«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ УРОКА ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО) ЯЗЫКА

Среда 18 апреля 2012


В настоящее время очень важным для российской общеобразовательной школы представляется внедрение
в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей образования.
На первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной
и творческой активности в процессе познания, формирование личностных компетенций учащегося в процессе школьного образования.

настроение: активное

ключевые слова: инновационные технологии, личностные компетенции, психологическая формула успешного обучения, субъективные
и объективные факторы обучения, активизация познавательных процессов, вербальные
и невербальные средства обучения ИЯ

город: Санкт-Петербург

e-mail: SMN435@yandex.ru

Плохой учитель учит предмету.
Средний учитель помогает понять суть предмета.
Хороший учитель помогает понять самих себя
через понимание предмета.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, школа признана общественно-неблагоприятным фактором. Следствием неблагоприятного воздействия часто являются соматические заболевания.

Долгие десятилетия прогресс в обучении в отечественной педагогике связывали c накоплением теоретических знаний взамен освоения учащимися практических навыков их использования: увеличилось число теоретических курсов, повысился уровень абстрактности в изучении учебного материала, усилились математизация и алгоритмизация материала при изучении гуманитарных дисциплин. В результате снизилась общая эмоциональность изложения, язык обучения стал более сухим, уменьшилась доля ярких, выразительных примеров, редко используются ритмы — речевые и музыкальные, которые сами по себе активизируют эмоциональную и произвольную память.

Это приводит к тому, что учащиеся могут грамотно воспроизводить выученный материал, но оказываются беспомощными в практическом применении знаний. Таким образом, современное образование является теоретическим, а не практическим (один из примеров — ЕГЭ). Востребованным оказывается логический компонент мышления. Иными словами, при учении акцентируются механизмы левого полушария при одновременном ослаблении вовлеченности правого. Нарушение межполушарного взаимодействия ведет к невротизации учащихся
и является скрытой причиной эмоциональных срывов.

Для устранения дисбаланса в работе мозга необходимы дифференцированное обучение и воспитание, учитывающие возрастные
и физиологические особенности ребенка. Чтобы успешно вести обучение, учитель должен представлять себе основные характеристики обучаемого — его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач, учитывать психологические особенности возраста учеников (темы бесед, интересы
и увлечения).

Чему бы ни учить и каким бы способом ни учить, мы прежде всего обращаемся к органам чувств учащегося, являющимися его «окнами
в мир».

«В интеллекте нет ничего, что бы не прошло предварительно через органы чувств» (Джон Локк). Слушает ли учащийся урок или читает, слушает ли текст или выполняет работу — прежде всего включаются в работу его ощущения и восприятие и только затем — запоминание, установление ассоциаций, осмысление, творческая переработка и т. д.

Психологическую формулу успешного обучения можно охарактеризовать:
М + 4П + С, где М — мотивация, — прием (поиск) информации,
— понять информацию, — помнить, — применять информацию,
С — систематичность знаний.

Мотивация — побудительные силы, движущие ученика к цели обучения.
«В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, всё то, в чем нашла воплощение потребность» (Л.И.Божович).

В структуре мотивации можно выделить четыре компонента:

  • удовольствие от самой деятельности;
  • значимость для личности непосредственного результата деятельности;
  • мотивирующая сила вознаграждения за деятельность;
  • принуждающее давление на личность (В.И.Додонов).

Мотивы могут быть внешними и внутренними.
К внешним мотивам относятся наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и учения. К внутренним мотивам относятся такие, которые побуждают человека
к учению как своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации).

Правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы учителя. Опытный учитель целенаправленно развивает и углубляет познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету. Совершенно необходимым, хотя и недостаточным условием того, чтобы информация была воспринята, является посыл к органам чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. К сожалению, учителя не всегда помнят об этом, например, об акустике, освещении, учете цвета таблиц, шрифте, выделении текста другим цветом, рисунков и других наглядных пособий.

Восприятие — активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Разные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится и к слуховому восприятию, и к восприятию речи.
То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали, или тем, что ему сказали. Существенно влияет на восприятие
то, чего ждет человек, осуществляемый им вероятностный прогноз.

Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношение к предмету), но и объективными (свойствами самого изучаемого материала). Ими являются:

  • содержание учебного материала;
  • форма учебного материала;
  • трудности учебного материала;
  • значение, важность учебного материала;
  • осмысленность.

Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:

  • обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким), сюда же относится необходимость соблюдения учащимися режима дня, питания, отдыха, движения;
  • давать учебную информацию с достаточно высокой точностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии;
  • соблюдать при использовании средств наглядности нормы яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;
  • полностью использовать возможности устной речи как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильным ориентирами для учащихся
    в содержательной стороне сообщения;
  • в умеренных пределах разнообразить изложение; использовать приемы поддержания и возвращения внимания;
  • учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает;
  • уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;
  • использовать все средства наглядности (ИКТ) как опорный материал для активизации восприятия и памяти;
  • вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности учащегося. Школьные методики обучения детей тренируют главным образом левое полушарие, игнорируя половину их умственных возможностей. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации», — писала профессор Н.Н. Трауготт.

Учебный процесс с точки зрения нейропедагогики можно представить в такой последовательности:

  1. Подготовка ученика для решения учебной задачи — мотивационный этап.
  2. Создание условий для успешного решения учебной задачи — организационный этап.
  3. Осознанное отношение к результату своего учебного труда — результативный этап.

Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ученика, для создания ситуации успеха должны создаваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.

У учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике (лево- или правополушарной): «Люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а со способностями учащегося. В результате — неуспех, тревожность, эмоциональный срыв (у обоих).

Грамотный педагог создает на уроке условия для выполнения заданий разными способами, подхватывает идеи, выдвинутые разными — по типу нервной деятельности, по типу реагирования — детьми.

Что же касается непосредственно обучения английскому языку, то здесь также должны учитываться вышеперечисленные факторы и особенности. Если же более подробно остановиться на особенностях обучения ИЯ (английскому), то можно выделить:

  • сотрудничество на уроке (между учителем и учащимися
    и учащихся друг с другом)

Сотрудничество предполагает равенство психологических позиций участников, личностно-ролевое участие, реализующее социальные стимулы и мотивы деятельности. Помимо достижения академических целей обучения, работа в сотрудничестве способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей.

  • индивидуализация

Это означает пристальное внимание к развитию каждого ребенка, учет
и использование резервов личности обучающихся, то есть их жизненного опыта, мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности и коллектива.

  • атмосфера общения; стили общения

Если мы хотим научить наших детей общению на иностранном языке, то на уроке необходимо установить доверительные отношения, ведь, как справедливо замечает профессор Е.И. Пассов, «мы на уроке обсуждаем не закон Ома и не правило буравчика». Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между всеми членами группы, осознание группы как близких по духу людей, некой общности, готовой в любой момент прийти на помощь друг другу и простить самые нелепые ошибки, выслушать отчаянно радикальные суждения и т.д., поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные.

Создание положительного климата в классе (группе), выбор правильного стиля общения, внешний вид учителя, его манеры поведения и речи, мимика — все это влияет не только на проведение урока, но и на развитие и дальнейшее формирование наших детей.

Всегда ли мы, учителя иностранного языка, осознаем уникальность нашего предмета? Ведь наши уроки являются по сути единственными моделирующими реальные события и многообразные ситуации общения
в условиях класса. Уроки английского языка — благодатная почва для формирования личностного развития. Учащиеся не только овладевают умениями говорения и понимания чужого языка, но и знакомятся
с психологическими, культурными, нравственными особенностями народов стран изучаемого языка.

В качестве примера можно рассмотреть различные УМК отечественных
и зарубежных авторов (В.П. Кузовлева, О.В. Афанасьевой, Стива Тейлор-Ноулза “Laser”, Люка Продромоу “First Certificate Star” и др.). Весь материал учебников нового поколения направлен на индивидуализацию
и личностный подход в обучении, на формирование психологической культуры учащихся, даёт им возможность понять и разобраться в самих себе.

Л.В. Щерба, Е.М. Верещагин и В.Г. Костомарова видели роль предмета «иностранный язык» в развитии ребенка. Учащегося прежде всего необходимо заинтересовать. Поэтому для учителя важно использование разнообразных технологий, направленных на развитие и совершенствование психических процессов учащихся. Например, использование мультимедиа на практических занятиях превращает
их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности на уроке каждого ученика, с разными психологическими особенностями его личности, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает, повышается мотивация к обучению английского или другого иностранного языка.

Ещё один из методов — иллюстративная наглядность, которая стимулирует активность и интерес у учащихся, особенно в начальной школе. Основными функциями наглядности является повышение мотивации обучающихся, развитие творческого воображения и мышления, усвоение учебного материала. Работа с наглядным материалом стимулирует учащихся на говорение и аудирование. Различные вербальные и невербальные наглядные средства, используемые учителем на уроке, помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять.
К ним можно отнести и рисунки, иллюстрации, видеофильмы (художественные и документальные) и т. д.
В своей практике я использую психологические тесты по теме, которая изучается на уроке.

Данная технология весьма результативно работает!

Мною разработана программа дополнительного образования для учащихся 10–11 классов «Психология в нашей жизни» на английском языке. Учащимся в данный возрастной период по душе обсуждение вопросов личностного развития, особенностей своей личности, вопросов взаимоотношений в коллективе (классе), семье, отношений юношей
и девушек, поэтому выполнение различных психологических тестов является стимулирующим фактором в данной программе. Она удачно апробируется в нашей школе уже второй год. Ознакомиться с ней можно на сайте издательства «Просвещение».

В заключение хотелось бы процитировать известного немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить». Так давайте находить эту истину вместе с нашими учениками.

[links&resources]

1. Н.Д. Гальскова. Современные методики обучения ИЯ. — Москва. 2004.
2. Р.С. Немов. Психология. — М.: Владос. 2001.
3. Л.Г. Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. Санкт-Петербург.

 
 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.