«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТАХ
И ОЛИМПИАДАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Среда 25 апреля 2012


Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.

 

настроение: познавательное

ключевые слова: одарённость, индивидуальность, исследовательская деятельность, проектная технология, международные проекты, олимпиады по иностранным языкам

город: р. п. Кузоватово, Ульяновская обл.

e-mail: Svetlana_0205@mail.ru

В каждом ребёнке — солнце,
только дайте ему светить…

Шалва Амонашвили

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики
и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И прежде всего потребностью общества в неординарной, творческой личности.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одарённых детях, представляющих особую ценность для общества.

Большое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одарённых детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями
и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

У одарённых детей особенно проявляется  исследовательская и поисковая активность, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление
к открытиям, к достижениям, к активному умственному труду
и самопознанию.

По степени одарённости школьников исследователи выделяют три группы обучающихся.

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень, и творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  2. Школьники с признаками специальной умственной одарённости в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности.
  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.


В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие:

  • внутреннего деятельностного потенциала ученика;
  • способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе;
  • способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни;
  • умения ставить цели и искать способы их достижения;
  • потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей;
  • ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одарённости реакций «обычных» детей;
  • стимулирования позитивного проявления способностей.

Однако нередко в современной школе одарённые дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно, дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.

Эти условия побудили нас к созданию системы работы с одарёнными детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса школы.

Эта система включает в себя:

  • принципы работы с одарёнными детьми;
  • собственно элементы системы;
  • формы работы с одарёнными детьми.

Основные принципы работы с одарёнными детьми:

  1. реализация личностно ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  2. использование системы развивающего образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одарённости;
  3. психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
  4. целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  5. максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
  6. увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми.

В качестве основных элементов системы работы с одарёнными детьми мы выделяем:

  1. Дифференцированность обучения, основанная на учебном стиле, на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения).
  2. Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.
  3. Воспитывающая среда. Важной особенностью воспитательно-образовательного процесса является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности.
  4. Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Основной проблемой одарённых детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Одарённые дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии со своими способностями. Таким образом, задача учителя заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одарённых детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.

Одарённые дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной, мы считаем, что при изучении иностранного языка одарённые дети приобретут и разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя его как средство общения и взаимодействия.

Социальный заказ на обучение одарённых детей иностранному языку — создание условий для их социализации, формирование социальных умений, что позволит им развить и реализовать свои способности. В этой связи мы определяем цель обучения одарённых детей иностранному языку как развитие способностей учащихся для использования языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Формы работы с одарёнными детьми

Целесообразным представляется деление всего процесса обучения ИЯ в школе на следующие учебно-методические этапы:

  • 1 этап — мотивационный (2–4 классы)
    На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса. Ребенок становится соорганизатором учебного процесса. Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений, рисунков). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип — учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.
  • 2 этап (5–7 классы)
    Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы стран изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видеоэкскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
  • 3 этап (8–11 классы)
    Вовлечение в исследовательскую деятельность — групповой тренинг деятельности. Это метод развития как коммуникативных, так и исследовательских умений, умений реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.

Проект как результат, продукт работы я использую в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника. Анализируя систему работы по методу проектов, я пришла к выводу, что данная технология является наиболее эффективной для развития познавательных способностей учащихся. Ученики, обучающиеся по данной технологии, отличаются более высоким уровнем развития речи, четкостью, стройностью и логичностью изложения мысли, умеют высказать и аргументировать свою точку зрения. Высокий уровень успеваемости и образованности в классах, изучающих иностранный язык по методу проектов, наглядно показывают сформированность прочных и стабильных знаний учащихся.

С внедрением новых технологий обучения возникла необходимость введения в школе особой системы организации внеурочной деятельности по предмету по схеме «Урок — Домашнее задание — Внеклассное дело по предмету — Урок» (автор — Сковин Е.В.), основной принцип которой «обучая воспитывать, воспитывая обучать». Её суть в том, что учитель предъявляет на уроке программный материал, заинтересовав в нём школьников, организует их творческую домашнюю работу, ведёт подготовку к внеклассному занятию по изучаемому материалу, наконец, возвращается к уроку, где в творческой форме подводит итог работы.

Практическое использование данной технологии на уроках иностранного языка демонстрирует нижеприведённая таблица.

Внедрение системы работы по схеме:
«Урок — Домашнее задание — Внеклассное дело по предмету — Урок»
в учебно-воспитательный процесс

Класс, язык Тема урока Домашнее задание Внеклассное дело
по предмету
Урок
2, нем. Алфавит
  • нарисовать букву;
  • выучить стихи, алфавитную песенку.
Праздник Алфавита Самостоятельная работа
5, нем. Немецкий город
  • описать город;
  • выучить стихи
    о Рождестве;
  • сделать подарок.

Рождество.
Инсценирование сказок

Чтение текста «Рождество
в странах мира»
3, нем. Семья
  • составить рассказ
    о семье;
  • оформить страницу в альбом.
Защита проекта «Семейный
альбом»
Сочинение
«Моя семья»
6, нем. Школа
  • придумать план  школы
    в будущем;
  • составить рассказ
    о своей школе;
  • сделать рисунок.

Выпуск газеты «Наша школа»

Защита фантастических проектов

Конкурс чтецов стихи о школе
6, нем. Поездка по Германии
  • найти ответы на  вопросы викторины;
  • подготовить сообщение
    о немецком городе.
Заочное путешествие по Германии. Викторина «Знаешь ли ты города Германии?» Оформление путеводителя «Города
Германии»
11, нем. Профессия
  • найти историю появления профессии;
  • написать сочинение
    о роли  своей будущей профессии

    в жизни.

Заседание за «круглым столом» на тему «Профессия моей мечты»

Коллаж «Мои планы»

Итоговое тестирование по теме

Обеспечению целостного образовательного процесса, повышенного воспитательного характера обучения и образовательного эффекта воспитания служит созданная в школе система дополнительного образования, которая призвана расширить список образовательных услуг с учётом склонностей, способностей, интеллектуального и эмоционального интереса учащихся, потребностей семьи и школы. С этой целью организованы спецкурсы и кружки, строящие свою работу на основе авторских программ учителей.

Несколько лет назад я стала руководителем кружка по немецкому языку «Клуб любителей немецкого языка».

Он был создан с целью развития творческих способностей учащихся, расширения их кругозора, повышения интеллектуального уровня и поддержания интереса к изучению иностранного языка. Кружок разговорной речи стал одним из самых популярных кружков у ребят, так как он призван утолить «жажду» детей в общении. В нем занимаются учащиеся с высокой мотивацией к устной речи, для её поддержания используются приёмы, присущие интенсивным методам, а именно: ситуативная основа обучения, принцип «сквозного действия», связь с материалом учебника, личностная ориентация, ролевое поведение, коллективные формы работы. Ребята получают информацию о немецкоговорящих странах, традициях и обычаях в форме конкурсов, праздников, народных игр и забав, здесь они проявляют свои языковые навыки и умения, выступая со стихами и песнями, участвуя в инсценировках, изготавливая газеты, коллажи, аппликации, поделки для оформления праздников.

Участниками кружка были организованы и проведены многие мероприятия по немецкому языку: конкурс чтецов «Стихи о школе», праздник «Давайте учить немецкий!», Праздник мам, Праздник алфавита, Рождественские встречи, выпуск газеты «Вести с уроков немецкого», конкурс путеводителей, познавательная игра «Интернет-путешествие по городам Германии и Австрии».

В 2009–2010 годах наша школа приняла участие в международном российско-германском образовательном проекте «Учить немецкий — думать о будущем». Немецким культурным центром им. Гете при информационной поддержке Федерального агентства по образованию Российской Федерации с января 2009-го по декабрь 2010 года осуществлялся проект, в котором приняли участие 204 школы страны. Наша школа разработала программу поддержки и распространения немецкого языка «Пора учить немецкий!» и представила ее на конкурс в Москве. В августе были подведены итоги проекта, в результате которого МОУ СОШ № 1 р. п. Кузоватово Ульяновской области вошла в 30 лучших школ России и получила посылки с учебно-методическими пособиями и наглядными материалами для уроков немецкого языка на 1500 евро.

Цель программы:

  • популяризация немецкого языка, повышение интереса к его изучению;
  • совершенствование процесса обучения немецкому языку.

Цель данной программы обусловлена необходимостью расширения сферы действия немецкого языка и немецкой культуры в образовательном учреждении. Совершенно неправомерным представляется уменьшение количества школ с изучением немецкого языка, и в школах заметно уменьшается количество учеников, изучающих немецкий язык как средство межкультурной коммуникации. В то же время в связи с расширением экономических связей с государствами Европейского Союза возрастает потребность в специалистах разного профиля, владеющих немецким языком.

Задачи:

  • активизация творческой и познавательной инициативы молодежи, привлечение внимания учащихся к необходимости изучения немецкого языка;
  • развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности учителей немецкого языка;
  • распространение опыта лучших учителей, поддержка инициатив по совершенствованию процесса обучения немецкому языку;
  • развитие межкультурной компетенции, толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения разных национальностей;
  • обмен культурными ценностями, результатом которого станет рост взаимопонимания между молодежью разных стран;
  • использование современных информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие лингводидактических основ для изучения немецкого языка.

Основные направления работы

  1. Информационно-пропагандистская работа
  2. Учебно-педагогическая деятельность
  3. Внеклассная и воспитательная работа
  4. Научно-методическая деятельность
  5. Просветительская работа с родителями и общественными организациями

Информационно-пропагандистская работа

  • Формирование положительного отношения к немецкому языку;
  • Информирование школьников средствами связи школы;
  • Пропаганда немецкого языка средствами массовой информации поселка: газета «Кузоватовские вести», радио, интернет-сайт школы и Кузоватовского района;
  • Использование агитационных методов.

Учебно-педагогическая деятельность

  • Развитие интереса учащихся к изучению немецкого языка;
  • Выявление и развитие природных задатков способных учеников;
  • Формирование потребности в самообразовании;
  • Привлечение внимания учащихся к языку средствами нетрадиционных форм уроков с применением современных технологий;
  • Введение преподавания немецкого языка со 2 класса.

Внеклассная и воспитательная работа

  • Проведение интеллектуальных конкурсов на немецком языке;
  • Приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа;
  • Развитие способностей, умений и навыков художественной деятельности на материале произведений немецких авторов;
  • Использование системы воспитательной работы школы по схеме «Урок — Домашнее Задание — Внеклассное Дело — Урок»;
  • Привлечение ребят для участия в работе кружков, спецкурсов и элективных курсов на немецком языке с целью профессиональной ориентации школьников.

Научно-методическая деятельность

  • Активизация деятельности учителей немецкого языка;
  • Организация обмена опытом передовых идей посредством плодотворной деятельности методического объединения учителей иностранных языков;
  • Изучение и применение новых технологий в обучении;
  • Использование современных ТСО и компьютеров на уроках и внеклассной деятельности;
  • Налаживание связей с кафедрами немецкого языка в ВУЗах города Ульяновска и других городов для обмена опытом по подготовке выпускников школы к экзаменам в форме ЕГЭ.

Просветительская работа с родителями и общественными организациями

  • Формирование культуры семейных отношений;
  • Воспитание терпимого отношения к людям другой национальности;
  • Просветительская работа с родителями учеников;
  • Налаживание контактов со школами района, области, страны.

В ходе осуществления данного проекта по развитию и распространению немецкого языка в школе и Кузоватовском районе нами была проведена большая работа: оформлен новый кабинет немецкого языка, организованы праздники на немецком языке для школьников разных классов «Рождество», «Пасха», «Праздник птиц», конкурсы инсценировок немецких писателей «В гостях у сказки», районный музыкальный фестиваль немецкого языка, конкурсы проектных работ и т. д.

В рамках проекта школу посетила куратор данной программы
Морохова Н.Е., которая присутствовала на занятиях, проводимых преподавателями школы, а также на заседании «Клуба любителей немецкого языка». Благодаря участию в данном проекте школа получила изданные в Германии новейшие учебно-методические пособия для развития навыков устной речи, лучшего усвоения грамматического и лексического материала, которые активно используются в работе преподавателями школы.

Уже второй год более 10 учащихся школы принимали участие в Международном проекте Министерства образования и культуры Земли Северная Рейн-Вестфалия (Германия) «Schuelerwettbewerb». Две ученицы 7-го класса — Манина Елена и Архипова Кристина — в 2010 году были награждены дипломами и ценными подарками за участие в конкурсе и выполнение проектов по темам «Поиск сокровища в Праге» и «Дороги Европы».

В 2011 году ученики 8 классов приняли участие в конкурсе проектных работ «Маленькие истории из жизни российских немцев», организованном Немецким культурным центром им. Гете. Они должны были написать документальную историю из жизни поволжских немцев. Ребята познакомились с жительницей р.п. Кузоватово Эммой Вольф, которая рассказала о своей биографии и о жизни немцев в СССР и России. Ребята оформили проектную работу и презентацию на немецком языке и были награждены дипломами и сувенирами Гете института.

В 2010 году, в год празднования юбилея Победы советского народа над фашизмом, Германия открыла в Интернете электронную базу данных о советских военнопленных, погибших в лагерях Третьего Рейха. Международный проект «Саксонские мемориалы» помог гражданам бывшего Советского Союза найти своих родных и близких. Наш ученик Чуприков Кирилл в онлайн-архиве нашел имя и фамилию своего деда по дате рождения и узнал о судьбе своего родственника, пропавшего без вести еще в годы войны.

Международные проекты, осуществляемые посредством современных информационно-коммуникационных технологий, соответствуют потребностям и интересам современных подростков. Они создают естественные ситуации общения в контексте расширяющегося круга взаимодействующих культур, что позволяет усилить их эффективность и интегративные возможности. Таким образом, межкультурное общение на иностранном языке в рамках международных проектов эффективно реализует мотивы, цели, задачи и содержание школьной модели образования посредством иностранного языка.

Жизнеспособность единой системы работы с одарёнными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (муниципальных, региональных, всероссийских, международных), призеров конкурсов научно-исследовательских работ, творческих конкурсов и соревнований.

В 2010-2011 учебном году наши ученики успешно приняли участие в Международной олимпиаде по основам наук в Олимпиаде по страноведению по немецкому и английскому языкам «Go West», организованной Уральским Государственным Университетом (Екатеринбург). В ноябре 20 учеников школы выполняли задания первого тура олимпиады. Те ученики, которые набрали от 40 баллов и выше, попали во второй тур. 7 человек из участников второго тура набрали от 70 баллов и выше, получили дипломы 1 и 2 степеней и были приглашены принять участие в финале олимпиады в Праге (Чехия). В заключительном очном этапе олимпиады принимали участие более 400 учеников из 8 стран мира и 26 городов России. Олимпиада проводилась по 16 предметам в школах Чехии, Германии, Польши, Турции, Белоруссии. Мои ученицы Дина Гордеева и Ольга Биденко получили дипломы 2 степени, набрав в финале 79 и77 баллов соответственно. Для участников олимпиады была приготовлена интересная культурная и развлекательная программа.
В течение недели ребята познакомились с главными достопримечательностями Москвы, Бреста, Праги, Дрездена. Побывали на экскурсиях в Пражском Граде, Дрезденской картинной галерее, Берлинском аквапарке. Впечатлений и положительных эмоций у ребят хватит на весь год. В будущем планируем больше ребят школы привлекать к участию в данной олимпиаде.

Благодаря системной и планомерной работе одарённые дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий.

[links&resources]

1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одарённых детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. — №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (дата обращения 09.12.2009)
2. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одарённости в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 328–348.
3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. — М.: Изд-во УРАО, 2003. — 232c.
4. Одарённые дети. — Под. ред. Карне М. — М.: Прогресс, 1991. — 246с.
5. Пепинский П. Одарённый ребенок: Психология развития. / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1996
6. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одарённых детей в обучении // Одарённый ребенок. — 2003. — № 6. — С. 45–51.
7. Тейлор К. Интеллект: проблемы одарённости. / Пер.с англ. — М.: Наука, 1976
8. Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одарённых учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дисс. канд. пед. наук, — М., 1993.
9. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одарённости. — М.: Молодая гвардия, 2007. — С. 243

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.