«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ГРАММАТИКА ПОВЕЛЕВАЕТ ДАЖЕ ЦАРЯМИ[Жан-Батист Мольер]

Понедельник 23 июля 2012

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.

Начнём, уважаемые читатели, с небольшого теста: какому аспекту в обучении учащихся иностранному языку принадлежат метафоры «кровеносная система, которая питает язык», «фундамент, на котором возводится здание под названием «иностранный язык», «цемент, который скрепляет (держит) кирпичи», «каркас, на котором держится лексика»?

настроение: последовательное

ключевые слова: грамматический навык, индуктивный подход, дедуктивный подход, условно-речевые упражнения

город: Псков

Да, вы правы, это грамматика. Грамматика любого языка требует к себе и уважения, и должного внимания, и даже любви. Что такое грамматика? Это определённый свод норм и правил, которые используются при построении грамотной речи. Многие вопросы английской грамматики кажутся жутко сложными. Да, она состоит из множества правил и ещё большего количества исключений. Но если вникнуть в суть деятельности учителя по обучению учащихся грамматике, то она окажется не такой уж недоступной и непонятной.

В давнем споре, «что главнее» в изучении языка, лексика или грамматика, часто побеждает грамматика. Потому что:

  • грамматика вместе со звуковым и словарным составом представляет материальную основу речи;
  • грамматику от речи оторвать невозможно;
  • грамматика организует речь.

Конечно, можно утверждать приоритет грамматики над лексикой, так же как и лексики над грамматикой. Однако усвоение грамматической системы языка происходит только на основе знакомой лексики. Таким образом, как грамматические, так и лексические навыки представляют собой основу языковой компетенции, на которую опираются речевые навыки и умения. Именно с момента осознания грамматической формы фразы и её лексического значения простой набор звуков, который учащийся слышит, произносит, читает и говорит, приобретает смысл.

Мы предлагаем вам несколько заданий в стиле «вопрос-ответ», которые попытаемся совместно осмыслить.

Задание 1. Специально организованное изучение грамматики при практическом овладении иностранным языком необходимо, так как оно делает процесс обучения более рациональным. Вы согласны, что такой цели в наибольшей степени отвечает активная грамматика?
В процессе работы с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки. Главная задача обучения состоит в том, чтобы учащиеся овладели определённым рядом навыков до автоматизма. Навык вообще понимается как автоматизированное звено сознательной деятельности. Автоматизация действия — основной признак навыка. Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Грамматическое действие производится только в определённых словарных границах, на определённом словарном материале. Если учащийся может в соответствии с ситуацией быстро и правильно самостоятельно оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет грамматическим навыком.

Задание 2. Существуют индуктивный и дедуктивный подходы к ознакомлению с грамматическим материалом. Какой предпочтительнее?

Индуктивный путь — это путь, когда сами учащиеся на основе наблюдения конкретных примеров (в графическом тексте, звучащей речи) делают выводы, обобщения.

Дедуктивный путь — это путь, когда учащимся даются правила, обобщения, которые затем иллюстрируются примерами.

На первый взгляд предпочтительнее первый, индуктивный путь. Он стимулирует мыслительную активность учащихся, материал лучше понимается и запоминается. Это действительно так, но нужно иметь в виду следующее: организуя ознакомление с грамматическим явлением индуктивным путём, учитель должен уделять специальное внимание языковым особенностям прорабатываемого материала, чтобы избежать недоразумений и ошибок.

Проиллюстрируем это на примере. В практике преподавания при ознакомлении с настоящим совершенным временем даются нередко для наблюдения такие примеры: “I have broken my pencil.”, “I have opened the window.”, т. е. имеется в виду сообщение о конкретном результате действия. Однако приведённые примеры не отражают другие, очень важные случаи употребления этой временной формы.

Например, сравните два предложения:
a) Ted and Sue went to London for two weeks.
b) Ted and Sue have gone to London for two weeks.
В предложении (a) Ted and Sue’s trip to New York is over, а в предложении (b) they are still there.

Предложив учащимся данные примеры для наблюдения, учитель помогает им сделать необходимые выводы. Это проще всего сделать в виде вопросов: «Что подчёркивается в первом примере? То, что их уже нет в Лондоне, они уехали. А во втором?»

После такой работы с примерами учащиеся уже самостоятельно смогут сделать вывод, касающийся положения вещей в настоящее время.

Но разумеется, не всегда сам языковой материал даёт возможность ввести его индуктивным путём. Иногда более рациональным оказывается путь от объяснения к правилам. Преимущества дедуктивного пути заключаются в следующем:

  • он требует значительно меньше времени на объяснение, увеличивая тем самым время на отработку материала в речи;
  • позволяет учителю прогнозировать трудности и предупреждать типичные ошибки;
  • способствует рациональному планированию урока;
  • учит работать с грамматическими справочниками.

Таким образом, последовательность ознакомления с грамматическим материалом при дедуктивном пути может быть представлена так: объяснение нового явления — правило — инструкция — речевой образец.

Задание 3. Выбор того или иного пути объяснения зависит от ряда факторов. Каких?

  1. От характера самого грамматического явления.
  2. От наличия или отсутствия аналогичного явления в родном языке. Индукция предпочтительна там, где есть сходство, дедукция — в тех случаях, когда аналогия отсутствует.
  3. От языковой подготовки учащихся и их речевого опыта. При этом индукция и дедукция могут в данном случае взаимодействовать.
  4. От назначения грамматического материала. Активная грамматика изучается преимущественно индуктивно, в устных ситуативно обусловленных упражнениях.

Задание 4. Прочный навык, обладающий гибкостью и способностью к переносу, может быть сформирован лишь в условиях, адекватных условиям функционирования этого навыка в речи. Какие виды упражнений с грамматической направленностью необходимы на этапе тренировки?

Именно этап тренировки употребления грамматического явления в речи вызывает массу вопросов. Здесь важно помнить о следующих моментах:

1. Обучая речевой деятельности, мы формируем у учащихся навыки и умения, выделяя две группы упражнений: условно-речевые и речевые.

2. Откажемся от упражнений типа «Слова, данные в скобках, употребите в нужной форме». Такие задания не соответствуют реальной речевой практике. Разве говорящий сталкивается с подобной задачей в жизни — поставить глагол в той или иной форме или использовать нужные окончания?

3. Мы должны подумать об условиях упражнений, которые будут соответствовать реальным коммуникативным задачам говорящего. И сами упражнения должны быть коммуникативными. Следовательно, главное требование к условно-речевым упражнениям — наличие коммуникативной задачи.

4. Следующее требование — ситуативная обусловленность или ситуативная отнесённость. Для тренировки грамматического явления учащимся должны быть предложены или реальные ситуации, или имитирующие реальные.

5. И наконец, ещё одно требование к условно-речевым упражнениям — они должны быть построены так, чтобы обеспечить относительную безошибочность и быстроту выполнения.

Следовательно, условно-речевые упражнения — это упражнения, формирующие и развивающие речевые навыки, имеющие коммуникативную задачу, но заданную форму высказывания.

Задание 5. По способу выполнения условно-речевые упражнения делятся на имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные[5]. Вы согласны, что тренировка грамматических навыков не всегда интересна и личностно значима для учащихся? Как изменить положение дел?

Первыми в ряду упражнений стоят имитативные упражнения. Их цель — многократное прослушивание и проговаривание предъявляемых готовых образцов. Учащиеся ничего не конструируют сами: они получают готовые формы, ничего не изменяя. Но мы говорим о том, что они должны быть не механическими, а коммуникативными. Попробуем выделить несколько типов имитативных упражнений.

Упражнения, которые можно условно называть упражнениями типа «уточните». При их выполнении учащиеся должны повторить часть исходного вопроса или реплики, как бы уточняя, правильно ли они поняли, о чём идёт речь, например:

— My sister likes singing.
— Likes singing?
— Yes, she likes singing.

Упражнения, которые можно условно называть упражнениями типа «согласитесь». Задания к ним формируются по-разному, в зависимости от конкретного материала. В таких упражнениях в ответ на реплику учителя учащийся должен предположить, что он находится в аналогичной ситуации, например:

I am tired after classes (after maths, jogging, running).
And I am tired after classes.
(Важно обратить внимание на логическое ударение.)

Здесь можно предложить учащимся начинать свою реплику каким-либо словом или выражением разговорного стиля: and, so it is (да, действительно), looks like that (похоже на то).

Краткие ответы на вопросы, например:
— Do you like tea?
— Yes, I like tea (coffee, Cola, milk).

Краткие ответы на вопросы помогают выделять именно тренируемую форму и, кроме того, имитируют акт реального общения, поскольку в подобной ситуации ответы личностно значимы для учащихся. Можно предложить учащимся употреблять в речи какие-либо вводные слова, характерные для разговорной речи (of course, in fact, quite so, that’s just it, exactly).

Краткие ответы на альтернативные вопросы:

— Do you like skating or skiing?

Учащиеся в таком упражнении имеют уже выбор для ответа.

Мы привели лишь некоторые типы имитативных упражнений. Конкретный языковой материал, над которым вы работаете, подскажет множество других типов. Важно отметить, что этап имитации чрезвычайно важен в становлении навыка. Правильно организованные имитативные упражнения очень эффективны: они не вызывают у учащихся трудностей, coздают иллюзию свободного владения новой формой, атмосферу общения, психологического комфорта для всех учащихся. Эти упражнения выполняются быстро — 8–10 микродиалогов в минуту. Если тренируемая форма прозвучала в одном микродиалоге два раза, то в течение минуты она прозвучит 16–20 раз. Если учитель отведёт на имитативные упражнения, например, 10 минут, то нетрудно подсчитать, сколько раз услышат и проговорят новую форму учащиеся. Эффективность подобных упражнений будет тем более заметна, если учесть, что столько же времени затрачивается на выполнение одного-двух (к сожалению, представленных в учебниках в большом количестве) традиционных упражнений типа «Вставьте, замените и так далее», для учащихся достаточно монотонных и в большинстве случаев не очень интересных, выполняемых, как правило, с большим напряжением. Задача учителя — дополнить имеющийся материал собственными упражнениями.

Подстановочные упражнения — следующий этап в овладении новой грамматической формой. Если в имитативных упражнениях учащиеся в своих репликах использовали готовый образец, ничего не меняли в нём, то в подстановочных упражнениях они должны дать другое лексическое наполнение предложенной конструкции, подставить другую лексическую единицу в воспринятую структуру, например:

1. — I will try to guess what you and the members of your family will do on Sunday. Say if I am right or wrong.
— On Sunday you will go to the disco.
— Your mother will sleep all day long.
— No, I will catch a film on Sunday.
— No, she will cook an apple pie.

2. Explain why Jack’s friends won’t come to his place.
T: I’ll be watching a football match.
A: I’ll … (study Russian)
K: I’ll … (help my father in the garden)

Подстановочные упражнения дают возможность учащимся сказать реальные вещи о себе.

Трансформационные упражнения — следующий этап в формировании грамматического навыка. При их выполнении учащиеся уже сами используют названную в исходной реплике лексическую единицу в нужной форме, например:

My friend Paul lives strictly by schedule, and you need to guess what he did yesterday.
— My friend Paul usually gets at 7.30 a.m.
I guess yesterday he got up at 7 a.m. too.
— Paul usually has a cup of tea with toast for breakfast.
I think …
He usually walks to work.
I suppose … etc.

Задание 6. Часто после введения нового грамматического явления учителя допускают одну oшибку. Какую?

После введения грамматического материала учитель сразу переходит к репродуктивным упражнениям, тогда как следует помнить, что репродуктивные упражнения выполняются только после того, как тренируемая форма проведена через стадии имитативных, подстановочных и трансформационных упражнений. При такой последовательности у учащихся не будет вызывать затруднений выбрать из уже многократно услышанных и проговоренных форм ту, которая отвечает их коммуникативному намерению.

Примеры репродуктивных упражнений:

свободные ответы на вопросы; упражнения типа «угадайте» (Угадайте, куда я пойду в субботу), упражнения с использованием различных предметов, схем, карточек и так далее.

Репродуктивные упражнения представляют собой как бы переходный этап от упражнений условно-речевых к речевым.

Задание 7. Речевые упражнения имеют коммуникативную задачу, развивают способность осуществлять речевое действие оптимальным образом. Нужно ли в рамках изучения грамматической темы предлагать учащимся речевые упражнения?

Обучая грамматике, мы не ставим целью дать академическое знание в области грамматики (чем, к сожалению, грешат некоторые учебники), мы обучаем практической грамматике, то есть формируем навыки грамматического оформления речи. Следовательно, хорошо отработанные в условно-речевых упражнениях формы должны включаться в деятельность общения. Среди множества речевых упражнений можно условно выделить три группы: упражнения в передаче содержания, ситуативные, игровые.

Задание 8. Упражнения в передаче содержания (прочитанного, услышанного, увиденного) должны иметь своей целью наработку и закрепление коммуникативного навыка. Почему следует избегать пересказа учебных текстов?

В реальной коммуникации человек, во-первых, не рассказывает того, что хорошо известно собеседнику. Во-вторых, пересказ не является для него самоцелью, он рассказывает что-либо, руководствуясь коммуникативной задачей — заинтересовать, удивить, рассмешить и т. д. Поэтому пересказ должен быть с определённой коммуникативной задачей, например:

1. Yesterday Ann was preparing for her birthday all day long. Say what she was doing all this time and why she was tired.
To bake cookies, to wash the floor, to do the shopping, to сооk dinner, etc.

2. The verbs below come from a very well-known children’s story. Work in pairs, decide which story it is and tell the story to each other. The verbs will help you.
Put, put on, ran, went in, ate up, saw, said, jumped out, walked, stopped, picked, saw, asked, answered, put on, lay down, came, knocked, said, went in, ate up, heard, came in, killed, lived.

В ситуативных упражнениях высказывания учащихся определяются предлагаемой коммуникативной ситуацией. Не следует понятие «ситуация» понимать упрощённо. Коммуникативная ситуация — это комплекс факторов, стимулирующих речевое действие. Такими факторами являются сами учащиеся — их взаимоотношения, характеры, их мотивы, условия, обстоятельства, в которых развивается ситуация, например:

Say a few words about things from your past listed below.
a year that was important for you; a place that was important for you;
your best decision; your worst mistake.

Игровые упражнения пользуются успехом у учащихся на любом этапе обучения. Язык здесь выступает в своей основной функции — функции средства общения, а на уроке создаётся атмосфера естественного речевого взаимодействия. Приведём примеры.

Для организации тренировки вопросительных слов можно использовать игру “noughts and crosses”/ “tic-tac-toe”.

What : how : when
___________ : __________ ; __________
When : why : how
___________ : __________ ; __________
Why : what ; why
___________ : __________ ; __________

Класс делится на две группы. Одна из групп выбирает квадрат и задаёт вопрос. Если вопрос верный, они ставят «нолик». Вторая группа делает то же, выбирая другой квадрат. Если ответ верный, они ставят «крестик».

Первая команда, которая проведёт прямую черту из трёх «ноликов» или «крестиков» (либо горизонтально, либо вертикально), выигрывает.

Игровые упражнения, несмотря на их кажущееся отвлечение от «серьёзных» занятий, по существу являются завершающим этапом тренировки употребления каких-либо грамматических явлений.

Задание 9. Итак, вы выявили своё представление о том, что “When we teach grammar we should be aware of the fact that a pupil must be firmly grounded in the exercise of correct grammar, if he or she is to attain any skill of effective use of the language.” Какие еще ресурсы необходимы вам для обучения грамматике?

Необходимо проанализировать соответствие своего представления о реальной мотивации учащихся вашей обучающей деятельности, при необходимости изменить набор внешних ресурсов учебного успеха ученика, увеличить разнообразие форм учебной деятельности[3].

В заключение несколько практических советов.

1. Регулярно повторяйте изученный грамматический материал. Кроме систематизации материала, осуществляйте повторение его в ходе выполнения речевых упражнений.

2. Не проверяйте то, чему не научили.

3. Не давайте в тестах незнакомые задания.

4. При проведении грамматического теста не придавайте очень большого значения другим видам ошибок.

5. Не забывайте проверять работы учащихся вовремя.

[links&resources]

1. I. Andreasyn. Learning to Teach. — Mинск: Лексис, 2005.
2. J. Harmer. Teaching and Learning Grammar. — London, Longman, 2007.
[3] Галеева Н.Л. Статьи / Просвещение. Иностранные языки. Журнал для учителя. — ежекварт. — 2011–2012. — № 1, 2, 3.
4. Методика под ред. А.А. Леонтьева. — Москва, Русский язык, 1988.
[5] Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. — М.: изд-во «Русский язык», 1977.

6. http://expresspublishing.ru.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.