ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СВЕТЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ТАНДЕМ ВУЗА СО ШКОЛОЙ
Автор: Виктория ПОГОСЯН | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Четверг 13 сентября 2012Новые федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования основаны на компетентностном подходе, то есть подготовка студента направлена на формирование комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, само название которых указывает на тесную взаимосвязь обучения в вузе с будущей профессиональной деятельностью. Это означает, что подготовка студентов по направлению «Педагогическое образование» должна учитывать все изменения, происходящие в современной школе, которая сегодня находится в процессе существенных перемен.
настроение: ответственное
ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, компетентностный подход, раннее обучение иностранным языкам
город: Санкт-Петербург
Какой должна предстать школа в её новом воплощении, какие задачи ставит новая школа перед учителями? Без ответов на эти вопросы реализация компетентностного подхода в подготовке учителей невозможна. Основные направления развития школьного образования охватывают весь спектр деятельности школы[4]:
- Переход на новые образовательные стандарты
- Развитие системы поддержки талантливых детей
- Совершенствование учительского корпуса
- Изменение школьной инфраструктуры
- Сохранение и укрепление здоровья школьников
- Расширение самостоятельности школ
Прежде чем рассмотреть данные направления развития подробнее, отметим, что каждое из них обращено ко всем учителям и их повседневной деятельности, независимо от сферы предметной специализации. Так, несомненно, на жизни новой школы отразится и изменит её коренным образом новая инфраструктура, которая, как предполагается, значительно изменит облик школы, превратит её в центр творчества и информации, насыщенный интеллектуальной и спортивной жизнью. Проблема новой инфраструктуры школы касается не только деятельности директора, строителей и инженеров. Именно учителю предстоит насыщать новую школу интеллектуальной и интересной жизнью, причём в том числе в рамках внеурочной деятельности.
Расширение самостоятельности школ, на первый взгляд, заключается исключительно в изменении порядка расходования финансовых средств, однако на деле оно затрагивает разработку индивидуальных образовательных программ, что ставит перед учителем новой школы ещё одну новую задачу.
Примечательно и заслуживает положительной оценки то, что сохранение и укрепление здоровья школьников, в соответствии с образовательной инициативой, не рассматривается как лишь прерогатива врачей и родителей, а также предусматривает определённую деятельность учителя. «Рабочий день» школьника, включающий уроки в школе и выполнение огромного количества домашних заданий зачастую оказывается длительнее рабочего дня взрослого человека. В средней школе перегруженность учащихся домашними заданиями возникает в связи с отсутствием координации их объёма и трудоёмкости между учителями разных предметов, но данная проблема никак не может быть ни объяснена, ни оправдана в начальной школе, в которой ученик получает задания от одного учителя. По данным исследований, 80% первоклассников выполняют домашние задания в течение нескольких часов, что приводит к их устойчивому перенапряжению и утомлению[2]. В гимназиях, лицеях, авторских школах фактический объём недельной нагрузки (время, затраченное на занятия в школе и на выполнение домашних заданий) в начальной школе составляет 10-12 часов[3].
В этой связи стоит отметить, что в направлениях развития школы сохранение и укрепление здоровья школьников не просто декларируется, здесь предлагаются конкретные меры: индивидуальный подход, практика обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, общее снижение аудиторной нагрузки. К тому же общее снижение аудиторной нагрузки может также иметь негативные последствия, именно из-за стремления учителя компенсировать «потерянное» аудиторное время за счёт увеличения объёма домашних заданий. Иными словами, учителям предстоит пересмотреть всю организацию процесса обучения, осознать, что их деятельность должна быть направлена не на обучение предмету (предмето-центристский подход), а на развитие личности школьника (личностно ориентированный подход). Именно такую направленность подразумевают новые школьные стандарты.
Переход на новые государственные образовательные стандарты играет ключевую роль в развитии школьного образования. Данные стандарты существенно отличаются от предшествующих по целому ряду наиболее значимых параметров, касающихся всех школьных предметов. Рассмотрим новый стандарт с точки зрения обучения иностранным языкам в начальной школе. Нужно признать, что актуальность обучения иностранным языкам в новой школе носит вполне объективный характер: наша новая школа существует и будет развиваться именно в поликультурном мире — как в глобальном, так и в локальном измерении.
Глобальное измерение — это широкие возможности использовать иностранный язык не только во «взрослой» жизни, но и в детстве — школьники сегодня действительно много путешествуют и имеют возможность использовать иностранный язык, который они изучают в школе, в реальных ситуациях межкультурного общения.
Локальное измерение касается того, что сегодня практически каждая школа — это пространство межкультурного общения, что обусловлено процессами миграции населения всего постсоветского пространства. Самый большой вклад в позитивное развитие этого пространства может внести обучение иностранным языкам, так как именно формирование и развитие межкультурной компетенции, готовности и умения эффективно участвовать в межкультурном общении является сегодня стратегической целью обучения иностранным языкам[1].
Итак, в чём сущность перехода на новые стандарты? Во-первых, от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, осуществляется переход на стандарты, которые содержат требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
Это означает, что в новых стандартах нет привычного списка тем, подлежащих изучению, вместо этого определяются результаты обучения, причём эти результаты представлены не привычным набором знаний, а компетенциями. Иными словами, новые стандарты реализуют переход от знаниевого к компетентностному подходу к обучению. Нужно подчеркнуть, что обучение иностранным языкам уже с 70-х годов прошлого столетия ведётся на основе компетентностного подхода, то есть направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, однако новые требования ставят задачи развития новых компетенций: межкультурной компетенции, глобальных компетенций[5], надпредметных компетенций.
Так, например, в направлениях развития школьного образования подчёркивается, что «результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов»[4].
Данные требования говорят о необходимости внедрения интегративного обучения, реализации межпредметного подхода, формирования метапредметных умений.
Во-вторых, важной особенностью нового стандарта является то, что в образовательных программах появляются две части: обязательная и та, которая формируется школой. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость — кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. В результате существенно увеличивается доля самостоятельной деятельности детей, сокращается количество обязательных уроков, увеличивается доля внеурочной образовательной деятельности детей, которая может организовываться в самых разных формах: кружки, клубы, общества и т.д.
Нужно подчеркнуть, что и прежде в начальной школе выделялось незначительное количество часов на иностранный язык, что восполнялось дополнительными занятиями — факультативами, однако эти занятия часто оказывались обязательными для всех и реализовывались в традиционном классно-урочном формате. Работа кружка или клуба, любая внеурочная деятельность организуется совершенно иначе, это не дополнительные занятия, а совершенно иной, творческий формат деятельности и учителя и детей.
В-третьих, эффективность работы по новым стандартам предполагает развитие системы оценки качества образования, включая независимую проверку. Это, в свою очередь, предполагает использование тесто-ориентированных приёмов обучения, которые, выполняя, с одной стороны, обучающую функцию, с другой стороны, должны знакомить учащихся с типичными формами тестовых заданий и учить с ними справляться.
Прежде чем обобщить те методические задачи, которые ставит перед учителем новый стандарт, отметим, что учитель не сможет решать их в одиночку. Данные задачи нужно рассматривать и решать в совокупности с теми задачами, которые ставятся перед методической наукой, то есть научно-педагогическим сообществом, занимающимся научной разработкой новых методов, подходов и приёмов обучения, новых учебно-методических комплексов, а также перед педагогическими университетами, которые должны осуществлять подготовку и переподготовку педагогических кадров для новой школы. Таким образом, речь идёт не о задачах, стоящих только перед учителем, а о задачах, стоящих перед всем педагогическим сообществом. Эти задачи, в частности, включают разработку методов и приёмов формирования основ межкультурной компетенции, интегративного обучения иностранным языкам, глобальных компетенций, развития надпредметных умений, тесто-ориентированного обучения иностранным языкам, применения здоровьесберегающих технологий, организации внеуадиторной деятельности школьников в рамках кружков и клубов, самостоятельной проектной деятельности учащихся.
Одной из актуальных задач является разработка программ и методов обучения детей на языковых курсах, в кружках, причём это должны быть такие программы, которые сопровождают школьную программу, задействуют соответствующие методы и приёмы обучения.
Ещё одна задача — разработка с учётом нового стандарта новых учебно-методических комплексов по иностранным языкам. Новый УМК, по всей вероятности, должен строиться таким образом, чтобы включать базовую «обязательную» часть, реализуемую на основе классно-урочной системы, а также дополнительные части, предназначенные для реализации в разнообразных кружках, клубах и курсах.
Ещё одной актуальной проблемой является то, что современные федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования также направлены не на передачу студентам теоретических знаний, а на формирование их профессиональных компетенций. Безусловно, новые стандарты высшей школы требуют тесного тандема профессионалов (учителей) с теми, кто их готовит. В связи с этим возможны разнообразные формы сотрудничества, в частности:
1) программы повышения квалификации учителей, которые могут проводиться не только на базе университетов, но стать гибкими мобильными выездными программами, реализуемыми на базах школ, с привлечением лучших учителей и их опыта;
2) организация такой педагогической практики студентов, в проведении которой, то есть в обучении и оценке студентов, играли бы большую роль учителя школ;
3) выполнение студентами выпускных работ по заказам школ, такие работы будут иметь не только практическую направленность, но и будут решать конкретные задачи и проблемы учителя.
Безусловно, что такая совместная работа будет способствовать и реализации компетентностного подхода в подготовке студентов, с другой стороны, она тесно связана с ещё одним направлением развития школы — совершенствованием учительского корпуса. Тесное взаимодействие университета и школы можно рассматривать как один из ключевых факторов успешной реализации новых стандартов школьного и высшего образования.
[links&resources]
[1] Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 2000.
[2] Каменская В.Г., Котова С.А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании // Вестник Герценовского университета, № 6 (44), 2007. — C. 43–47.
[3] Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета, № 6 (44), 2007. — C. 47–48.
[4] Основные направления развития общего образования. Сетевой ресурс, режим доступа: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
[5] Погосян В.А. Реализация идей устойчивого развития: глобальные компетенции учителя и как их формировать // Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Вып. 2. Опыт реализации идей устойчивого развития в начальном образовании. — СПб.: Издательство ВВМ, 2010. — C. 209–215.