«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Понедельник 5 марта 2012

Для системы образования и школы понятие «программа» очень разностороннее и многоликое. Специалисты разрабатывают программы развития образования региона, программы развития школы, учебные программы, основные образовательные программы, программы воспитательной работы, авторские программы, рабочие программы… Сегодня мы остановимся на тех программах, которые конституированы либо законом «Об образовании», либо Федеральным государственным образовательным стандартом. С ними знакомит нас советник генерального директора издательства «Просвещение» Маргарита ЛЕОНТЬЕВА.

настроение: уверенность

ключевые слова: основные образовательные программы, рабочие программы, структура, требования, особенности

город: Москва

ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ, КУРСАМ

Начнём с программ по учебным предметам, курсам, которые ближе всего учителю и школе. В федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования чётко определена структура программ по учебным предметам.

Программы по учебным предметам должны включать:
1) пояснительную записку, где описан вклад учебного предмета в общее образование ребенка;
2) общую характеристику учебного предмета, курса (его структура, особенности, как отражается фундаментальное ядро в курсе);
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в каком объёме, в каких классах
и за какое учебное время программа может быть реализована);
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьника;
7) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Отмечу, что именно программа по учебному предмету включает требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые утверждены государством в Федеральном государственном образовательном стандарте. А значит, учитель должен понимать, что программа по его предмету, курсу должна обеспечивать достижение обучающимися определённых личностных, предметных и метапредметных результатов. Это очень важный момент, потому что это фактически влияние государства на содержание учебного предмета, на учебный процесс, на обеспечение единого образовательного пространства.

Содержание учебного курса (пункт 6) очень напоминает обязательный минимум, который когда-то и был фактически стандартом первого поколения. В новом стандарте этот самый обязательный минимум занимает очень небольшую часть. Стандарт второго поколения регулирует не перечень дидактических единиц, как это было ранее, а направлен на развитие школьника, на новую организацию всего учебно-воспитательного процесса.

Ещё один фактор, который должен обеспечивать единство образовательного пространства, — это планируемые результаты изучения учебного курса. Единые требования к результатам освоения курса, независимо от того, по какому учебнику работает учитель, где делается программа — в Москве или Новосибирске, обеспечивают и единство требований к итоговой аттестации учащихся. Планируемые результаты обучения по всем курсам учебного плана являются частью примерных основных образовательных программ начального и основного образования, которые выпускаются издательством «Просвещение», а также публикуются на сайте http://standart.edu.ru.
При этом надо учитывать, что примерные программы не ориентированы на какой-то конкретный учебно-методический комплект или учебник.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

Рабочая программа по учебному предмету должна строиться по указанной выше структуре. ФГОС фактически определил программу по учебному предмету как государственный документ, отвечающий заданным требованиям. Этим же требованиям должна отвечать рабочая программа,
а значит, там должны присутствовать элементы того, что государство хочет получить от преподавания того или иного предмета.

Как же построить рабочую программу по учебному предмету в соответствии с тем УМК, по которому работает учитель?

Пояснительная записка в рабочей программе описывает вклад учебного предмета в общее образование обучающегося и опирается на особенности школы.
Раздел «Общая характеристика курса» учитель должен написать
в соответствии с тем учебно-методическим комплектом, по которому он работает. Например, если я работаю по «Геометрии» Александрова, значит, я должна описать особенности этого курса, делая свою рабочую программу по геометрии.
Точно так же не должны расходиться с требованиями государства личностные, предметные и метапредметные результаты, а значит, их нужно взять из ФГОС. В стандарте заложены государственные требования, и моя рабочая программа, сделанная по курсу Александрова, должна отвечать этим требованиям.

Основное содержание курса — фундаментальное ядро, которое сохраняется во всех случаях, независимо от того, работаю я по Александрову или Погорелову. Эта часть должна быть взята из «Примерной программы по геометрии для 7–9 классов» или из «Примерной основной образовательной программы основного общего образования».
Конечно, в рабочей программе должно быть указано место учебного курса в учебном плане школы, то есть в каких классах изучается курс и за какое количество часов может быть реализована разработанная рабочая программа.

Тематическое планирование делается четко в соответствии с тем учебником, по которому осуществляется обучение. При этом мы помним, что тематическое планирование должно содержать виды учебной деятельности, которые фактически дадут учителю возможность увидеть, как «наращиваются» универсальные учебные умения учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования предусматривает в структуре программ по учебным предметам, а значит, и в рабочих программах раздел «Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса». Этот раздел должен фактически включать соответствующий раздел «Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по учебному предмету».

Часто у учителей возникает вопрос, должны ли они самостоятельно делать рабочую программу или её можно купить.

Конечно, можно воспользоваться готовой, изданной рабочей программой, сделанной под определенную линию учебников. Сейчас на рынке огромное количество рабочих программ, их выпускают многие издательства. Но нельзя ориентироваться только на название этих пособий. Приобретая рабочую программу, надо обязательно смотреть, соответствует ли структура этой рабочей программы стандарту, учтены ли требования государства, которые оно предъявляет через стандарт к документу под названием «программа».
Издательство «Просвещение» выпускает рабочие программы по всем своим учебно-методическим комплектам для начальной и основной школы.

АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ

Мы нередко встречаем в журнальных статьях и методической литературе сообщения о том, что кто-то создал авторскую программу. Я не знаю ответа на вопрос, что такое авторская программа, поскольку считаю, что учитель должен руководствоваться утвержденными документами. Ни Закон «Об образовании», ни государственные образовательные стандарты не говорят об авторских программах — их существовании, целях, задачах, структуре. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет достаточно жёсткие требования к структуре программ по учебным предметам.

В последние годы под названием «программа» мы нередко видели произведения, которые никакого отношения к жанру программ не имели. Это, как правило, некий взгляд автора на то, как важна математика, какой прекрасный курс создал этот автор, как он работал над тем, чтобы создать этот курс. Поэтому авторская программа пусть остается авторской, и пусть каждый понимает этот термин в меру своего восприятия, не более того.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье 9 закона «Об образовании» говорится, что в системе общего образования реализуются: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Три эти программы составляют основную образовательную программу образовательного учреждения (ОУ) — документ, который фактически определяет жизнь и деятельность всего образовательного учреждения. Теперь не надо делать множество разных программ — основная образовательная программа ОУ заменяет всё:
и программу развития образовательного учреждения, и программу воспитания, и программу внеклассной работы, и программу работы
с родителями.

Требования к структуре основных образовательных программ, которые должны быть исполнены при формировании основной образовательной программы ОУ, определяет ФГОС.

Документ должен состоять из трех разделов.

Первый раздел программы — целевой.

В него включаются:

  • пояснительная записка, в которой говорится о том, что собой представляет образовательное учреждение, его региональные особенности и особенности контингента, какие задачи ставятся школой по обучению и воспитанию;
  • планируемые результаты обучения, зафиксированные также в рабочих программах по учебным предметам;
  • система оценки достижения планируемых результатов, — именно здесь школа должна определить свою позицию по отношению к системе оценивания планируемых результатов, представить родителям
    и описать ту систему оценивания, которая будет реализовываться
    в этой школе.

Второй раздел — содержательный.

Что в него входит?

Во-первых, конечно, это программа (или подпрограмма в этой программе) формирования универсальных учебных действий. Школа должна понимать и показать родителям, в каком направлении она будет действовать для формирования универсальных учебных действий, достижения метапредметных результатов, определенных стандартом, через использование видов учебной деятельности, которые прописаны в рабочих программах учителей.

Во-вторых, это рабочие программы по учебным предметам. Конечно, не нужно в этот огромный документ включать рабочие программы полностью, они могут быть указаны как приложения. Но эта связка основной образовательной программы образовательного учреждения и рабочих программ учителей должна существовать. Небольшой опыт создания школами основных образовательных программ показывает, что школы включают в этот раздел перечень рабочих программ.

Третья часть содержательного раздела — это программы воспитания.

В начальной школе это программа духовно-нравственного развития
и воспитания ребенка, а также программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; в основной — программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация
и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Если среди учащихся школы есть дети, нуждающиеся по состоянию здоровья в специальном внимании, в содержательный раздел также включается программа коррекционной работы.
Третий раздел основной образовательной программы школы — организационный. В него входит учебный план ОУ, который разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующего раздела ФГОС и примерной основной образовательной программы. В учебный план включается план внеурочной деятельности, который определяет модели, направления, формы и методы организации внеурочной деятельности школы. План внеурочной деятельности показывает родителям, как организуется внеурочная деятельность: вместе с какими-то другими учреждениями или на базе школы.

Заключительная часть третьего раздела и всей основной образовательной программы школы — система условий реализации программы, материально-техническое оснащение школы,
в том числе и перспективы этого оснащения.

Таким образом, государство, с одной стороны, приводит в порядок все эти многочисленные программы, а с другой — осуществляет некое влияние, фактически заставляя систему образования работать в едином образовательном пространстве.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.