«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

Четверг 27 декабря 2012

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 6.

Как сделать жизнь учителя более комфортной: если есть желание, то путь к его осуществлению всегда найдется.

настроение: любознательное

ключевые слова: профессиональное развитие учителя, методическая работа, международные проекты, образовательные путешествия

город: Химки, Московская обл.

Методическая работа — неотъемлемая часть педагогической науки в действии. Обобщение знаний и достижений передового педагогического опыта, нацеленность на повышение эффективности и продуктивности образования, повышение качества образовательных услуг — всё это приводит к новому содержанию современного образования в условиях его модернизации. Это обновление — результат складывающихся в России в последние годы новых общественных отношений и нового мышления.

Высокое развитие технологий предъявляет всё более серьёзные требования к личностным и профессиональным качествам современного педагога, его знаниям и умениям, поскольку изменились требования к качеству образования: традиционная, привычная система, ориентированная на воспроизводство знаний, устарела. Сегодня новое качество информации, её быстрое воспроизводство, растущие объёмы, новые способы освоения информации (привычные бумажные носители становятся мало востребованными) существенно влияют на форматы учебных занятий. Всё это приводит к сильнейшим психоэмоциональным перегрузкам учителей.

Поэтому сегодня как никогда возрастает значимость ММО, в рамках которого педагоги учатся применять знания современной образовательной системы в оценке ситуаций и методических проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

Я часто задаю себе вопрос, почему учителя так редко посещают семинары, конференции, презентации. Конечно, на это могут быть и объективные причины, но в основном это происходит из-за нехватки времени и отсутствия информации. Поэтому у экспертного совета ММО возникла идея: а что, если обучать самих себя прямо на рабочем месте.

Все преподаватели английского языка городского округа Химки являются членами ассоциации учителей английского языка Москвы и Московской области, поэтому самым первым шагом стала организация семинаров по программе Shaping the way we teach English. Этот методический курс, разработанный специалистами из США, познакомил наших учителей с зарубежной методической школой и дал возможность применять американские практические наработки на своих уроках. Курс состоял из двух частей: семинаров и презентаций своих материалов, разработанных в процессе обучения.

Результатом этого сотрудничества стало открытие отделения MELTA Khimki в городском округе.
В этом году учителя получат возможность пройти курсы онлайн по различным аспектам методики, педагогики и ИКТ, спонсируемые Отделом английского языка Посольства США.

Несомненно, каждый учитель заинтересован, чтобы его ученики сдали ЕГЭ как можно успешнее. Поэтому мы применили эффект Брайана Трейси «6 П»: «правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели». Решили, что прежде чем учить других, надо самим научиться правильно писать задания. Поэтому первым курсом, который был опробован, стало «Обучение письму». Учителя писали письма личного характера, сочинения, анализировали, консультировались с разработчиками ЕГЭ.

Следующим курсом было «Говорение». Да, конечно, ещё нет такого раздела в существующем экзамене, но подготовку следует начинать заранее.

Процесс создания заданий и тренировочных упражнений настолько воодушевил учителей, что мы планируем выпустить методическое пособие по обучению говорению.

Всегда нужно пробовать что-то новое. Учителя округа были одними их первых, кто пилотировал новые учебники издательства «Просвещение» Spotlight и Starlight. Участвуя в таких проектах, учителя получают возможность быть в курсе всех новинок, новых подходов к обучению, современных материалов. Особенно мы ценим онлайн-поддержку: каждый учитель может найти в своём графике время «побродить» по сайту УМК, который пополняется практически ежедневно, и оперативно решить многие актуальные задачи, возникающие в учительской практике.

Будучи лектором-методистом Британского Совета, я выступила в роли преподавателя курса TKT Essentials по подготовке к Кембриджскому экзамену для преподавателей английского языка, проверяющему их знание методики преподавания своего предмета (TKT — The Teaching Knowledge Test). Помимо того, что учителя интенсивно «освежили» знания по практике и методике преподавания иностранного языка, они успешно сдали международный экзамен TKT.

Используя материалы Британского Совета, мы сделали попытку соединить традиционную российскую методическую школу с некоторыми зарубежными наработками. Осознание различий и совпадений в подходах и способах обучения позволили критически оценить и пересмотреть свое отношение к обучению в целом, лучше понять принципы зарубежной методики, грамотно соединить их с лучшими традициями российской школы.

Преподавать английский язык — это значит не только обучать, развивая навыки и умения в разных видах речевой деятельности, но и знакомить с культурой страны изучаемого языка. Так родилась наша программа «Образовательные путешествия».

Есть много способов знакомства со страной изучаемого языка: через учебники, учебные пособия, фильмы, музыку. Сейчас учащиеся имеют возможность реально путешествовать, изучать язык на родине Шекспира. Мне всегда хотелось использовать кратковременные поездки с целью познакомить учащихся с культурой Великобритании и вместе с тем дать учащимся возможность пользоваться языком как в ежедневных бытовых ситуациях, так и на экскурсиях, при посещении театров, выставок, музеев.
Идея, о которой я хочу рассказать, была подсмотрена в Лондоне, в Национальной галерее, когда учащиеся одной английской школы пришли на экскурсию с одинаковыми папками, в которых были задания. Тогда я подумала, а почему бы не сделать такие же задания для наших учащихся, отправляющихся на экскурсию.

Для чего же нужны эти задания? Они организованы таким образом, что учащиеся не только заполняют таблицы, анкеты, опросники по ходу учебной экскурсии, но и отрабатывают навыки работы с аутентичной информацией: брошюрами, картами, путеводителями, планами выставок. Мы даже попробовали в действии технологию Mobile learning: использовали карты Google в мобильном телефоне, определяя наше местонахождение в городе, и составляли свой маршрут по городу. Карты Google созданы таким образом, что показывают все известные достопримечательности рядом с точкой отсчета.

Главная задача состояла в том, чтобы научить ребят общаться в реальных ситуациях, развивать умение пользоваться языком: словами, фразами и выражениями, учитывая культурные совпадения и различия. Привить навыки правильной работы с полученной информацией о стране изучаемого языка и оценивать, сопоставлять эту информацию с уже известными фактами, в том числе о родной культуре, сформировать собственное мнение. И самое главное — развивать «интеллектуальное любопытство», создавать условия для дальнейшего изучения материала и пользоваться этим материалом как на уроках английского языка, так и на других предметах.

Результатом нашего путешествия был семинар, проведённый совместно с учителями английского языка школ округа, учениками–участниками путешествия и родителями. Учащиеся подготовили презентации, сняли короткий видеофильм, подготовили викторину, на вопросы которой, как это ни удивительно, смогли ответить даже не все учителя.

Сейчас ведется активная работа над новым проектом «Ирландия — изумрудный остров». Его готовят учащиеся и учителя, побывавшие летом 2012 года в Ирландии. Одновременно готовим будущий проект — «Загадочная Шотландия».

Но замыкаться в рамках одного ММО мы не стали. Когда Центр Профессионального развития выступил с инициативой создания педагогического клуба «Творческая инициатива», мои коллеги и я с удовольствием стали членами этого клуба. Клуб объединяет учителей множества предметов, позволяя им делиться опытом, готовить педагогов к профессиональным конкурсам, помогать начинающим.

Что же дальше? А дальше нужно пробовать новое, не бояться трудностей, стараться как можно больше успеть, и, конечно, отправиться в замечательное путешествие.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.