«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА

Пятница 30 декабря 2011

В образовательном стандарте второго поколения на первый план выдвигаются задачи развития и воспитания личности в процессе познания. Базовый документ ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержит конкретные направления развития учащихся: в личностном плане (нравственные качества), в плане познания (общекультурная идентичность), в учебном плане (универсальные способы действия).
Как образовательный потенциал при изучении иностранных языков реализован в линии УМК «Английский язык 2–11», рассказывает Владимир КУЗОВЛЕВ.

настроение: творческое

ключевые слова: ФГОС, социокультурный аспект, познавательная цель, Peter Pan, развивающий аспект, воспитательный аспект, общеучебные умения

город: Липецк

Урок иностранного языка, пожалуй, как никакой другой, обладает поистине огромным образовательным потенциалом. Образовательным, не только учебным. Образование органично включает в себя и познание, и развитие, и воспитание. Целью обучения является формирование знаний, навыков
и умений; они же являются и содержанием обучения. У образования же
и цель, и содержание иные: цель — формирование человека, а содержание — культура. Только усвоение культуры в широком смысле слова делает человека Человеком.

И наш предмет обладает как раз таким потенциалом, который может в значительной мере способствовать формированию человека как гражданина и личности.
В основу учебников линии УМК «Английский язык» для 2–11 классов общеобразовательных учреждений положена концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта.

В учебниках нашего УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования — познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный. Хочется на отдельном примере наглядно и, скажем так, инструментально определить задачи урока, показать учителю, как эти аспекты выражаются в рамках конкретного урока.


Начнем с познавательного (социокультурного) аспекта. Его цель — овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные средства:

  • отображение актуальной действительности:
    • иллюстрации;
    • фото;
    • слайды;
    • фильмы;
    • компьютерные программы;
    • анкеты;
    • билеты;
    • этикетки и т. п.;
  • репродукции картин художников стран изучаемого языка;
  • отрывки из текстовых произведений:
    • художественной литературы;
    • справочной и научно-энциклопедической литературы (путеводители, карты и т. п.);
    • материалов СМИ;
  • разговорный массив:
    • аутентичные диалоговые тексты;
    • объяснения и показ строя языка;
    • речевые образцы;
    • правила-инструкции;
    • структурные и функциональные обобщения;
  • сведения о функциях языка, его роли в жизни и мире;
  • фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое.

Урок иностранного языка всегда начинается с предъявления значимого, интересного факта иноязычной культуры, который осознаётся учениками в процессе чтения, аудирования, говорения и письма. Поэтому первой целью урока является цель познавательная, то есть овладение социокультурными знаниями. В качестве примера обратимся к формулировке целей к уроку 29 «I’m Peter Pan» из книги для учителя к учебнику «Английский язык» для 2 класса общеобразовательных учреждений авторов В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, С.А. Пастуховой, О.В. Стрельниковой. (М.: Просвещение, 2011).

Lesson 29. I’m Peter Pan.

Цели урока:познавательный (социокультурный) аспект: знакомство с Питером Пэном (Peter Pan) — героем сказки шотландского писателя Джеймса Барри (J. Barrie), с памятниками литературным героям: the Peter Pan Statue in London, the Alice in Wonderland Sculpture in New York, the Fisherman and the Goldfish Sculpture in Moscow, знакомство с популярной детской игрой «Animal? Mineral? Vegetable?».

Важно отметить, что познание иной культуры предлагается ученику в сопряжении с родной культурой. Замечу, что нахождение различного и схожего способствует становлению ученика как субъекта собственной, российской культуры. Для этого в каждом цикле урока есть раздел «In your culture».
Вторым аспектом иноязычного образования является развивающий аспект, следовательно, развивающей должна быть и вторая цель урока. Что служит объектами развития, какие навыки развивает учитель в данном аспекте?
Очень многие. Перечислим лишь некоторые: способность к осмысленному восприятию, увеличение объёма внимания, непроизвольное запоминание, антиципация структур, догадка и анализ, абстрагирование и обобщение, логическое изложение, планирование высказывания, выражение различных чувств, эмпатия, коммуникабельность, оценка и самооценка, имитация, комбинирование, импровизация…
Приведём пример.

Lesson 29. I’m Peter Pan.

Цели урока:развивающий аспект: развитие способностей к языковой догадке, имитации; развитие интонационного слуха; развитие психических процессов и функций: внимания, памяти, мышления (мыслительные операции — сравнение и обобщение); качества ума (самостоятельности); творческого воображения; компенсаторных умений: использование речевого образца в качестве опоры для построения собственного высказывания, использование языковой догадки по аналогии с родным языком, по иллюстрациям; развитие учебных умений (общеучебных и специальных): умений работать со справочными материалами (англо-русским словарём, лингвострановедческим и грамматическим справочниками); сотрудничество со сверстниками, участие в коллективном обсуждении.

Третьей целью урока согласно воспитательному аспекту иноязычного образования является воспитательная цель. Содержанием воспитательного аспекта служит духовно-нравственное развитие учащихся. Согласно новой Концепции в это содержание входят патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семейные ценности, труд и творчество как ценность, традиционные российские религии, искусство и литература, природа как ценность и др. Основой всего этого являются базовые национальные ценности России.

Lesson 29. I’m Peter Pan.

Цели урока:воспитательный аспект: формирование положительного отношения к реалиям иностранной культуры, осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран; формирование представлений о положительных и отрицательных чертах характера; воспитание познавательных потребностей, интереса к чтению.

Наконец, четвёртый аспект иноязычного образования — учебный. Его цель — овладение сложным умением общаться в межкультурном диалоге, которое основано на умении говорить, аудировать, читать и писать. В связи с этим четвёртой целью урока всегда является овладение языковыми навыками, лежащими в основе речевых умений, либо совершенствование этих навыков, либо развитие какого-либо умения (его качества, механизма, уровня), либо овладение умениями собственно общения. Безусловно, объекты учебного аспекта очень многочисленны и разнообразны, но они все чётко обозначены и спланированы для каждого уровня в отдельности и для системы УМК в целом.
Приведём пример.

Lesson 29. I’m Peter Pan.

Цели урока:учебный аспект: формирование лексических навыков; совершенствование грамматических и произносительных навыков.

Итак, достижение образовательных результатов возможно только в том случае, если на каждом уроке ставятся и успешно достигаются конкретные познавательные (социокультурные), воспитательные, развивающие и учебные задачи, составляя в своей совокупности образовательный потенциал урока иностранного языка.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.