в будущем. Рефлексивный учитель — это учитель гибкий, способный задать себе вопрос, как поступить, чтобы сделать учебный процесс полноценнее. Какого результата я планировал достичь? Что помешало?

Рефлексия «сама по себе» состояться не может. Творческому и думающему учителю важен оперативный самоконтроль, который поможет ему совершенствовать своё профессиональное мастерство.

В дальнейшем мы рассмотрим центральную часть урока и дадим рекомендации по её планированию.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.