ЗВЕЗДОПАД СКАЗОК
Автор: Янина ФИЛИСТОВИЧ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 8 августа 2012С чего начинается раннее детство? Ведь многие согласятся, что со сказок, которые взрослые читают детям. Именно через сказку раскрываются малышам понятия жизни. Сказки не только развлекают, но и, бесспорно, воспитывают и обучают. Наши малыши, приходя в школу, сталкиваются с необъятным потоком информации по учебным предметам, совершенно новым для них, и перед нами, учителями, стоят вопросы: «Как научить? Как заинтересовать?». Объем нового материала увеличивается с каждым днем, с каждым уроком. Таблицы, схемы, правила… Как же не запутаться ребенку? С этими вопросами сталкиваемся все мы, учителя-практики, особенно на ступени начального образования, а в нашем случае, при раннем обучении иностранному языку (английскому), делая первые шаги на пути к реализации ФГОС второго поколения.
настроение: сказочное, звездное
ключевые слова: раннее обучение английскому языку, первые шаги к ФГОС, сказки, «Просвещение» и Express Publishing, неделя английского языка
город: Москва
Я работаю в школе с 2003 года. В 2011–2012 учебном году во вторых классах мы взяли УМКС “English” В.П. Кузовлева и др. издательства «Просвещение»[http://www.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=9416]. Хотя мой опыт и не очень большой, хочу поделиться «сказками-выручалочками», которые я использую на уроках с малышами:
- при объяснении глагола-связки to be (формы настоящего времени).
— В загадочной стране английского языка есть такой город TO BE. Открою вам секрет: бабушка и дедушка наших друзей, Хелен и Майка, живут в этом городе, а я сегодня получила от них письмо, они с интересом расспрашивают о своих внуках, а еще они нас пригласили к себе в гости на каникулы. Я написала ответное письмо и пообещала, что мы с вами обязательно будем писать им про Хелен и Майка, чтобы они не волновались, и, конечно же, поблагодарила за приглашение. Но, ребята, для того, чтобы нам вместе дружно писать письма, нам нужно знать кое-какие секретные правила. Мы же хотим отправлять грамотные письма — так?! Итак…
Для начала давайте вспомним, какие местоимения мы знаем (я — I, ты-вы — you, мы — we, они — they, он — he, она — she, оно (или он-она-оно неодушевленные) — it). Вспомнили? Теперь я вам открываю тайну, слушайте: вспомните мультик «Трое из Простоквашино», как раз тот эпизод, когда нужно было написать родителям письмо; помните, там корова Мурка стала есть белье во дворе, и письмо начал-то писать сам дядя Федор, а продолжили и Матроскин, и Шарик,— в итоге там даже фраза была: «Лохматость у меня повысилась». Улыбнулись. Ну, вот, и дядя Федор, и Матроскин, и Шарик писали от первого лица — Я,
а по-английски — I. Посмотрите, как интересно [ЙА] — [АЙ]. Так вот,
I всегда гордится, всегда уверен в себе. И это он демонстрирует в настоящем времени так: I am… в тех случаях, когда нужно себя представить, о себе рассказать. Ну, давайте скажем: I am OK. Вот, запомните: AM употребляется с I. Итак, повторяем за мной I AM, — только первый раз — громко, второй — тише, а третий — шепотом. А сейчас посмотрите на этот добрый смайлик (показываем картинку с изображением смайлика). Представим, что это I… Что же он нам скажет? Прислушайтесь:
I am funny / I am nice / I am yellow… А давайте теперь познакомимся с ним поближе — расскажите вы ему о себе, — начинаем с имени. / I am Ann. I am eight. I am nice. / О себе мы теперь сможем сказать, написать — я очень рада, а вы?.. Границ перед нами нет, и мы продолжим раскрывать секреты.
С is поступала так: показывала детям картинки с изображениями их любимых героев из сказок, мультфильмов, фильмов (можно продумать и слайды). Вопросами выходила на ответ, что это он (he) и она (she). Давали описания им: she is cute / he is brave, потом плавно переходили на то, чтобы рассказать о Хелен и Майке, и вместе пришли к выводу, что в отдельности про друзей тоже можем сказать и написать.
Что же было с it? — Необходимо две игрушки — у меня было две собачки (щенка). И мы все дружно угощали их косточкой (bone). А я говорила: так как косточка — предмет неодушевленный, то мы говорим it is. Довольны наши щенята? Давайте подумаем, как же могут нас щенята поблагодарить, что нам будет приятно услышать (вспоминаем известные слова, и здесь же можно и семантизировать несколько ЛЕ: tasty / delicious и др.). Итог: It is tasty / fantastic… Thank you!
Что касается ARE, то я связываю со словом FRIENDS. (we are friends / you are friends / they are friends / you are my friend / we are friends and they are friends) и т.д. Потом плавно переходим к описаниям: we are friendly / they are good friends…
- при объяснении, скажем, образования формы глагола в 3 л. ед. ч. говорила ребятам следующее:
— Мы с вами знаем разные личные местоимения (я — I, ты-вы — you, мы — we, они — they), вот, когда им нужно что-то сделать, выполнить, — они делают это с гордостью: называя себя и сам глагол. I like / We read / You jump / They dance… Вот, запомните: они дружат и делают все вместе, энергично. А вот такие местоимения, как он — he, она — she, оно (или он-она-оно неодушевленные) — it, совсем одиноки. Правда, бедняжки они? А давайте попробуем им помочь: чтобы ему не было скучно, мы скажем: he likes; чтобы ей не было обидно — she reads, чтобы, скажем, песика поддержать — it runs. То есть мы им помогаем и показываем уважение и поддержку,— а как? — Правильно, добавляем буковку — окончание S.
В дальнейшем уже объясняются нюансы. Таким образом происходит активизация и актуализация такого непростого грамматического материала. Различные местоимения прикрепляются к игрушкам, и при объяснении показывается все в действии.
Выше мы рассмотрели возможность использования сказок-выручалочек на уроках. Подобных сказок-выручалочек может быть очень много; всё уже будет зависеть от мастерства и творчества учителя. Теперь же давайте перейдем и к внеурочной деятельности.
Ежегодно в каждой школе проходит неделя английского языка. В нашей школе, ГБОУ № 797 района «Новогиреево», в этом году неделя английского языка проходила весной. Каждый год всем методическим объединением мы продумываем объявление, в котором освещены мероприятия недели ИЯ. В этом году наше объявление называлось
А ниже были расписаны мероприятия по классам и с датами.
Я бы хотела рассказать о празднике-концерте «Звездопад сказок» для учащихся начальной школы. Остановлюсь на вторых классах, так как с моими учениками мы поставили три сказки по книгам британского издательства “Express Publishing”[http://expresspublishing.ru], партнера издательства «Просвещение» в нашей стране.
На самом концерте после каждой из шести сказок был продуман 2-3-минутный перерыв — актуализация изученного ранее. Это были короткие ролики (таким образом ребята вспомнили алфавит, счет до 10, названия животных — как любимых игрушек, предлоги (при определении местонахождения игрушек) и названия месяцев и дней недели (называя дату праздника «Звездопад сказок»).
С моими учениками мы поставили:
1. 2 «А» — HENRY HIPPO
http://expresspublishing.co.uk/catalogue_details/details.php?Country=uk&id=2192
CHARACTERS:
Narrators, Henry Hippo, Millie Monkey, Peter Panda, Zara Zebra.
Для оформления концерта использовались слайды из презентации PowerPoint. Костюмы соответствовали ролям, в этом классе мы за основу брали маски животных. Несколько изменили предложенный сценарий — у нас было несколько исполнителей (про появление нового персонажа говорил и новый исполнитель).
2. 2 «Б» — THE UGLY DUCKLING
http://expresspublishing.co.uk/catalogue_details/details.php?Country=uk&id=2163
CHARACTERS:
Mummy, Duck, Dog, Boy, Ugly Duckling, Rabbit, Swan, Cat, Mouse.
Эта постановка у нас была фееричной. Все ребята-персонажи были в костюмах. Декорации — опять-таки в виде слайдов презентации. Для ребят участие стало незабываемым.
3. 2 «В» — THE THREE BILLY GOATS GRUFF
http://expresspublishing.co.uk/catalogue_details/details.php?Country=uk&id=2184
CHARACTERS:
Narrators, Troll, Baby, Brother, Daddy.
При постановке этой сказки также была продумана презентация в качестве оформления; исполнителей у нас было два: первый говорил вступительные и заключительные слова, а второй — играл роли по ходу действия. Костюмы продумывали исходя из возможностей — главное, передать особенности возраста (малыш — старший брат — папа); тролль у нас был ярким, и с зелеными волосами. Постановка вышла красочной.
Важно отметить, что лексика сказок несложная и доступна ребенку как для понимания, прочтения сказки, так и для заучивания и исполнения своей роли. Также данные сказки можно фрагментарно использовать и на уроках для объяснения того-иного материала (реплики / фразы повторяются и легко запоминаются детьми), то есть тексты этих сказок (отрывки) можно использовать и с целью семантизации-актуализации лексики, и с целью активизации-актуализации грамматического материала.
Коллеги со своими учениками ставили «Теремок», «Три маленьких поросенка» и «Маша и медведи».
Вот такой звездопад сказок случился в нашей школе в пятницу, 20 апреля 2012 года!