«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

НАУКА ЧЕРЕЗ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ XXI ВЕКА

Четверг 4 октября 2012

В конце мая этого года в Ярославле проходила XVIII международная конференция национальной ассоциации преподавателей английского языка России. Для участников конференции мы провели семинар на тему «Познание науки с помощью английского языка». Тема оказалась настолько актуальна и интересна, что вызвала много вопросов у слушателей и предложений к докладчикам о подготовке публикации в профессиональных изданиях.

настроение: познавательное

ключевые слова: проектная деятельность, мотивация учащихся, ФГОС, научное исследование на иностранном языке, коммуникативные навыки

город: Москва

Светлана ЗАКУРДАЕВА Ольга ЧИНАРЕВА

Суть выступления состояла в рассмотрении возможностей и способов развития метапредметных умений и навыков учащихся на предметах естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов на основе использования метода проектов. Актуальность проектной деятельности возрастает в связи с переходом российской школы на ФГОС и необходимостью интенсивного развития инженерного образования в нашей стране. Под учебным творческим проектом мы понимаем самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя (нам близко определение О. В. Чураковой, руководителя кафедры филологии, учителя английского языка МОУ СОШ № 40).

С нашей точки зрения, подобная работа может проходить на занятиях любого естественнонаучного предмета с использованием изучаемого в школе иностранного языка. Однако в рамках одной работы нельзя объять необъятное — поэтому были выбраны физика и английский язык. А реализация проекта — через элективный курс, который ведут два учителя.

Для участия школьников в работе этого курса должно соблюдаться еще одно немаловажное условие: владение иностранным языком на хорошем уровне, так как, кроме знаний по физике, полученных в школе, программа элективного курса предусматривает использование аутентичных материалов по теме исследования на иностранном языке (в данном случае на английском). Практическим результатом работы стало выступление учащихся с защитой проекта (обязательно на английском языке). Школьники выступали со своими сообщениями перед аудиториями слушателей разного уровня: в своих классах, на школьной конференции, окружных и городских конкурсах (дополнительный бонус такой работы для учащихся ― приобретение и развитие коммуникативных, ораторских и дискуссионных навыков).

Основная цель курса: мотивация учащихся 8-10 классов к изучению физики с использованием навыков владения английским языком и ИКТ, потому что в нашей школе в качестве профильного предмета английский язык выбирают гораздо большее количество учащихся, чем физику (соотношение 3:1). Выбор профиля осуществляется учениками и их родителями, поэтому-то и возрастает роль предпрофильной подготовки, проводимой на уроках и элективных курсах. Роль учителя в нашем элективном курсе — ментор, фасилитатор, помощник, который вдохновляет и направляет деятельность учащихся (дополнительный бонус для
педагогов — их творческое и профессиональное развитие). Также разрабатывается схема проведения занятий элективного курса для ученика и учителя.

Приведем небольшой пример того, как осуществлялся выбор темы проекта на первом занятии. А происходило это следующим образом. Учитель задал учащимся простой вопрос на английском языке, используя при этом заранее подготовленный иллюстративный ряд: «Что общего между яблоком, англичанином и физикой?» (см. изображение перед статьей)

Учащиеся в ответ назвали закон всемирного тяготения и привели свои словесные, графические и поэтические ассоциации на данный закон.

Чрезвычайно важно, что при дальнейшей работе над проектом в рамках данного курса учащиеся осуществляют поиск и обработку информации по теме исследования (в том числе на иностранном языке), проводят самостоятельные реальные и виртуальные эксперименты по физике.

Один из обобщенных результатов работы творческой группы учащихся 10-го класса можно было представить как коллаж, посвященный исследованию явления гравитации.

На конференции в Ярославле мы предложили своим коллегам из разных регионов страны для создания своего интегрированного курса воспользоваться следующим алгоритмом работы.

  1. Формирование группы учащихся.
  2. Предварительный выбор ученого-физика и его конкретного открытия для выбора темы проектной работы.
  3. Постановка цели и задач.
  4. Определение методов исследования.
  5. Работа с первоисточниками для изучения исторической эпохи и биографии автора.
  6. Изучение методов и особенностей открытия физического закона того времени.
  7. Моделирование эксперимента в современных условиях на основе использования доступных бытовых приборов.
  8. Консультации учителей в период работы над проектом и подготовки отчета.
  9. Описание теоретической и практической частей проекта.
  10. Выступление с презентацией проекта на английском языке.
  11. Оценка работы учащимися и учителями на основе разработанных критериев (их можно найти на английской страничке сайта нашей школы www.mhs548.ru).
  12. Подведение итогов.

Данный алгоритм организации работы успешно использовался нами на протяжении 4 лет.

Также мы обратили внимание коллег на возможные трудности:

Anticipated Challenges

1. Lack of practice in organizing such kind of activity.

2. Lack of motivation

3. Teachers involvement

Перевод текста слайда и комментарии:

1. Отсутствие практики в организации интегрированных элективных курсов.

2. Отсутствие мотивации к изучению физики у ребят с хорошим знанием английского языка и наоборот.

3. Отсутствие мотивации у преподавателей к созданию таких курсов — подобная работа занимает много времени и требует специальных навыков работы.

Предполагаемое развитие данного вида проектной деятельности в нашем центре образования:

  • разработка программ интегрированных элективных курсов по разным предметам (например, развитием идей нашей работы является интегрированный проект учителей химии и китайского языка ГАОУ ЦО № 548 «Таблица Менделеева»);
  • внедрение данной технологии в образовательную среду школы (создание инновационной образовательной среды);
  • обмен практическим опытом работы и создание рычагов для морального и материального стимулирования учителей.

[links&resources]

1. Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы 5-9 классы, « Просвещение», 2011.
2. Hutchinson Tom. Introduction to project work — Oxford: University Press, 1995.
3. «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 класс, « Просвещение», 2011.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.