ТЬЮТОР КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ
Автор: Екатерина МОРОЗОВА | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Понедельник 18 марта 2013За годы реформирования в российском образовании наблюдаются значительные изменения, в том числе это касается и пересмотра отношения к педагогической профессии, к роли и функциям педагога. Так, в школах помимо учителей и классных руководителей, появились социальные педагоги, психологи, воспитатели (освобождённые классные руководители), гувернёры, тьюторы. В последнее время вопрос о тьюторстве, тьюторском сопровождении обсуждается очень активно. Это связано с тем, что в школьном образовании появилась новая профессия — тьютор.
настроение: образовательное
ключевые слова: тьюторство, наставничество, воспитание, моральные качества, развитие личностного начала
город: Москва
В английском языке слово тьютор (tutor) употребляется в двух значениях:
1) a teacher in a college or university (преподаватель в колледже или университете);
2) someone who gives private lessons in a particular subject (лицо, дающее частные уроки)[1].
В русском языке слово тьютор означает:
- индивидуального научного руководителя учащихся колледжа или университета, помогающего им наиболее разумно организовать учебный процесс; куратора, воспитателя в учебном заведении[2];
- исторически сложившуюся особую педагогическую позицию, обеспечивающую разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождающую процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования[3].
Исторически тьюторство известно как одна из институционализированных форм наставничества и возникло в первых Британских университетах — Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.), главной задачей которых была подготовка духовенства, являвшегося в Европе практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры. По традиции эти университеты давали только гуманитарное образование.
По наблюдению Т.М. Ковалевой, английский университет, в отличие от немецкой модели университета, основывающейся на системе кафедр и учебной программе, закрепленной за каждой кафедрой, предлагал студенту сделать выбор, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Для получения учёной степени студент сам выбирал способ освоения знаний. Тьюторы сопровождали студента во все время его пребывания в университете: готовили к лекциям, руководили частными занятиями, помогали в быту. Иначе говоря, тьютор отвечал за обучение и воспитание подопечного, становился его моральным наставником в университетской жизни.
В российскую педагогическую практику слово тьютор было введено
М.Н. Катковым (13 января 1868 г. был учрежден Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность). Главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников. Современное понимание тьюторства отражено в интервью д.п.н., президента Межрегиональной Тьюторской Ассоциации России, профессора кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета Т.В. Ковалевой на страницах электронного журнала «Тьюторская ассоциация»:
«Мы в свое время выделили три типа современного тьюторства. Первое — социальное тьюторство. В Россию оно пришло с Институтом «Открытое общество». … Второе — это дистантное тьюторство. Речь идет об индивидуализации в пространстве Интернет. … И третье — канонический тип тьюторства, … прямое наследие Оксфорда и Кембриджа, который можно назвать антропологическим тьюторством (выделено автором — Е.М.). Оно работает непосредственно с человеком: понимание потенциала, на который можно опереться, перевод этого потенциала в ресурс, далее в образовательную программу. То есть сегодня тьюторство работает в трех пространствах — информационном, социальном и антропологическом — и пользуется тремя разными видами средств, адекватных этим пространствам»[4].
Иначе говоря, идеология и практика тьюторства в школьном образовании рассматриваются с разных позиций. Так, с позиций индивидуального подхода, основная функция деятельности тьютора — компенсаторная, направленная на решение проблем успеваемости, дисциплины, внеурочной деятельности и т.п. Индивидуальный подход в данном случае является средством преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их, а тьютор помогает устранить (компенсировать) это несоответствие.
Вторая позиция (антропологическая) связана с решением проблемы воспроизводства, развития личностного начала в человеке средствами образования, независимо от требований стандартов и предписаний программ. Задача тьютора в данном случае — осуществлять сопровождение, помощь, поддержку на пути раскрытия и реализации личностного потенциала человека.
«В тьюторской работе … реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования: научить человека (подростка, юношу) использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс[5].
Анализ педагогического опыта показал, что в современной российской школе уже накоплен опыт тьюторского сопровождения в таких общеобразовательных учреждениях, как школа «Эврика — развитие» в Томске, общеобразовательная школа № 34 в Брянске, «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, школы № 147 и № 2002 Москвы, общеобразовательная школа № 1 в Кубинке Одинцовского района Московской области и др.
В работах П. Щедровицкого, Т. Ковалевой, Е. Сухановой отражены пути организации тьюторского сопровождения на примере общеобразовательных школ Москвы и Томска. Н. Рыбалкина изучала процессы тьюторского сопровождения в школе, разрабатывала технологии образовательного туризма и отдельных культурно-образовательных событий. В последнее время появились исследования о влиянии тьюторского сопровождения на развитие одаренных детей
(Е. Александрова), профориентацию подростка (А. Тубельский), организацию дополнительного образования (Е.Колосова), формирование образовательного заказа (Е.Суханова), самообразование подростка (Г.Беспалова), образовательное пространство старшеклассника (М.Черемных). Подобные технологии уже сегодня используются в средних школах. Кроме того, существуют тьюторские технологии, которые применяют в начальной школе: формирование индивидуального учебного стиля, реализация элементов индивидуальной образовательной программы (Т.Бубякина, Е.Волошина и др.)[6].
Таким образом, в современной российской школе наблюдается процесс становления тьюторства как новой профессиональной позиции педагога, ориентированной на индивидуализацию образования, на понимание уникальности человеческой личности, на реализацию ее творческого потенциала.
[links&resources]
[1] Macmillan English Dictionary for advanced learners. — Macmillan, 2007.
[2] Т.Ф. Ефремова. Толковый словарь русского языка. — М., 2009.
[3] Ковалева Т.М. Сборник АПКиППРО / Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова и др. — Москва. 2009.
[4] Ковалева Т.М. Интервью для журнала «Эксперт» от 18.12. 2008. URL: http://www.thetutor.ru/history/article05.html (11 февраля 2013 г.).
[5] Ковалева Т.М., Долгова Л.М. Концепция школы «Эврика — развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования»// Управление школой индивидуального образования. — Томск, 2002. с. 15–19.
[6] Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996–2005. — Томск, 2005.