«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА
К ПРЕДМЕТУ

Вторник 26 марта 2013

Проблема повышения и поддержания интереса учащихся к изучению иностранного языка актуальна сейчас для каждого педагога. Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся? Над этим вопросом работают многие учителя иностранного языка. Известно, что большинство учащихся с большим интересом начинают изучение нового для них предмета «Иностранный язык», но на среднем и на старшем этапах их интерес к предмету, а следовательно и речевая активность заметно снижаются.

настроение: исследовательское

ключевые слова: нестандартные формы организации уроков, речевая активность, урок-проект, урок-экскурсия, урок-семинар, музыкальный урок, использование интернет-ресурсов

город: Котлас, Архангельская обл.

 

Целью данной работы является исследование нестандартных форм организации уроков иностранного языка как средства повышения интереса к предмету. В ходе рассмотрения работы решаются следующие задачи:

  • рассмотрение нестандартных форм проведения уроков иностранного языка;
  • анализ деятельности учителя по применению нестандартных форм проведения урока;
  • определение влияния нестандартных форм проведения урока на интерес учащихся к предмету.

Многие творчески работающие учителя используют необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от традиционных форм организации уроков. Нет, они не заменяют этих уроков, но они их разнообразят, дополняют, вносят оживление, повышают интерес, способствуя тем самым совершенствованию учебного процесса. Познавательный интерес положительно влияет на успешное развитие любой деятельности, в том числе учебной. Повышается внимание, и возрастает работоспособность. Задача учителя — создать положительную атмосферу занятий, способствующую налаживанию контакта с учеником, правильно организовать процесс обучения.

Организация активной речевой деятельности на уроке — это всегда очень сложная задача. Её успешному решению способствуют совершенные приёмы обучения и организационные формы урока иностранного языка. Одним из способов выявления организационных форм урока и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, было анкетирование, проведённое с учениками 5–10 классов.

Учащимся были заданы такие вопросы:

  1. Какая форма урока тебе больше всего нравится? Почему?
  2. На каких уроках ты лучше всего понимаешь материал?
  3. Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?

Вот некоторые ответы школьников: «Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде соревнования или праздника, так как на таких уроках меньше эмоциональной напряженности», «Мне нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение, дискутирует», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем возможность проявлять свои способности, лучше узнаём друг друга, учимся использовать иностранный язык в повседневных ситуациях», «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков, когда нужно целый урок делать одно и то же».

Исходя из ответов учащихся мною были определены формы проведения уроков, ведущие к повышению речевой активности учащихся и повышению интереса к предмету. Одной из наиболее удачных форм проведения уроков иностранного языка, на мой взгляд, является нестандартная форма организации урока. Нестандартный урок — это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов.

Например, стремление к открытости реализуется в уроках такого типа, как «пресс-конференция»; тяга к размышлениям, дискуссиям, спорам, в ходе которых рождается истина, — в уроках-диспутах, дискуссиях; потребность в инициативе — в уроках-проектах, в творческих выставках и отчетах. Осознание важности делового партнерства приходит на уроках с использованием групповых форм работы. Потребность уважать дело, уметь его выполнять, судить о человеке по конкретным делам, а не только по словам — на уроках-деловых играх.

Кроме того, можно выделить целый ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:

  • обучающая — развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;
  • развлекательная — создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;
  • коммуникативная — сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;
  • развивающая — гармоничное развитие личностных качеств;
  • воспитательная — психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;
  • релаксационная — снятие эмоционального напряжения.

Такая функциональная нагрузка урока позволяет использовать элементы сразу нескольких эффективных педагогических технологий (личностно ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного и т. д.) или какую-либо одну (в соответствии с целями и задачами). При выборе форм нестандартного урока учитель должен учитывать возрастные особенности и интересы учащихся.

Приведу несколько примеров нестандартных форм проведения уроков, используемых мною в педагогической деятельности.

1. Урок-проект
Создание различных проектов на уроках иностранного языка способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, которая требует для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. В своей работе я часто использую метод проектов, например, на уроках английского языка в 5 классе по теме «Моя семья», «Моя школа». Эта работа осуществляется в несколько этапов: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; отчет по проекту, оценка выполнения проекта. Учащиеся с интересом включаются в работу по созданию проекта, а роль учителя сводится к оказанию помощи по планированию работы, текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

2. Урок-экскурсия.
Уроки-экскурсии проводятся мной при завершении одной из разговорных тем (например, в 6 классе по темам «В музее», «Экскурсия по городу»). Сегодня, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и городами, знакомство с культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям об особенностях родной культуры, исторических местах своего города. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. В ходе таких уроков учащиеся с интересом составляют план-маршрут экскурсии с посещением интересных в городе мест, выступая при этом в роли экскурсовода, создают презентации, показывающие красоту и привлекательность родного края. При изучении в 6 классе темы «Книги» учащиеся с удовольствием примеряют на себя роли «библиотекаря» и «гостя из Англии», который интересуется любимыми книгами школьников и рассказывает о своих любимых книгах. С помощью такой формы организации урока учащиеся понимают, что они на практике могут применять полученные знания.

3. Урок-семинар.
Подобные формы проведения уроков более характерны для процесса обучения в вузе. Но, на мой взгляд, организация урока-семинара возможна и в старших классах школы. При подготовке к семинару учащиеся используют материалы из различных иноязычных источников: сайтов, газет, журналов, справочников, интернет-ресурсов. Работа может быть представлена в форме доклада, презентации, рисунков. Также обязательна устная защита работы, после чего все учащиеся принимают активное участие в обсуждении работы, дополняют, высказывают свое мнение по предложенному вопросу, участвуют в оценивании работы, выступая в роли экспертов. На уроке-семинаре мы обычно рассматриваем 3–4 вопроса. Так, например, на уроке немецкого языка в 11 классе на тему «Природа нашего края» рассматривались такие темы, как: 1. Красота родного края. 2. Богатства Архангельской области. 3. Кто, если не мы?! 4. Мир завтрашнего дня.

Такой вид работы приучает учащихся выделять главное из большого объема информации, слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение.

4. Музыкальный урок.
Песня на уроках иностранного языка способствует развитию творчества учащихся. Благодаря музыке на уроках создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, повышается эмоциональный тонус. Музыка помогает снять усталость, восстанавливает работоспособность, выступает как своего рода релаксация в середине или в конце урока.

Кроме всего вышеперечисленного, пение на уроках иностранного языка позволяет решать целый комплекс педагогических задач.

Первая задача — развитие артикуляционного аппарата. С помощью звукоподражательных напевок, народных детских песенок страны изучаемого языка отрабатывается дыхание при артикуляции труднопроизносимых звуков и звукосочетаний, непривычных для русскоязычного ребенка. Несложные детские песенки я использую в начальной школе, когда учащимся проще запомнить произношение звука в определенной рифмовке, в песне. А в конце четверти или года устраивается «Музыкальный урок», на котором учащиеся с интересом демонстрируют изученные песни или инсценируют некоторые из них.

Вторая — обогащение словарного запаса, активное усвоение иноязычной лексики, развитие долговременной памяти.

Третья — совершенствование навыков иноязычного произношения. Использование песен и музыки как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.

Можно выделить следующие основные функции музыки, лежащие в концепции обучения иностранным языкам:

  • психологическая (укрепляет память);
  • функция настроения, выражения эмоций и чувств;
  • социопсихологическая (усиливает сплоченность в группах);
  • функция бессознательного изучения ИЯ;
  • функция решения коммуникативных задач.

При использовании песен в классах среднего и старшего звена лучше усваиваются грамматические конструкции, которые при традиционном объяснении и закреплении нередко вызывают трудности. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.

В ходе работы я провела анкетирование среди учащихся с целью определения роли песни в изучении иностранного языка. Учащимся было задано четыре вопроса:

  1. Любишь ли ты слушать песни на иностранном языке? (Да, нет, иногда)
  2. Понимаешь ли ты текст? (Да, нет, иногда)
  3. Помогает ли прослушивание песен на иностранном языке обогащению твоего словарного запаса? (Да, нет, иногда)
  4. Знаешь ли ты хотя бы одну песню наизусть на английском языке? (Да, нет).

По результатам анкетирования: — 100 % учащихся любят слушать песни на иностранном языке; — почти 40 % понимают текст песни; — по данным последнего вопроса 14 % считают, что с помощью иностранных песен у них обогащается словарный запас.

Учащиеся постоянно слышат англоязычные песни по радио, телевидению. Они им нравятся, поэтому они любят сами их петь, повторять, тем самым учатся хорошо выговаривать иностранные слова, понимают смысл песен, если что-то непонятно, смотрят в словари и узнают, о чем идет речь, тем самым учатся иностранному языку.

5. Урок с использованием интернет-ресурсов
В последнее время http://www.tilt.tc стал вопрос применения новых информационных технологий на уроке. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и многое другое. Учащиеся могут как самостоятельно, так и под руководством учителя принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Для уроков с использованием Интернета характерны самостоятельность учеников в выборе материала, активность, заинтересованность.

Использование интернет-ресурсов делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным, так как:

  1. Материал озвучен и анимирован, что делает его более наглядными и привлекательными;
  2. Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении иностранному языку;
  3. Ученики могут работать в подходящем для них режиме;
  4. Компьютер проводит анализ ошибок и объективно оценивает выполненные задания.

В своей работе я широко использую ресурсы сети Интернет. Например, для получения различной страноведческой информации, так как нередко в учебниках этого материала недостаточно либо он преподносится не так интересно и красочно. Прекрасная возможность посмотреть достопримечательности городов дают различные онлайн-экскурсии, что несомненно повышает интерес к стране изучаемого языка и, соответственно, к изучению иностранного языка. Интернет является эффективным средством для формирования навыков чтения. Чтение иноязычных онлайн-газет и журналов, например «Spiegel», «Frankfurter Allgemeine Zeitung» на уроках немецкого языка и «The Times», «The Washington Post» на уроках английского языка, это достаточно трудный вид деятельности, поэтому я использую его на уроках в старшем звене. Предлагаю ученикам работать в парах или группах по трое, изучить статьи, охватывающие разные стороны жизни: спорт, образование, работу, погоду, культуру. Преимуществом такой работы является вовлеченность всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются изучением более трудных статей, а менее сильные анализируют отчет о погоде или информацию из области культуры.

В ходе работы над навыками чтения учащиеся пополняют словарный запас. Для этого они составляют словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях. Результатом такой работы становится создание своей презентации, посвященной одному конкретному событию, где учащиеся передают свое видение проблемы, основываясь на анализе различных источников информации.

Овладение коммуникативной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке просто незаменимо. Это на самом деле средство коммуникации. Виртуальное общение может осуществляться с помощью электронной почты, различных социальных сетей, Skype, которые сейчас очень популярны среди молодежи. Так как стаж моей педагогической деятельности небольшой, не все еще удалось попробовать. В будущем планируется установление дружеской переписки с носителями языка. Обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Использование сети Интернет существенно повышает интерес к самому процессу изучения языка.

В своей работе я использую различные учебные интернет-ресурсы, как готовые так и созданные мною лично. Например, такой учебный интернет-ресурс, как хотлист (от англ. “ hotlist ” — «список по теме»). Хотлист представляет собой список интернет-сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Использование таких списков значительно сокращает время на поиск нужной информации. Иногда я даю такое задание учащимся, и они с интересом с ним справляются, получают при этом новую информацию, обогащают словарный запас и отрабатывают навыки чтения.

В данной статье рассмотрены лишь некоторые из форм нестандартных уроков иностранного языка, но наблюдение за образовательным процессом с использованием нестандартных форм урока или отдельных нестандартных по форме этапов урока доказывает, что их применение даёт возможность привить учащимся интерес к языку, повысить интерес к предмету, стимулирует речевую деятельность учащихся, способствует их речевой активности, даёт возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Таким образом, несмотря на трудоемкость процесса внедрения и применения нестандартных форм организации урока, он представляется весьма результативным, о чем может свидетельствовать высокий уровень овладения коммуникативными умениями говорения, аудирования, чтения и письма; развитие творческих способностей учащихся.

[links&resources]

1. Андреева И.А., Мачульская А.В. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам. Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 1. — С. 29–30.
2. Бирюкова С.А. Проблемы мотивации при изучении иностранного языка —
http://www.niipsycho.ru/docs/doc4.html
3. Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песни в изучении английского языка // ИЯШ. — 1990. — № 5. — С. 45–48.
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. — Воронеж, 2006.
5. Соколова Л.Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2008. — № 11. — С. 109–112.
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ — 1991. — № 2. — С. 3–10.
7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку. // ИЯШ. — 2008. — № 6. — С. 2–9.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.