«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

«МОГУЧАЯ ТОЧКА»
PowerPoint

Суббота 15 октября 2011

За компьютером. Автор иллюстрации Ольга ЧУБАРОВА

 

Электронная переписка и мультимедийные презентации формируют коммуникационные компетенции учащихся. Поможет в этом УМК «Английский в фокусе».

Лилия АЯЦКОВА, учитель английского языка высшей квалификационной категории, победитель Всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании», руководитель школьного методического объединения учителей английского языка МОУ «Лицей №1» г. Воронежанастроение: рабочее

ключевые слова: цифровые технологии, электронная почта, презентации, коммуникация, «Английский в фокусе», интерактивное взаимодействие, когнитивные навыки

В 21 веке понятие грамотности приобретает новый смысл. Сегодня грамотность — это не только навык правильного письма и чтения, но и умение учиться, осмыслять разнородную информацию и взаимодействовать с другими посредством цифровых технологий.

Современный учитель строит уроки таким образом, чтобы использовать преимущества этих технологий. Если учебно-методический комплекс, с которым работает учитель, предлагает широкое разнообразие творческих заданий, то постепенно выполнение таких заданий с помощью компьютера и интернета становится повседневной практикой для учащихся. Учитель предлагает своим ученикам использовать цифровые ресурсы для решения образовательных задач в рамках учебной программы — это помогает им развивать ключевые навыки и умения при работе с информационными технологиями. Замечательную возможность привлечения цифровых технологий в повседневную практику обучения даёт УМК «Английский в фокусе».  Один из видов заданий,  который помогает учащимся формировать навыки интерактивного взаимодействия, развивая при этом умения письменной речи, — написание электронных писем. Так достаточно неформально начинается сотрудничество со сверстниками, одноклассниками и учителями. Общение посредством электронных писем в какой-то мере освобождает учащихся от строгих правил написания обычного письма, помогает создавать, анализировать и воспроизводить информацию, генерировать идеи более легко и эффективно.

УМК «Английский в фокусе» предлагает множество упражнений на написание электронных писем.

Главное при выполнении этих заданий — настоять на том, чтобы учащиеся написали и прислали своему учителю (или однокласснику) именно электронное письмо. Текст, написанный от руки в тетради, не годится.

Почему? Во-первых, используя электронную почту, учащиеся получают навыки современного общения, используя  один из самых популярных сегодня видов связи. Ведь в мире бизнеса, образования, политики и технологии электронная почта давно и успешно заменила собой голосовые или бумажные средства связи. Уже на ранних этапах обучения, в 5–7 классах, учащиеся получают умения, необходимые в том числе и для будущей профессиональной деятельности.

Во-вторых, научившись общаться при помощи электронных писем, наши ученики смогут оперативно взаимодействовать с учителями при выполнении различного рода проектов и творческих работ в удобное для тех и других время. Вспомним карантин из-за гриппа в начале нынешнего года — тогда из учебного плана было «вырвано» целых три недели, но это не помешало работе над проектами. Ученики присылали их учителю электронной почтой и получали в ответ письмо с оценкой и кратким резюме. Живое взаимодействие, которое происходило между учителем и учащимися, не ограничивалось пределами школьного кабинета.

Кроме того, электронный документ можно редактировать прямо в процессе написания письма, в том числе совершенствовать лексические и грамматические структуры. Понимая, что сообщение не получится сразу идеальным, ученик думает, делает наброски, исправляет, переписывает. Написание письма осознаётся как непростой, но интересный процесс.

Рубрики ICT и Project учебно-методического комплекта «Английский в фокусе» специально ориентированы на творческие и проектные работы. В учебнике для 8 класса в рубрике ICT можно встретить задание: «Соберите информацию о памятниках/исторических зданиях, которые находятся в опасности. Представьте найденный вами материал в классе». И даётся ссылка на сайт ЮНЕСКО.

Можно предложить учащимся выполнить такое задание, индивидуально или группами, в виде презентации Microsoft PowerPoint. Эта программа — сложившийся эталон разработки интерактивных мультимедийных презентаций, замечательный инструмент, который необходимо осваивать не только учащимся, но и учителям. Microsoft PowerPoint существенным образом изменяет весь процесс обучения и помогает учителю доступно и образно объяснять абстрактные идеи и языковые правила. Кроме того, эта программа обладает массой настроек, каждый ученик может работать в своём индивидуальном стиле. Microsoft PowerPoint — это свобода творчества; пользуясь ею в полной мере, наши ученики создают свои собственные, авторские мультимедийные продукты.

Впрочем, свобода творчества должна служить успешному решению учебных задач. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что презентация является именно дополнением к выступлению. Её ключевой аспект — это изображения, которые иллюстрируют прямую речь учащихся. Недопустимо помещать весь текст на слайд презентации, учите отбирать для слайда только основные факты и цифры. Если ученик просто читает текст с экрана, творческая учебная задача не решена.

Применение цифровых технологий развивает когнитивные навыки высокого уровня и формирует  атмосферу сотрудничества между учениками, классом и учителем. Однако следует помнить, что использование технологий не является ответом на все имеющиеся вопросы и решением всех возможных проблем. Что действительно имеет значение — это для чего и с какой целью мы используем мультимедийные средства.

Если наши ученики будут использовать интернет для эффективного общения, тщательной отработки языковых навыков, если интерактивные технологии помогут им решать конкретные задачи при изучении иностранного языка, это будет достойный учебный результат.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.