«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: СТУПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА

Среда 19 декабря 2012

С 12 по 14 ноября в Институте иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета прошло значимое педагогическое событие года — Всероссийская студенческая олимпиада по методике преподавания иностранных языков и культур. Мы с гордостью отмечаем, что это первая в России студенческая олимпиада по методике преподавания языков, которая организована и проведена в логике компетентностного подхода: в финале конкурсанты провели открытые уроки иностранного языка на предложенную тему. Данный формат проведения студенческого состязания позволил в полной мере оценить профессиональные компетенции участников, а всем участникам, членам жюри, преподавателям и студентам на несколько дней погрузиться в зрелищную и интригующую атмосферу незабываемого педагогического события!

настроение: торжественное

ключевые слова: олимпиада, компетентностный подход, студенты, профессиональный конкурс, современные технологии обучения

город: Ижевск

История Олимпиады

Выбор нашего университета в качестве площадки всероссийского студенческого профессионального состязания неслучаен. Институт иностранных языков и литературы шел к этому событию в течение 6 лет. В 2006 году был проведен первый университетский конкурс профессионального мастерства «Начинающий учитель года», сразу же завоевавший симпатии студентов и преподавателей. Институт ИИЯЛ имеет многолетний опыт профессиональной подготовки учителей иностранного языка. Идея профессионального конкурса выросла из педагогических усилий и устремлений целых поколений наших преподавателей, определена их личностным, педагогическим и научным потенциалом, педагогическими традициями тогда еще факультета романо-германской филологии. Сомнений в том, что традицию стоит поддержать и продолжать, не было!

В 2007 году эту инициативу поддержал ректорат Глазовского государственного педагогического института им. В.Г.Короленко. Олимпиада получила статус Межрегионального студенческого конкурса «Начинающий учитель года» и в течение 5 лет была местом профессиональных состязаний студентов выпускных курсов по английскому, немецкому и французскому языкам. Секрет привлекательности межрегионального конкурса в том, что он представляет собой зрелищное и эмоциональное педагогическое состязание, интригующее участников, организаторов и «болельщиков» до финальной церемонии объявления победителей: конкурсанты демонстрируют уроки иностранного языка в режиме реального времени. А урок — это яркий живой продукт, в котором видна личность будущего профессионала, «читается» его профессиональная подготовка, «просматривается» система ценностей.

Логическим этапом развития конкурсных традиций стала Всероссийская студенческая Олимпиада по методике преподавания иностранных языков 2012.

Целью проведения профессионального конкурса является повышение престижа педагогической профессии в обществе, формирование ценностного отношения к педагогической профессии, развитие профессионального сознания будущих учителей. Задачи Олимпиады включают в себя укрепление творческого профессионального сотрудничества студентов, учителей, преподавателей вузов Российской Федерации; развитие профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка и создание условий их профессиональной самореализации; распространение инновационных форм преподавательской работы; выявление, поощрение талантливых студентов вузов Российской Федерации.

Задания Олимпиады

Олимпиада проводится среди студентов 4-х и 5-х куров языковых факультетов и вузов (английское, немецкое, французское отделения) Российской Федерации. Участие в Олимпиаде является добровольным. Кандидатуры на участие выдвигаются вузами Российской Федерации по решению кафедр, советов факультетов.

Олимпиада проводится на базе Института иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета (город Ижевск) и проходит в два тура. Первый тур (заочный) — с 15 сентября по 10 октября, второй тур (очный) — с 12 ноября по 15 ноября. Задание на 1 тур включает в себя разработку плана-конспекта урока иностранного языка, проведенного студентом в период педагогической практики, а также создание методического эссе на тему «Моя методическая находка». Участники, вышедшие в финал, приглашаются для очного участия в Олимпиаде в Удмуртский государственный университет. В рамках второго тура Олимпиады финалисты проводят открытый урок практики иностранного языка в студенческих группах младших курсов Института иностранных языков и литературы Удмуртского университета. Содержание заданий открытого урока сообщается финалистам заранее. Тема открытого урока финала 2012 — «Чудеса современного мира».

Критерии оценки открытых уроков финала

Жюри Олимпиады оценивает профессиональные компетенции будущих учителей иностранного языка во время демонстрации конкурсных уроков по следующим критериям:

  • использование компетентностного подхода в обучении;
  • достижение целей и задач урока;
  • владение иностранным языком;
  • учет возрастных особенностей обучающихся;
  • умение создать доброжелательную атмосферу учебного занятия;
  • умение логично выстроить этапы урока для достижения поставленных целей;
  • умение конструировать коммуникативные задания, формулировать коммуникативную задачу;
  • умение моделировать коммуникативный контекст учебного взаимодействия;
  • умение обеспечить высокую плотность учебного общения, высокий уровень речемыслительной активности обучающихся;
  • умения моделировать различные формы учебного взаимодействия, адекватные задачам обучения;
  • использование современных технологий обучения.

Педагогический потенциал Олимпиады

Главной педагогической ценностью студенческого события является педагогический отклик преподавателей и студентов лингвистических вузов и факультетов университетов России. Всероссийский уровень олимпиады, участие преподавателей вузов Российской Федерации в составе жюри наделяют олимпиаду значимым профессиональным статусом и обеспечивают реализацию ее главной цели — повышение престижа профессии «учитель» в современном обществе.

Важным условием обеспечения педагогической эффективности студенческой Олимпиады является ее информационное обеспечение. События и итоги олимпиады освещаются в средствах массовой информации.

Педагогическая значимость события обеспечивается обновляемой информацией на сайте Олимпиаде, а также на ее информационных стендах, где представлены фотографии участников, расписание открытых уроков, состав жюри, критерии оценки уроков, высказывания конкурсантов об участии в Олимпиаде, их размышления о педагогическом труде и будущей профессии. Подведение результатов профессионального состязания осуществляется на Церемонии награждения победителей и призеров в торжественной обстановке. Лауреаты и призеры награждаются грамотами и призами, при этом ни один из участников не остается без внимания.

Немаловажно и то, что открытые уроки привлекают студентов младших и старших курсов, преподавателей, группы поддержки.

Педагогическую ценность конкурс приобрел в связи с тем, что в его организации и проведении особую роль играли и играют студенты Удмуртского университета. В их многочисленные заботы входит встреча участников финала, фото- и видеосъемка конкурсных уроков, организация кофе-пауз, экскурсий, создание презентаций, фото- и видеоотчетов.

С благодарностью отметим, что спонсорскую поддержку олимпиаде в этом году оказало уважаемое российское издательство «Просвещение». Спасибо!

Итоги Олимпиады

В студенческой Олимпиаде 2012 года приняли участие более 80 студентов языковых факультетов и языковых вузов Российской Федерации. Среди них Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Пятигорский государственный лингвистический университет, Иркутский государственный лингвистический университет и еще более 30 вузов России. Жюри конкурса тоже было всероссийским по составу. Финал конкурса, проходивший в Институте иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета, превратился в яркое педагогическое событие, в котором приняли участие 10 лучших студентов вузов Российской Федерации. Будущие учителя давали открытые конкурсные уроки по английскому, немецкому, французскому языкам. Тема открытого урока финала 2012 — «Чудеса современного мира» — была интерпретирована авторами уроков самобытно, ярко, имела ценностное и нравственное звучание. Кроме награждения победителей (дипломы I, II, и III степени), жюри конкурса учредило ряд номинаций: «Творческий потенциал урока иностранного языка»; «Эффективное использование проектных технологий в обучении иностранному языку»; «Педагогический артистизм»; «Эффективное игровое моделирование на уроке иностранного языка»; «Ценностный потенциал урока иностранного языка»; «Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка», «Приз студенческих симпатий».

Поздравляем победителей!


Диплом I степени:

Ирина Старкова —

студентка

Башкирского

государственного

университета.


Диплом II степени:

Андрей Корытников —

студент

Иркутского

государственного

лингвистического университета.


Диплом III степени:

Александра Янцен —

студентка

Удмуртского

государственного

университета.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.