«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ДЕТИ-МИГРАНТЫ В ШКОЛЕ

Понедельник 17 декабря 2012

В настоящее время в любой стране мира много мигрантов. Люди уезжают со своей родины по разным причинам, но все ради одного. Они едут за лучшей жизнью для себя и своих детей. Наша страна всегда была и остаётся многонациональной державой. Рядом со славянскими народами с незапамятных времен живут татары, башкиры, чуваши и многие другие народы.

настроение: заботливое

ключевые слова: дети-мигранты, толерантность, проблемы детей-мигрантов, адаптация детей-мигрантов

город: г. Клин, Московская обл.

После распада СССР жизнь во многих бывших советских республиках очень сильно ухудшилась, появились проблемы с работой, начались военные конфликты, а все это привело к тому, что многие семьи были вынуждены уехать с земли, которую они считали своим домом. На сегодняшний день в России много семей-мигрантов, а это значит, что много и детей-мигрантов. И в данной ситуации они самые беззащитные, самые неадаптированные к жизни в новой социокультуре члены общества. Поэтому задачей нашего государства становится помощь в воспитании новых полноправных граждан нашей страны.

В школе, в которой я работаю, мигрантов с каждым годом становится все больше.

Познакомившись поближе с этими школьниками, я могу сказать, что основной проблемой для детей-мигрантов являются трудности в общении с одноклассниками и детьми славянских национальностей. Главной причиной этого, прежде всего, являются социокультурные различия нового местожительства и их родной культуры. Иногда ученику трудно понять поведение и реакцию одноклассников на происходящее, а они в свою очередь иногда не понимают его или ее.

В данной ситуации, я думаю, очень важно, чтобы рядом были взрослые, готовые помочь. В школе это классный руководитель, учителя, которые могут побеседовать на различные темы с учеником-мигрантом лично, а также с классом в целом, которые могут помочь решить проблемы и волнующие детей-мигрантов вопросы, чтобы у них не складывалось чувство отчужденности в нашем обществе, ненужности, чтобы дети не чувствовали отторжения среди одноклассников на национальной почве, чтобы в классе и в школе в целом не возникало национальных конфликтов.

Детям-мигрантам тяжело дается обучение, потому что многие из них начинают учить русский язык уже в России, а в школе все предметы изучаются на русском языке. Исключение составляют специальные национальные школы, но таких школ в России очень мало. Говоря об обучении, учителя должны помочь ребенку-мигранту чувствовать себя достойно в коллективе одноклассников, ведь низкая успеваемость может развить в нем комплексы неполноценности, снизить самооценку. Для решения проблем, связанных с обучением, мне кажется, с детьми-мигрантами нужно больше заниматься индивидуально (хотя бы в первый год обучения), оставлять их на дополнительные занятия после уроков, давать индивидуальные задания, которые помогают в освоении школьной программы.

Говоря о воспитании, я хочу отметить, что дети-мигранты с востока более воспитанные, чем славянские дети, видимо, это идет из культуры общения в семье, у них больше уважения к старшему поколению, к учителям, они охотно соглашаются помочь, если учитель просит, проявляют свою инициативу. Поэтому особых проблем c дисциплиной у таких детей в школе я не вижу.

Расставляя приоритеты в воспитательной работе, классный руководитель должен суметь привить ученику-мигранту понимание и уважение культурных особенностей нашей страны, не уничтожив в нем родную культуру. Каждый классный руководитель должен воспитывать в классном коллективе чувство толерантности к другим народам, живущим на территории Российской Федерации, а там, где есть дети-мигранты, этому вопросу должно уделяться намного больше внимания.

В настоящее время в школах регулярно проводятся тематические классные часы на тему толерантного отношения к народам других стран и культур. Со школьниками проводятся беседы, о происходящих в мире конфликтах на национальной почве. Учитель должен знать мнение каждого ученика по данной проблеме, если оно негативное, постараться переубедить его, но не оказывать давления на ученика, а примерами из жизни показать, что все люди равны, что всегда будут «хорошие и плохие», и что делать выводы по плохим поступкам отдельных людей о нации, о народе несправедливо и некорректно.

Чтобы ребенок-мигрант чувствовал свою нужность и значимость, необходимо наравне с другими учениками вовлекать его в общественную жизнь класса, школы. Давать ему различного рода поручения, задания, которые ему интересны и с которыми он может хорошо справиться. Также необходимо давать групповые задания, которые ориентированы на совместное выполнение, где у каждого своя задача и оценка за выполнение задания зависит от каждого участника. Это легко выполнимо в рамках школы, так как сейчас на каждом уроке распространен такой метод обучения, как проектная работа.

Особым аспектом работы является взаимодействие школы с родителями детей-мигрантов. Необходимо говорить на тему толерантного отношения и уважения к разным культурам и национальностям не только на классных часах, но и на родительских собраниях. Важно проводить мероприятия, участниками которых являются ученики и их родители (еще лучше, если команда будет смешанной).

Наша школа второй год является участником волонтерского движения программы AFS (http://afs.ru). В рамках этой работы каждый год проводится Межкультурный диалог, во время которого дети-мигранты, а также дети других национальностей, проживающие на территории РФ, рассказывают о своих родных городах, республиках, странах. Данное мероприятие помогает этим детям раскрыться для учителей и своих одноклассников, они рассказывают о культуре и традициях своего края, показывая этим свое отношение ко многим вещам. В этом мероприятии вместе с учащимися выступают и их родители, некоторые из них даже угощают детей своими национальными блюдами.

Только в целенаправленной, последовательной совместной деятельности можно достичь результатов. Все это поможет сплотить нас и сделать одной большой многонациональной семьей, где каждый важен и необходим для здорового, благоприятного развития нашего государства.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.