«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЁН

Пятница 28 сентября 2012

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 5.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Дата официальной публикации: 21 июня 2012 г.
Опубликовано: 21 июня 2012 г. в «Российской Газете» — Федеральный выпуск № 5812.
Вступает в силу: 2 июля 2012 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г.
Регистрационный № 24480.

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 28, ст. 4214; № 37, ст. 5257; № 47, ст. 6650, ст. 6662; 2012, № 7, ст. 861, ст. 868; № 14, ст. 1627; № 15, ст. 1796), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110),

ПРИКАЗЫВАЮ: утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.

Исполняющий обязанности министра А. ФУРСЕНКО

«У НАС ВПЕРЕДИ МНОГО ВРЕМЕНИ —
ВОСЕМЬ ЛЕТ»

Дмитрий ЛИВАНОВ,
министр образования и науки
Российской Федерации,
доктор физико-математических наук, профессор

В июне новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов дал интервью радиостанции «Эхо Москвы». Приводим выдержки из его выступления, посвящённые новому стандарту старшей школы.

В чём главное отличие этих стандартов от того, как мы живём и учим детей сегодня?

Эти стандарты закладывают гораздо большую возможность индивидуализации обучения. Возможностью можно пользоваться, а можно не пользоваться. Поэтому в стандартах предусмотрена и возможность профильного обучения в старшей школе, и возможность так называемого универсального профиля, который более-менее соответствует тому, что есть сегодня.

Ученики, родители, администрация школы, муниципалитеты могут принимать решения, как учить в каждой конкретной школе и в каждом конкретном классе. Плохо это или нет? Я считаю, что это хорошо, поскольку XXI век — это век индивидуализации, и чем дальше, тем больше — в этом моя гипотеза — мы должны будем индивидуализировать и обучение, и различные услуги, которые человеку оказываются, и всё, что окружает человека. В этом смысле, мне кажется, мы сделали путём введения этих стандартов большой шаг вперёд. Я знаю, что есть много разных мнений, в том числе полярных, разных вопросов, недовольства, претензий, точек зрения. Могу сказать следующее. Стандарты вводятся с 2020 года, а до этого времени отдельные школы или даже отдельные регионы могут их вводить, но не обязаны. Мы будем поддерживать эти эксперименты с единственной целью: апробировать стандарты и посмотреть, как реально они работают.

Мне кажется, у нас впереди много времени — восемь лет. За это время мы точно дадим возможность ещё раз обсудить всё, что связано с этими стандартами. У нас, я в этом уверен, накопится определённый эмпирический материал для анализа, поскольку точно будут школы, которые перейдут на новый стандарт раньше. И наконец, мы всегда можем вносить изменения, поскольку стандарты утверждены приказом министерства и могут быть изменены приказом министерства.

Я хочу особо отметить, что в целом количество бесплатных часов для учеников и их семей, то есть тех часов, которые полностью финансируются из бюджета, увеличивается по сравнению с тем, что есть сегодня. Будет 37, а сейчас 36. Речь о платном образовании в пределах стандарта, который шире, чем то, что есть сегодня, не идёт. Конечно, сверх этого школы могут предлагать родителям что-то ещё, какие-то дополнительные уроки, занятия, за которые нужно будет платить. Но в целом объём бесплатных часов не только не уменьшается, а увеличивается.

Теперь по поводу конкретных образовательных направлений. Понятно, если мы делаем профильную школу, то мы увеличиваем удельный вес определённого профиля: либо математического, либо физического, либо гуманитарного. Сделать мы это можем, естественно, только за счёт уменьшения каких-то других компонентов. Но ещё раз обращаю внимание, что у родителей и школ всегда останется возможность выбрать универсальный профиль.

Стандарт вводит третий обязательный экзамен — по иностранному языку. Как отцу мне кажется, что это правильно. Я считаю, сейчас есть большой запрос на более глубокое изучение иностранных языков, запрос со стороны родителей по отношению к школам. Мы знаем, что уровень английского языка сегодня в целом по России — я сейчас не говорю про лучшие школы в Питере и Москве — невысокий. Мне кажется, что мы живем в то время, когда человек без знания иностранного языка хорошо образованным считаться не может. Он должен знать иностранный язык. И если мы сможем в школе обеспечить хорошую, качественную подготовку, тогда этот экзамен будет иметь смысл. Безусловно, нам придется к 2020 году переосмыслить всю программу по английскому языку.

Стандарты — это не то, что задано на 10 или 20 лет вперёд. Они могут видоизменяться, если будет соответствующий общественный запрос.

НОВЫЙ СТАНДАРТ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ: ИЗЛОЖЕНИЕ

Борис СТАРЦЕВ,
обозреватель информационного бюллетеня «Просвещение»

Что представляет собой окончательная версия стандарта старшей школы? Какие важные для российского образования решения скрываются за каждой страницей текста? Давайте попробуем расставить акценты и понять, какие изменения недавно утверждённый документ привнесёт в массовую школу.

За последние несколько лет даже первоклассники, кажется, уже запомнили, что стандарт — это три группы требований (так называемые три «Т»), определённые законом «Об образовании»: к результатам образования, к структуре основной образовательной программы (ООП), к условиям её реализации. Ключевое слово здесь — «требования»: стандарт определяет, чтоґ общество, государство и семья могут потребовать от школы, и наоборот — обязательства общества, государства и семьи по отношению к школе.

В первой главе раскрывается опять же ставший хорошо известным слоган «стандарт — конституция школьной жизни». Подчёркивается, что стандарт гарантирует то, в чём оппоненты выражали сомнения на этапе обсуждения. Прежде всего это равные возможности получения образования, его бесплатность и право на изучение родного языка. На основе стандарта формируется оценка результатов достижений школьников (то есть ЕГЭ, ГИА и любых других форм контроля вплоть до ежедневного опроса на уроке) и качества работы учителей.

Точно так же, как конституция — документ, предназначенный для всех граждан, так и образовательный стандарт — документ, предназначенный для всех, кто так или иначе связан с жизнью школы, от учителей до авторов учебников.

Очень немногие могут похвастаться тем, что прочитали конституцию от корки до корки или стандарт от начала до конца. Но это не отменяет статуса конституции, на основе которой пишутся законы для любой сферы деятельности, и статуса стандарта, задающего рамки работы системы общего образования в целом и каждой конкретной школы в отдельности.

Требования, сформулированные в документе, обеспечивают единство российского образовательного пространства. Единство заключается не в том, что у всех учеников в определённый момент учебники открыты на одной и той же странице (как говорил кто-то из диктаторов), а в том, например, что в каждой школе, где учатся старшеклассники, есть столовая с горячим питанием и библиотека с медиаресурсами. В том, что, изучив, например, информатику на базовом уровне, все выпускники 11 класса «владеют навыками алгоритмического мышления», а изучив историю на углублённом уровне, «владеют приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике». В том, что стандарт гарантирует преемственность программ старшей школы по отношению к программам основной.

Результаты и уровни обучения

В главе II устанавливаются конкретные требования не только к результатам изучения конкретных предметов. Есть ещё результаты личностные и метапредметные.

Личностные результаты — это прежде всего такие, которые нельзя (во всяком случае, при нынешнем уровне развития контрольно-измерительных процедур) измерить применительно к конкретному ученику. Сформирована ли у него гражданская идентичность? Патриот он или нет? Готов ли к жизни в поликультурном мире?

Другая часть личностных результатов также не может быть измерена с определённой степенью точности, но в целом может быть отнесена к конкретному ребёнку. Соответствует ли его мировоззрение современному уровню развития наук? Есть ли у него навыки сотрудничества с другими людьми? Можно ли считать его добрым и милосердным? Способен ли он учиться на протяжении всей жизни? Как он относится к физкультуре и спорту? Осознанно ли выбирает профессию?

Метапредметные результаты формируются в ходе изучения различных предметов. Например, умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссии формируется не только в рамках изучения русского языка и литературы, но и практически на любом предмете. Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач формируется при изучении и математики, и физики, и истории. Умение ориентироваться в источниках информации, критически её оценивать и интерпретировать — тоже результат изучения самых разных предметов.

Предметные результаты в стандарте фиксируются для предметных областей, а затем и для каждого предмета. Если в первоначальной версии стандарта старшей школы было предусмотрено три уровня изучения: базовый, профильный и интегрированный, то теперь осталось два: базовый и углублённый. Термин «интегрированный» сохранился лишь как характеристика некоторых предметов, например, обществознания и естествознания.

Базовый уровень — это обычная, неуглублённая школьная программа, рассчитанная на ученика, в меру интересующегося предметом. Углублённый уровень — это программа повышенной сложности, в расчёте на ученика, глубоко заинтересованного предметом и намеревающегося получить на ЕГЭ балл, достаточный для поступления в вуз. Если при изучении базового курса русского языка и литературы у детей должны быть сформированы понятия о нормах русского языка и умение применять знания о них в речевой практике, то на углублённом уровне это уже представления о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания. На базовом уровне — умение учитывать историко-культурный контекст в процессе анализа художественного произведения, на углублённом — представления о системе стилей литературы разных эпох и литературных направлений. Так и с иностранным языком: на базовом уровне достаточно коммуникативной компетенции для успешной социализации, на углублённом требуется коммуникативная компетенция для делового общения.

В последнем пункте главы II речь идёт об итоговой аттестации 11-классников.

Главное новшество заключается в том, что обязательные экзамены в форме ЕГЭ проводятся по трём предметам. К двум традиционным предметам (русский язык и литература, математика: алгебра и начала анализа, геометрия) добавлен иностранный язык.

Программы и планы

Глава III стандарта посвящена требованиям к структуре ООП старшей школы. Здесь содержится довольно большой «бюрократический» раздел, где объясняется, какие документы должна разработать каждая российская школа, чтобы её дальнейшая деятельность соответствовала новому стандарту. Набор этих документов, собственно говоря, и представляет эту самую ООП. Это пояснительная записка, система оценки достижения планируемых результатов, программы по отдельным учебным предметам и курсам, а также три мини-программы: программа развития универсальных учебных действий (постановка перед учеником познавательных целей и их достижение), программа воспитания и социализации, программа коррекционной работы.

Требования к учебному плану школы, вокруг которых было сломано немало копий, в окончательной версии стандарта выглядят так.
Обязательное количество предметов на старшей ступени — 9–10, допустимая учебная нагрузка — не более 37 часов в неделю (без учёта внеурочной деятельности). Если ученик выбирает тот или иной профиль, то 3–4 предмета должны изучаться на углублённом уровне.

В учебный план каждого ученика должны быть включены следующие предметы:

  • русский язык и литература;
  • иностранный язык;
  • математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия;
  • история (или Россия в мире);
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

При этом учебный план профиля обучения или индивидуальный учебный план конкретного ученика должен предусматривать изучение не менее одного предмета из каждой предметной области:

  • филология;
  • общественные науки;
  • математика и информатика;
  • естественные науки;
  • физическая культура.

В учебные планы могут войти и другие предметы, например, астрономия, искусство, психология, технология, дизайн, а также предметы, которые раньше относились к региональному компоненту: история родного края, экология родного края и так далее. Обязательным является выполнение индивидуального проекта (проектов).

В отличие от предыдущих версий стандарта, где авторы не делали акцента на понятии «профиль обучения» (по умолчанию считалось, что профилирование — это разновидность индивидуализации), сейчас говорится о профилях, где не менее 3–4 предметов изучается на углублённом уровне. Исключение — универсальный профиль, не предусматривающий углублённой специализации, то есть все предметы можно изучить и на базовом уровне. При этом структура учебного плана всё равно даёт право каждому старшекласснику выбирать индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от своих возможностей, интересов, планов получения профессионального образования и построения карьеры. И разумеется, гарантируется общеобразовательная подготовка по непрофильным предметам на уровне, минимально необходимом каждому культурному человеку.

Условия реализации

Требования к условиям реализации ООП сформулированы в главе IV и по объёму занимают пятую часть документа. Условия — это новая составляющая стандарта (их не было в стандарте первого поколения, принятого в 2004 году), и при прочтении этого раздела в воображении рисуется, скорее, школа будущего. Впрочем, если в школе не созданы условия, под большим вопросом оказывается достижение всех тех результатов, о которых говорилось выше.

В тексте стандарта есть требования, без которых существование школы немыслимо по определению. Прежде всего это требования к кадрам: укомплектованность школ необходимым количеством сотрудников и требования к их квалификации, обязательность аттестации раз в пять лет и 108-часового повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.

Стандарт устанавливает рамочные требования к финансированию школ.

Никаких цифр нет, определённых обязательств, на которых настаивали представители профсоюзов, тоже нет. Зато есть принципы, главный из которых: уровень финансирования должен обеспечивать возможность выполнения требований стандарта.

Бюджетные и автономные учреждения финансируются на основе государственного (муниципального) задания, казённые — по смете. В каждом регионе устанавливается минимальный норматив в расчёте на одного ученика, в дополнение к средствам регионального бюджета деньги на зарплату, учебные и другие расходы может выделять муниципалитет.

В стандарте есть условия, которые на первый взгляд выполнимы далеко не везде: сложно себе представить, что каждая школа имеет собственный бассейн и автогородок или хотя бы обеспечивает для детей регулярные занятия плаванием и даёт первичные навыки вождения автомобиля. Конструирование моделей с цифровым управлением и обратной связью, аранжировка музыкальных произведений с применением цифровых технологий, пользование ксероксом в библиотеке, выпуск школьной газеты в мини-типографии и подготовка передач на школьном телевидении — всё это атрибуты массовой школы, скорее, будущего, нежели настоящего.

Стандарт предусматривает создание в каждой школе современной информационно-образовательной среды, которая немыслима без технической составляющей (компьютеры и прочее оборудование), интеллектуального продукта (информационные образовательные ресурсы) и современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в этой среде. Вряд ли стоит утверждать, что все учителя современных школ умеют решать профессиональные задачи с применением ИКТ, но значительная часть точно умеет, ведь именно этому было посвящено множество федеральных и региональных программ за прошедшее десятилетие. Многое, что касается информационно-коммуникационных технологий, уже есть в массовой школе, и здесь стандарт задаёт направления дальнейшего развития.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ПО НОВОМУ СТАНДАРТУ

 

На вопросы отвечает Мерем БИБОЛЕТОВА, кандидат педагогических наук,
доцент, зав. лабораторией дидактики иностранных языков Института содержания и методов обучения РАО,
разработчик стандарта образования по английскому языку.

 

ПОЯСНИТЕ, КАК ПРИНЦИПИАЛЬНО ИЗМЕНИЛСЯ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ С УТВЕРЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ.

Основное и принципиальное изменение заключается в том, что предмет «Иностранный язык» вошёл в число предметов, по которым сдаётся обязательный государственный экзамен (наряду с «Русским языком» и «Математикой»).

И статус иностранных языков в школе, соответственно, значительно повысился. Решение об обязательности ЕГЭ по иностранному языку, принятое на государственном уровне, подтверждает важность иностранного языка как общеобразовательного предмета, расширяющего возможности выпускников в плане общего развития и реализации профессиональных устремлений. Иноязычное образование обеспечивает выпускника школы универсальным средством межкультурной и межличностной коммуникации и формирует умение самостоятельно добывать информацию в различных областях знания, используя иностранный язык. Теперь этот приоритет признан законодательно.

При этом ФГОС для старшей ступени общеобразовательной школы сохранил все принципиальные положения, которые были зафиксированы в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования, а именно:

  • обязательное изучение первого иностранного языка со 2 класса и методически оправданное количество учебных часов, выделяемых на его изучение в основной и полной средней школе, что является непременным условием достижения зафиксированного во ФГОС порогового уровня владения иностранным языком;
  • возможность изучать второй иностранный язык с 5 класса по желанию обучающегося при наличии соответствующих условий в школе;
  • возможность изучать иностранный язык на разных уровнях (базовом и углублённом/профильном), исходя из потребностей и профессиональной ориентации учащихся.

ЧЕМ РАЗЛИЧАЕТСЯ УГЛУБЛЁННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ И СТАНДАРТУ 2004 ГОДА?

Углублённое изучение предполагает усиление лингвистического и страноведческого аспектов содержания образования. Например, включение перевода с иностранного на родной язык как целевого умения наряду с такими видами речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо; расширение спектра глубоко изучаемых грамматических явлений и набора используемых в речи лексических средств. Вместе с тем, исходя из специфики нашего предмета, можно поддержать любой профиль, выбранный школьником (например с углублённым изучением математики), расширив тематику общения и используя профильно-ориентированные темы, интересные для школьника.

КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ОСНОВНОЙ ШКОЛОЙ? ЧТО ИМЕННО БЫЛО ДОБАВЛЕНО?

Все три группы результатов освоения основной образовательной программы в старшей школе (предметные, личностные и метапредметные) направлены на развитие результатов, достигнутых на предыдущих ступенях школьного образования. Поэтому базовые положения сохраняются при очевидном усилении акцента на самостоятельной деятельности школьников, широком и критическом восприятии ими действительности, толерантном отношении к миру, активной гражданской позиции и способности к информационно-познавательной деятельности.

В каждом из 15 пунктов стандарта, описывающих личностные результаты, и из 9 пунктов, определяющих метапредметные результаты, можно проследить влияние предмета «Иностранный язык», несмотря на то что на их достижение работают все предметы. Перечислять сейчас все эти разделы стандарта не имеет смысла. Лучше обратиться к первоисточнику, где личностные и метапредметные результаты сформулированы ёмко и лаконично.

КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВЫДЕЛЯЕТСЯ НА ПРЕДМЕТ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ?

Иностранные языки (первый и второй) выделены в отдельную образовательную область. В тексте ФГОС не указывается точное количество часов, выделяемых на отдельные предметы. Конкретные цифры прописаны в учебных планах и Примерных программах, они зависят от уровня обучения (базовый или углублённый/профильный). При этом количество учебных часов, выделяемых на изучение иностранного языка на каждом из уровней, не может быть уменьшено.

[links&resources]

Полностью текст федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования опубликован на сайте «Российской газеты»: www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.