«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРОФЕССИЯ В ЯИЧНОЙ УПАКОВКЕ

Воскресенье 11 марта 2012

Что такое пятиуровневая модель непрерывного образования педагога? Какова роль курсов повышения квалификации в её реализации? Ответ на эти актуальные вопросы и конкретные примеры новых образовательных технологий — в разработках Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

настроение: ответственное

ключевые слова: профессиональное сообщество, сотрудничество, проектирование образовательных программ, непрерывное профессиональное образование

город: Санкт-Петербург

Дэн Лорти[1] назвал профессию учителя профессией «в упаковке для яиц», подчёркивая изолированность учителя и высокую степень личной ответственности за результаты своей работы. Действительно, как только учитель входит в класс, он остаётся один на один со всеми своими проблемами и задачами, и ответственность за решения принимает только на себя. Джулиан Эдж [2] утверждает, что развитие — это «то, что личность сама делает для себя», и в согласии с такой формулировкой ответственность за этот процесс лежит на учителе самом. Энди Кёртис [3] соглашается с Эджем, утверждая, что учитель сам делает выбор, как
и в каком направлении развиваться, «даже если внешние факторы, такие как оценка нашей работы или аттестация, заставляют нас собирать портфолио, то никто не сможет заставить нас развиваться, делая это. Мы можем развиваться как профессионалы, только если сами решили развиваться». Значит ли это, что учитель обречён на «профессиональное одиночество»?

Эту изолированность нам может помочь преодолеть участие
в общественной жизни своего профессионального сообщества и активное профессиональное сотрудничество с коллегами. Действительно,
в современных условиях представляется маловероятным существование учителя, работающего в одиночку, без постоянного обмена мнениями
и идеями с коллегами, отвергающего возможность взаимообогащающего сотрудничества.

Модель профессионального роста педагога

Для лучшего понимания взаимосвязи процесса профессионального роста
и развития и роли в этом процессе профессионального педагогического сообщества воспользуемся моделью Данкана Форда [4], учитывающую разные уровни, на которых происходят процессы профессионального роста. Он предлагает схематическое изображение такой модели в виде пяти концентрических кругов.
Внутренний круг сосредоточен на самом учителе, как профессионале
и личности, работающем самостоятельно, индивидуально. Учитель может читать профессиональную литературу или рефлектировать по поводу проведённого урока, вести дневники наблюдений, анализировать достигнутые результаты и отражать результаты своего труда в своём портфолио. Второй круг показывает, что учитель получает ценную информацию для своего профессионального роста и от своих учеников, например, в форме обратной связи. К тому же учитель пробует с учениками новые материалы, приёмы, технологии. Третий круг подчёркивает, что учитель работает
в коллективе, в команде, среди своих коллег, в профессиональном сообществе. В третьем круге учителю доступны взаимонаблюдение, подготовка бинарных уроков, профессиональные дискуссии и обсуждения. Четвёртый уровень предполагает включение учителя в деятельность своей школы как образовательного учреждения и осуществление профессионального взаимодействия в рамках участия в общешкольных проектах, управленческих мероприятиях, семинарах, проводимых школой по методическим проблемам. В пятом круге учителю становятся доступны достижения всего профессионального сообщества в целом. Учитель может посещать и принимать участие в работе конференций и семинаров как
в пределах своей страны, так и международных. Учитель может поделиться своим опытом в форме публикации или выступления, участия в дискуссиях в сетевом учительском сообществе, принимать участие в работе форумов, виртуальных педсоветов как на уровне своей страны, так и на международном уровне.

Данная пятиуровневая модель является ещё и иерархической, так как представленные в ней уровни расположены от простых и наиболее привычных форм профессионального роста к более сложным и требующим дополнительных профессиональных умений. Таким образом, в данной модели отражено естественное развитие педагога. Данная модель также находит много общего с моделью Стивена Коуви [5], который определяет три уровня развития личности (в том числе и профессиональной):

  • зависимость,
  • независимость
  • взаимозависимость.

Применяя эту классификацию к профессиональному развитию педагога, мы можем сказать, что действительно учитель должен приобрести некую уверенность в своих силах и профессиональную автономию, прежде чем он/она сможет активно вносить вклад в работу своего профессионального сообщества на уровне школы или страны. С другой стороны, на определённом этапе профессиональное развитие уже становится невозможным, оно практически останавливается при отсутствии профессионального взаимодействия на уровне профессионального сообщества.

Проектирование образовательных программ курсов повышения квалификации

Входная диагностика слушателей курсов повышения квалификации для учителей иностранных языков (было опрошено 54 слушателя), проходящих обучение в СПб АППО по программе «Теория и методика обучения (иностранные языки)» (объём программы 144 часа) показала, что только
23 % учителей считают, что они активно работают в своём профессиональном сообществе и только 26 % считают это действительно необходимым. Бóльшая часть слушателей (72 %) в качестве предпочтительных форм профессионального взаимодействия, обмена
и распространения опыта выбрала пассивные организационные формы, такие как посещение семинаров, конференций. При этом на вопрос о том, каким образом они выбирают семинары, конференции для посещения, самым частотным (85 %) был ответ «по направлению администрации школы», следующим по частотности (56 %) был ответ «на основании получаемых рассылок и рекламных объявлений», и только на третьем месте (36 %) — «в соответствии со своими профессиональными интересами». 34 % опрашиваемых назвали в качестве наиболее эффективной формы профессионального сотрудничества посещение уроков коллег. Только 6 % респондентов принимали участие в проектной деятельности, 7 % —
в экспериментальной, 10 % — принимают участие в работе профессиональных порталов и форумов (участвуют в обсуждениях), 2 %
(1 человек) представлял свой опыт на всероссийском уровне.
В последующем обсуждении результатов анкетирования в качестве причины достаточно низкого уровня активности учителей иностранных языков в работе профессионального сообщества бóльшая часть назвала низкую информированность о возможных путях педагогического сотрудничества, отсутствие мотивации, отсутствие очевидной связи
с результатами работы в школе.

В связи с вышеизложенным одной из важных задач программ дополнительного образования педагогов (курсов повышения квалификации) становится достижение слушателями 3-го, 4-го и 5-го уровней профессионального развития согласно модели Данкана Форда или, иначе говоря, готовности к плодотворному профессиональному сотрудничеству и эффективной работе в профессиональном сообществе на всероссийском и международном уровне.

Для достижения данных задач на кафедре филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования были выделены следующие принципы проектирования образовательных программ курсов повышения квалификации учителей иностранного языка:

  • Взаимосвязь формального, неформального и информального образования педагога.
  • Открытость содержания курса.
  • Профессиональное сотрудничество как ведущий вид деятельности.
  • Билингвальные технологии обучения.
  • Разнообразие и гибкость форм коммуникативного взаимодействия (включая дистанционные и сетевые).

Профессиональное сотрудничество педагогов в процессе прохождения курсов повышения квалификации

Под профессиональным сотрудничеством мы будем понимать процесс совместной деятельности для достижения общих целей, решения задач
и проблем, реализации идеалов и ценностей, при котором затруднения партнера воспринимаются как «свои» и вызывают стремление к личному участию в их разрешении путём взаимопомощи, взаимного обучения, коллективной рефлексии.

Профессиональное сотрудничество может быть воплощено в самых разных формах. Мы можем предложить следующую типологию профессионального сотрудничества педагогов.

При проектировании курса повышения квалификации именно эти возможные типы педагогического сотрудничества (и их сочетание)
и должны использоваться в качестве ведущего вида деятельности.

Приведём примеры некоторых образовательных технологий, используемых в ходе курсовой подготовки (программа «Теория и методика обучения (иностранные языки)» в СПб АППО, позволяющих активизировать профессиональное взаимодействие и сотрудничество педагогов.

Педагогический календарь

На сайт курса (страница сайта Центра дистанционного обучения на иностранных языках) импортируется календарь Google, в который заносится информация о предстоящих учебных, методических, научных мероприятиях, представляющих интерес для учителей иностранных языков в городе. Каждое мероприятие снабжено краткой аннотацией
и программой мероприятия.

Все слушатели курсов имеют общий доступ к календарю. Каждый из слушателей может добавить свою информацию о мероприятиях в районе
и школе.

На основании общего календаря каждый слушатель делает свой собственный педагогический календарь (в Google) в зависимости от профессиональных потребностей и интересов.

В конце каждого месяца проводится «круглый стол», на котором слушатели обмениваются информацией о том, какие из прошедших за месяц мероприятий в профессиональном сообществе города (района, школы) они считают значимыми и почему. Слушатели также обсуждают, в каких мероприятиях они приняли участие и какую роль данное мероприятие сыграло в их профессиональном развитии.

Через три месяца после начала использования педагогических календарей 65 % слушателей отметило, что они стали чаще принимать участие
в проводимых в городе методических, научных, культурных мероприятиях для учителей иностранного языка. 85 % отметили, что они стали более осознанно подходить к выбору мероприятий, в которых они принимают участие.

Трёхуровневый проект

Проектная деятельность не является инновационной или даже новой образовательной технологией. В образовании взрослых достоинством данной технологии является создание в итоге проектной деятельности конкретного продукта, позволяющего наглядно увидеть практический результат от профессионального сотрудничества.

Идея трёхуровнего проекта заключается в том, что проектная деятельность включает в себя три этапа (уровня), позволяющие связать практический опыт слушателей в конкретном образовательном учреждении с содержанием курсовой подготовки и решить практические задачи, стоящие перед учителем на более высоком уровне понимания проблемы, а затем
и представить конечный продукт (результат проектной деятельности) для обсуждения на всероссийском уровне.

Несмотря на то что технология является универсальной, опишем основные этапы технологии на примере проекта, выполняемого слушателями курса повышения квалификации по программе «Теория и методика обучения (иностранные языки)».

Основные этапы технологии:

1) Подготовительный

Выбор темы проекта

Выбор темы проекта осуществляется на основании предварительно обсуждения в малых группах и определения проблемных областей
в области преподавания иностранного языка. В данном случае слушатели были заинтересованы тем, как видоизменяется урочная деятельность
в современных условиях развития языкового образования, основанного на вариативности и поиске возможностей построения индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося. Так, содержанием выполненного проекта стала тема «Современный урок иностранного языка», поскольку она согласуется и с программой курса, в которую входит составной частью.

Разделение на малые группы

Слушатели разделились на малые группы, каждая из которых отвечала за определённый аспект современного урока: домашнее задание, оборудование, материалы и ресурсы, целеполагание, организационные формы работы («жанры» уроков), типы коммуникативного взаимодействия, образовательные технологии и приёмы.

Формулирование цели проекта

Целью проекта было создание «методического конструктора», позволяющего проектировать современный урок иностранного языка
в зависимости от решаемых задач.

2) Первый уровень. Выполнение проекта на уровне своего образовательного учреждения.

На данном этапе слушатели работают независимо от других членов своей мини-группы, но в сотрудничестве со своими коллегами из образовательного учреждения. Слушатели изучают выбранный группой аспект на базе своей школы. Возможными видами деятельности могут быть следующие: обсуждение на методическом объединении учителей иностранного языка школы, посещение уроков коллег (как своего предмета, так и других предметов), анализ своих собственных уроков, опрос коллег.

При этом важная роль отводится школьному методическому объединению, которое должно оказать поддержку преподавателю и принять участие
в выполнении данного проектного задания.

Слушатели обобщают полученные результаты и представляют результаты
в малых группах.

3) Второй уровень. Выполнение проекта в группе курса повышения квалификации.

На данном этапе слушатели работают в мини-группе. В процессе обсуждения слушатели сопоставляют данные, полученные каждым в своих школах, сравнивают, обобщают и соотносят с новым уровнем понимания проблемы, достигнутым в ходе курсовой подготовки. Каждая мини-группа готовит презентацию своего проекта и представляет её на обсуждении всей группой.

Для обсуждения можно выбрать различные формы, например, регламентированная дискуссия, дебаты, технология «Аквариум» и другие, позволяющие слушателям активно конструировать и высказывать своё мнение по обсуждаемой проблеме. В результате обсуждения каждая мини-группа получает обратную связь от всей группы, в соответствии с которой при необходимости дорабатывает свой продукт. В ходе обсуждения в мини-группах и на пленарном заседании слушатели приобретают навыки делового общения в профессиональной сфере деятельности.

После доработки продукта каждой мини-группой создаётся общий продукт группы. В какой форме будет представлен этот продукт, не является принципиально важным. Главное, чтобы этот продукт можно было использовать для распространения своего опыта и представить для ознакомления и обсуждения коллегам. Возможные формы: веб-сайт, сайт вики, электронное пособие, презентация, интерактивный плакат-глогстер.

3) Третий уровень. Обсуждение проекта на уровне городского профессионального сообщества.

Слушатели размещают результат проектной деятельности первых двух этапов на общероссийском (или городском) образовательном портале
и приглашают своих коллег к обсуждению.

4) Подведение итогов.

На основании полученных результатов обсуждения в группе курса повышения квалификации проводится коллективная рефлексия
и осмысление результатов, достигнутых в процессе выполнения данного проекта.

Также слушателям предлагается выступить на заседании своего методического объединения школы с анализом итогов описываемого проекта.

Данная технология позволяет связать практическую деятельность в своём образовательном учреждении с курсовой подготовкой. Слушатели приходят к пониманию того, что тот «багаж», который они приобрели на курсах, является ценным вкладом в методический «багаж» всей школы, а не только ценен для них самих. С другой стороны, тот опыт практической, методической и учебной деятельности, который приобретён в ежедневной педагогической практике и на курсах повышения квалификации будет наверняка представлять не только интерес, но и ценность для профессионального сообщества в целом, подтверждение чему слушатели находят в отзывах на свой продукт.

[links&resources]

[1] Lortie, Dan «Schoolteacher: a sociological study», Chicago: University of Chicago Press.
[2] Edge, J «Continuing Professional Development — Some Some of our perspectives» IATEFL Publications 2002.
[3] Bailey, Kathleen, M.,Curtis, Andy, Nunan, David «Persuing Professional Development», 2001.
[4] Foord, Duncan «The Developing Teacher», 2009, Delta Publishing.
[5] Covey, S «The seven habits of highly effective people» Franklin Covey Co, 2007.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.