«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

«НАША СТРАНА — НАШЕ НАСЛЕДИЕ!»

Среда 19 декабря 2012

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 6.


В 2011–2012 гг. издательством «Просвещение» был организован и проведён онлайн-конкурс для учителей английского и немецкого языков и их учащихся «Наша страна — наше наследие!» Перед участниками конкурса стояла интересная и в то же время непростая задача: написать на иностранном языке короткое эссе о своём родном крае, городе, республике, селе, о своей малой родине, осветив самое главное и сокровенное — то, что характеризует данную местность в культурно-историческом, природном контексте, передаёт национальный колорит.

 

настроение: патриотическое

ключевые слова: интерактивная карта России, любовь к родине, культурное наследие, проектные работы

город: Москва

 

Ольга Ольга
КУСТОВА ЗАЛЕССКАЯ

e-mail: okustova@prosv.ru

У нас, организаторов конкурса, была масштабная цель — создать общими усилиями интерактивную карту России на английском языке, объёмный труд, который представляет неподдельный интерес как для нас, представителей российской культуры, так и для иностранцев.

Главная идея конкурса оправдала себя: получено более 3000 творческих работ, которые освещают памятные и святые места, архитектурное достояние, живописные уголки, исторические события нашей огромной многонациональной страны. Несколько тысяч участников внесли неоценимый вклад, отметив точку своего населённого пункта на интерактивной карте России. Сочинения, которые нам прислали учителя и ученики, — и о крупных городах, и о небольших селениях.

Благодаря состоявшемуся конкурсу мы можем узнать о таких малоизвестных, но не менее значимых для кого-то местах, как село Топчиха в Алтайском крае, хутор Атамановка в Волгоградской области, село Доброе в Липецкой области… Из наиболее отдалённого от центра страны — микрорайона Сокол города Магадана (Колыма) — пришла работа от учащихся творческого объединения «Весёлый английский» под руководством Татьяны Шумик.

Сколько необычных и увлекательных музеев существует в России! Музей стекла и хрусталя во Владимире, музей осетра в Астрахани, музей леса в Лесосибирске Красноярского края, музей-подлодка С-56 во Владивостоке, музей Солнца в Академгородке (Новосибирск) и даже музей пастилы в Коломне. А сколько удивительных памятников! Памятник котёнку с улицы Лизюкова и верному псу Биму в Воронеже, скульптура «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» в Краснодаре и даже памятник клавиатуре в Екатеринбурге.

Творческие эссе приоткрывают тайны создания дымковской игрушки в Кирове (Вятка) и ведения пчеловодства в Башкортостане, повествуют об истории Оренбургского пухового платка и национальных костюмов Сахалина. Из присланных работ можно почерпнуть информацию об уникальных праздниках, которые отмечают только в нашей стране. Например, день огурца в Суздале, еврейский фестиваль в Биробиджане, праздник Сабантуй в республике Татарстан, традиционный северный спортивный фестиваль в Мурманске, фестиваль народных мастеров в Городце Нижегородской области, главный национальный праздник республики Бурятия Сагаалган, день разведения северных оленей на Ямале.

Кто откликнулся и принял участие в конкурсе? В первую очередь, это истинные патриоты, которым небезразлична судьба своей страны, которые гордятся и восхищаются богатой историей, красотой природы, культурным наследием своего края. А с какой любовью написаны сочинения! Вот как названы некоторые эссе: «Мой родной город», «Мой любимый город», «Моя родная деревня», «Замечательный уголок России», «Очаровательное место на карте», «Самое красивое место», «Любимый уголок России», «Наш замечательный город», «Моё любимое место», «Красивейший город», «Лучший город России», «Место, которое мне дорого в России», «Любовь к родине через искусство», «Город, которым я горжусь», «Один из самых красивых городов России», «Город замечательных достопримечательностей»… При описании родных мест авторы используют такие эпитеты, как сказочный, чудесный, удивительный, интересный, живописный, современный, молодой, привлекательный. Не поскупились участники конкурса и на метафоры: Байкал — голубое сердце Сибири, Таганрог — город чудес, Москва в моём сердце, Раменское — капелька России, Кузбасс — стальное сердце Сибири, мой Псков — моя крепость, чудеса Камчатки. Все конкурсные работы написаны искренне, от души, от всего сердца, проникнуты глубокой любовью.

Из многих работ мы узнаём не только об истории и достопримечательностях различных мест, но и об известных людях, которые в них родились и прославили свою страну. Родина М.В. Ломоносова — в Архангельской области, Елена Исинбаева и Евгений Плющенко родом из Волгограда, писатель Виктор Астафьев — из села Овсянка Красноярского края. А учащийся 4-го класса школы № 12 из Электростали (Московская область) Данила Марушин написал о своём дедушке, Марушине Викторе Андреевиче, одном из основателей и строителей родного города. Работа так и называется “My Grandfather’s Name in the History of My Hometown”.

Участники конкурса — люди всех возрастов: от самых маленьких, учащихся начальной школы, до студентов училищ и вузов, их наставников, учителей и преподавателей. Работы на конкурс прислали учащиеся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, воспитанники интернатов для детей-инвалидов, курсанты кадетских корпусов, Суворовских и Нахимовских училищ, воспитанники детских домов творчества и центров дополнительного образования.

Все учителя: и те, которые приняли активное участие самостоятельно, и те, что выступили в роли руководителей ученических работ, — делают очень важное дело. Перед педагогами стоит сложная задача: воспитать в детях духовность, сформировать любовь к родному дому, к своей малой и большой Родине, научить выбирать правильные ориентиры в жизни, вести наших детей по пути нравственного совершенствования к непреходящим ценностям и идеалам. Но для этих учителей нет преград, так же как нет и вопросов, как работать по новым стандартам. Они уже реализуют их на своих уроках иностранного языка и во внеурочное время: готовят вместе с учениками различные проекты, используют информационные компьютерные технологии.

Творческие работы созданы в различных форматах: это и индивидуальные проекты, и коллективное творчество. 110 PowerPoint-презентаций являются отличным дополнением к письменным эссе. Вдохновлённые чувством любви и гордости к родине, поэтически настроенные участники прислали работы в стихах. Есть стихи о Иванове, Коломне, Троицке, Рязанской области, Новокуйбышевске и Торжке. Из Великого Новгорода пришло несколько поэтических сочинений. Стихотворение Веры Николаевны Мамиевой, учителя английского языка гимназии № 2 Великого Новгорода, было написано к 1150-летнему юбилею города, положено на музыку и исполнено учениками начальных классов гимназии на городском фестивале иностранных языков «Дружба» — выступление было удостоено первого призового места.

Наибольшее количество работ получено из Москвы (179), Московской области (159), Санкт-Петербурга (143), Ростовской области (83), Забайкалья (79) и из республики Татарстан (78).

Несколько эссе (9) освещают ближнее зарубежье России — место рождения участников конкурса или родные места их родителей.

Ни один участник конкурса не был обделён вниманием организаторов. Все работы включены в общую электронную брошюру, где для удобства они расположены в алфавитном порядке по названию населённых пунктов (регионов и городов России). Каждый участник конкурса награждён сертификатом.

Интерактивная карта России на английском языке представляет собой настоящий кладезь исторических фактов и легенд, позволяет окунуться в историю и познакомиться с выдающимися людьми, раскрывает национальные особенности и богатейшее культурное наследие нашей необъятной Родины. Информация конкурсных работ полезна для ознакомления перед поездкой в новые, неизведанные места. Более того, собранные материалы могут быть использованы на занятиях по английскому языку, посвящённых межкультурному общению, изучению истории и культуры родной страны, на интегрированных уроках, а также уроках, включающих региональный компонент. Работы конкурса «Наша страна — наше наследие!» представляют интерес и для зарубежных студентов и коллег, которые приезжают в Россию по обмену или по работе, занимаются изучением или просто интересуются русской культурой и историей.

Но самое главное: интерактивная карта России наглядно показывает, сколько прекрасных, уникальных мест в нашей огромной стране, которые стоит посетить, увидеть собственными глазами и прочувствовать!

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.