«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МАСТЕР-КЛАСС: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МЕТОДИКИ СТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Пятница 12 октября 2012

Одним из показателей профессионализма педагога и эффективности выбранной им методики является стабильность или рост уровня качества образования обучающихся. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Решение этой задачи лежит в привлечении учащихся к совместной с педагогом творческой и исследовательской деятельности.

настроение: основательное

ключевые слова: гуманизация образования, системно-деятельностный подход, методика станционного обучения, индивидуальная траектория развития обучающихся, формирование ключевых компетенций

город: Елец

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: реализация деятельностного подхода через использование на уроках немецкого языка методики станционного обучения.

Задачи:

  • продемонстрировать использование методики станционного обучения в сочетании с элементами лингвострановедческого метода, технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационных технологий;
  • рассмотреть возможности использования методики станционного обучения в сочетании с игровыми технологиями в начальной школе.

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации всей педагогической деятельности. Кроме того, в последние годы отмечаются существенные изменения в личностном развитии детей: им свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость. Динамично развивающемуся обществу требуются яркие творческие личности, сохраняющие способность к постоянному самопознанию и саморазвитию.

Возникает необходимость использования системно-деятельностного подхода в практике обучения и воспитания школьников. Именно такой подход даёт возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим сделать учебный процесс более разнообразным, интересным, комфортным, что в конечном итоге повышает эффективность обучения и удовлетворённость учителя своим собственным трудом.

Современное образование переходит к работе по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

  • формирование готовности к саморазвитию и самообразованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Деятельностный подход в образовании помогает учителю активизировать возможности каждого обучаемого, создавать такое психолого-педагогическое пространство, которое позволяет повысить успешность обучения одарённого ученика, построить индивидуальную траекторию развития для не слишком активного ребёнка, помочь детям с ослабленным здоровьем адаптироваться в учебном процессе.

Основными принципами деятельностного подхода являются:

  • использование субъективного опыта ребёнка;
  • предоставление ему свободы выбора при выполнении задания;
  • накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а как важного средства реализации детского творчества;
  • обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта ученика и учителя на основе сотрудничества, мотивация достижения успеха через анализ результата учебного труда и самого учебного процесса.

Роль педагога заключается в том, чтобы дать возможность каждому ребёнку проявить себя, учитель теперь выступает в качестве организатора и координатора учебной деятельности.

Переход к деятельностному подходу в обучении — процесс достаточно длительный, с большим количеством сложностей, требующий больших усилий со стороны учителя.

В числе современных педагогических технологий, используемых при подготовке уроков в рамках системно-деятельностного подхода, особого внимания заслуживает методика станционного обучения. Данная методика широко используется методистами Немецкого культурного центра им. Гёте.

Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы.

При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:

1) подготовительный;
2) процессуальный;
3) рефлексивный.

Подготовительный этап — самый длительный и трудоёмкий для учителя, так как требует от него много сил и времени. На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок, разрабатывает задания для каждой станции. Количество станций зависит от сложности, объёма заданий и времени на их выполнение: чем сложнее задание, тем больше времени потребуется на его выполнение, тем меньше станций должно быть запланировано на уроке.

Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете (обычно отдельный стол или место на столе, на котором установлена табличка с номером и названием станции), где ученик может выполнить задание этой станции. Ученики подходят к “станции”, берут карточку с заданием этой станции и выполняют его на своем месте. Нужно только предупредить учащихся, что они не могут приступить к выполнению задания следующей станции, не выполнив задания предыдущей.

Важный момент в подготовительном этапе — это разработка сопроводительного листа или маршрутной карты (приложение 1). Маршрутная карта — это лист с номерами и названиями станций, полями для баллов на каждой станции. В правом нижнем углу маршрутной карты ученики пишут сумму баллов, полученных на всех станциях, а затем совместно с учителем переводят сумму баллов в оценку.

Большое внимание надо уделять подготовке дидактического материала, который должен быть интересным и посильным для выполнения за отведённое время.

Процессуальный этап — это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания. Ученики сами решают, работать ли им индивидуально, в парах или в малых группах. Право выбора остается за учениками. Если дети решают работать группой (2–3 человека), то они получают одну маршрутную карту на группу, а если ученик идёт по станциям индивидуально, то каждый ученик имеет свою карту. Порядок следования от станции к станции дети выбирают сами. Их ограничивает лишь время, отведённое учителем для прохождения станций. Причём учитель не ограничивает время выполнения задания на каждой станции. Он только сообщает ученикам, сколько времени отводится на выполнение заданий всех станций в целом.

Учителю нельзя забывать и о станции релаксации, на которой задание будет лёгким, ученик выполнит это задание без особого напряжения, а полученный результат вселит веру в возможность успеха для каждого ученика.

Процессуальный этап может длиться целый урок или часть урока. Это зависит от количества станций и трудности заданий, предложенных учителем. Если процессуальный этап занимает часть урока, то следующий рефлексивный этап проводится на этом же уроке. Если процессуальный этап занял весь урок, то рефлексивный этап проводится на следующем уроке. Роль учителя на данном этапе заключается в том, чтобы проанализировать типичные ошибки учащихся, провести коррекционную работу.

На мой взгляд, одним из путей развития станционной методики является способ дифференциации заданий на каждой станции. Стоит предусмотреть на каждой станции задания разных уровней сложности, чтобы ученик мог выбрать задание по своим силам.

Методика станционного обучения практически универсальна в использовании, то есть она может применяться в преподавании любого предмета, в сочетании с самыми различными технологиями, приёмами и методами. Более того, эта методика успешно применяется во внеклассной работе для проведения предметных конкурсов, состязаний, заочных путешествий и других форм внеклассной деятельности учителя-предметника.

В деле обучения и воспитания школьников, на мой взгляд, идеальных методик не существует. Я думаю, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приёмов и методов может дать необходимый нам результат, а именно глубокие и прочные знания, повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету, создание условий для саморазвития и самореализации ученика. Поэтому методика станционного обучения наряду с другими современными технологиями имеет право на существование, изучение и применение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Практическая часть представляет собой имитационную игру (демонстрация заключительного урока по теме «Bücher und Ferien. Gehören sie zusammen?» по УМК И.Л. Бим Deutsch Schritte 5) с использованием методики станционного обучения в сочетании с элементами информационно-коммуникационных технологий, лингвострановедческого метода, метода развития критического мышления. Обучающимся предлагается проходить станции в следующем порядке: лексика — грамматика — чтение — письмо. Каждый учащийся получает маршрутную карту (приложение 1).

Станция «Лексика» включает в себя 2 типа заданий: лексический кроссворд (приложение 2) и дополнение предложений (приложение 3). Первый тип задания является более лёгким, а второй тип предполагает не только лексические, но и грамматические знания учащихся.

Станция «Грамматика» включает в себя элементы информационно-коммуникационной технологии, так как является лексико-грамматическим тестом, написанным в программе DSG Tester. Преимуществом данного тестирования является объективность результатов, отсутствие затрат времени на проверку, а также демонстрация ошибочно выполненных вариантов заданий с коррекцией.

Следующая станция — станция релаксации (приложение 4). Здесь предложено задание на развитие критического мышления обучающихся. Суть данного задания заключено в необычной характеристике слова или абстрактного понятия. На первой строчке пишется само слово, ниже два глагола, которые, по мнению ученика, связаны с исходным понятием, затем, на третьей строчке три прилагательных, характеризующих данное понятие, на четвёртой строке — метафора или некое слово, близкое к данному понятию и на последней строке собственное отношение к понятию.

Далее идёт станция «Чтение», включающая отражающие спецификацию ЕГЭ задания. Станция «Чтение» выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию, так как содержит страноведческий материал о жизни и творчестве Г. Гейне (приложение 5) и братьев Гримм (приложение 6). Таким образом, демонстрируется сочетание методики станционного обучения с лингвострановедческим подходом.

Станция «Письмо» включает в себя также 2 задания: на дополнение диалога (приложение 7) и более сложное задание — написание эссе с указанными условиями (приложение 8).

В сочетании с игровыми приёмами методика может широко применяться в начальной школе. Станции приобретают своё прямое значение, урок превращается в путешествие в замечательную страну. Сопровождение урока звуками тепловозного гудка, иллюстрированные задания обеспечивают высокую мотивацию обучающихся, их стойкий познавательный интерес.

Использование данной методики на уроках немецкого языка способствует формированию ключевых компетенций:

  • предметные компетенции (коммуникативная, социокультурная, лингвострановедческая, стратегическая);
  • учебно-познавательные;
  • ценностно-смысловые;
  • информационные.

В заключение хотелось бы отметить, что основной целью модернизации образования является самостоятельный, инициативный, творческий и социально успешный ученик. Для достижения этой цели сам учитель, прежде всего, должен овладеть новой для себя компетентностью, которая состоит не в обучении предмету (передаче готовых знаний), а в развитии ученика средствами своего предмета.

Приложение 1

Reiseplan

Name, Vorname, Klasse, Datum_____________________________

Приложение 2

Suchen Sie die bekannten Wörter!

Приложение 3

Machen Sie diese Sätze komplett!

1. Das Buch ist … … .

2. Es lässt niemanden … .

3. Die Hauptperson macht einen großen … auf mich.

4. In vielen Romanen widerspiegelt sich das Leben mit allen … … .

5. Jetzt gibt es in jedem Land viele … .

6. Novellen regen zum … an .

7. Zu meinen … … gehören Puschkin und Lermontov.

Приложение 4

Machen Sie das Elfchen zum Wort «Bücher»!

Zum Beispiel: Bücher

entwickeln erziehen

realistisch aktuell lehrreich

Bücher sind die ganze Welt

Erholung

Приложение 5

Heinrich Heine — der „entlaufene“ Romantiker

Heinrich Heine (1797-1856) nahm im gesellschaftlichen und literarischen I______ seiner Zeit eine Außenseiterposition ein. Seine wichtigsten Werke II________ in einer politischen sehr bewegten Zeit. Heines Werk lässt sich in drei Phasen einteilen. In seiner Jugend schrieb er Gedichte, die der deutschen Romantik nahe stehen. Ein häufiges Thema ist die aussichtslose, unerfüllte III______. In der zweiten Phase seines Schaffens tritt Heines Interesse an der gesellschaftlichen Realität in den Vordergrund. Seine Forderung lautet: eine neue Literatur für eine neue IV_________. Die dritte Schaffensperiode Heines ist überschattet von V________ Krankheit, die ihn für die letzten Lebensjahre ans Bett fesselt. Heine starb am 17. Februar 1856 in Paris. Drei VI______ nach seinem Tod wurde er auf dem Friedhof Monmantre beerdigt.

I a) Kreis b) Leben c) Umgebung d) Gebiet

II a) entstanden b) entsprachen c) besprachen d) unternahmen

III a) Freude b) Freundschaft c) Hoffnung d) Liebe

IV a) Mensch b) Bürger c) Zeit d) Perioden

V a) schwerer b) leichter c) chronischen d) unheilbaren

VI a) Monate b) Jahre c) Stunde d) Tage

Приложение 6

Die Brüder Grimm: Jacob und Wilhelm…

Am 4. Januar 1785 wurde Jacob Grimm in Hanau geboren, sein Bruder Wilhelm am 24. Februar 1786. So unzertrennlich wie ihre Namen heute noch sind, lebten die Brüder I_________. Nach dem frühen Tod des Vaters wuchsen sie in sehr bescheidenen Verhältnissen auf. Die finanzielle Unterstützung einer Tante ermöglichte ihnen ein Jurastudium in Marburg. Fast gleichzeitig entdeckten die Brüder ihre Neigung für alte Sprachen und Dichtung, II___________. Gemeinsam veröffentlichten sie eine Sammlung von deutschen Volksliedern und in den Jahren 1812-1814 die weltbekannt gewordenen „Kinder — und Hausmärchen“ in 2 Bänden. 1840 wurden die Brüder von König Friedrich Wilhelm IV. an die Akademie III___________. In Berlin begannen die Brüder ihr gemeinsames Lebenswerk, die Erarbeitung eines „Deutschen Wörterbuchs“. Die Brüder Grimm hatten das Wörterbuch zunächst auf 4-6 Bände geplant. Aus den geplanten 4-6 Bänden wurden IV________. Jacob Grimm war äußerlich bewegter als das seines Bruders. Er arbeitete intensiv an seiner „Deutschen Grammatik“, mit der er V_____________.

A die deutsche Philologie begründete

B nach Berlin berufen

C 33 Bände

D ihr ganzes Lеben lang

E deren Erforschung sie ihr weiteres Leben widmeten

Приложение 7

Machen Sie diesen Dialog komplett!
Am Zeitungskiosk

Kunde: _______________________________
Verkäufer: Guten Tag! Bitte sehr?
Kunde: _______________________________
Verkäufer: Möchten Sie die „Frankfurter Allgemeine“ oder „Süddeutsche“?
Kunde: _______________________________
Verkäufer: Ja, bitte hier einige Liebesromane, Comics, ein neuer Krimi.
Kunde: _______________________________
Verkäufer: Hier einige Zeitschriften: „Jugendmagazin“, „Bild und Ton“, „Filmspiegel“.
Kunde: _______________________________
Verkäufer: Alles zusammen macht 2 Euro 30.
Kunde: _______________________________
Verkäufer: Hier der Rest, 7 Euro 70.
Kunde: _______________________________
Verkäufer: Ich danke auch. Auf Wiedersehen! Viel Spaß beim Lesen!

Приложение 8

Gestalten Sie einen kleinen Aufsatz (6-8 Sätze) zum Thema „Bücher“
Gebrauchen Sie unbedingt die folgenden Wörter!

Bücher
Reise
unvergesslich
Ausbildung
finden

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.