«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕСЕН И РИФМОВОК

Пятница 12 апреля 2013

В наше время приоритетную значимость приобрело раннее обучение языку, ведь возможности дошкольного возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны.

настроение: активное

ключевые слова: детский сад, интегрированные занятия, личность ребёнка, учебный процесс, межпредметные связи, форма подачи материала, рифмованные тексты

город: г. Балашов, Саратовская обл.

Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения, при обучении иностранному языку отводят большое место рифмованным текстам. Рифмовки и песни широко используются на всех этапах урока. Важность этой работы трудно переоценить. Именно рифмовка и песня могут облегчить процесс заучивания первоначального блока необходимых для общения фраз и сложной для запоминания лексики.

Воздействие ритма на психофизиологию человека — подсознательно. Закономерное повторение ритмических импульсов, возбуждающих внимание, приводит к общей перестройке физиологического режима организма человека, чем обеспечивается длительная повышенная активность. У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане занятия необходимо предусматривать виды работы, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок отвечает возрастным и психологическим особенностям детей.

Чем младше ребенок, тем труднее ему заниматься долго каким-нибудь одним видом деятельности, тогда как разнообразные виды деятельности позволяют ему работать продолжительное время.

В современной педагогике большое значение приобретает изучение межпредметных связей. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Согласно инструктивно-методического письму «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000, «целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности…»

Система интегрированного обучения дает педагогам ряд преимуществ: можно сократить количество занятий, освободить больше времени для игр и самостоятельной деятельности дошкольников, увеличить продолжительность прогулок. Интегрированные занятия в детском саду помогают устранить все те неизбежные противоречия, которые несомненно возникают между развитием личности ребенка и педагогическим процессом, сглаживают несоответствия между процессом получения новых знаний и подвижной природой ребенка. Во время интегрированных занятий педагог объединяет в нужном соотношении в одно целое элементы изобразительной деятельности, развития речи, физического развития, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Достигается это за счет того, что каждый ребёнок найдет близкие для себя темы в каждом занятии. Интегрированные занятия в детском саду в полной мере соответствуют активной и подвижной природе детей. Дошкольник попросту не успевает «устать» от объема полученной на занятии новой информации, ведь в нужный момент он переключается на новую форму подачи материала.

Организация интегрированного обучения иностранному языку в детском саду может стать одним из действенных средств повышения качества обучения и интенсификации учебного процесса.

Таким образом, использование на занятиях песен и рифмовок, а также система интегрированного обучения способствуют решению ряда методических проблем обучения иностранному языку дошкольников.

Рассмотрим интегрированные занятия, разработанные мною на основе песен и рифмовок.

Приведём в качестве примера интегрированное занятие по теме «Радуга» (интеграция образовательных областей: «Естествознание», «Художественное творчество», «Музыка», «Английский язык»). Прежде всего, детям даются основы знаний по естествознанию (о том, что радуга бывает после дождя, имеет семь цветов и так далее), затем детям предлагается нарисовать радугу. После этого ребята разучивают с музыкальным руководителем песню о радуге:

Есть яркое слово, как солнечный лучик,
И можно запомнить его без труда.
Кто с ним неразлучен, кто с ним неразлучен,
Кто с ним неразлучен, тот весел всегда!
Радуга — цветная радуга!
Радуга, ты словно луч цветной!
Радуга, цветная радуга,
Нам не надо на небе туч!

Далее с учителем английского языка также разучивается песня о радуге:

Red, orange, yellow, green, blue, purple, pink.
Red, orange, yellow, green, blue, purple, pink.
It’s a rainbow, it’s a rainbow,
Beautiful rainbow in the sky.
It’s a rainbow, it’s a rainbow,
Beautiful rainbow in the sky.

Рассмотрим ещё один пример интегрированного занятия по теме «Домашние животные».
Воспитатель проводит с ребятами беседу о домашних животных
в рамках программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста в детском саду.
Учитель английского языка
разучивает с детьми знаменитую английскую песню
“Old McDonald had a farm”:

Old MacDonald had a farm, ee-i-ee-i-o.
And on his farm he had a [animal name: cow, pig, dog, cat, duck, chicken, horse], ee-i-ee-i-o,
With a [animal noise twice] here and a [animal noise twice] there.
Here a [animal noise], there a [animal noise], everywhere a [animal noise twice].
Old MacDonald had a farm, ee-i-ee-i-o.

Или, например, воспитатель беседует с детьми о членах семьи, подчеркивает их заботу друг о друге, а учитель английского языка разучивает с ребятами
рифмовку:

I love my mother! I love my father!
I love my sister and my brother!

Воспитатель учит детей ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая рука и др.), а учитель английского языка разучивает с ребятами песню “Head, shoulders, knees and toes”.

Крайне эффективными являются интегрированные занятия по математике и английскому языку. Например, сначала дети учатся различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, и учатся обследовать форму фигур, используя осязание и зрение, затем они изучают те же фигуры на английском языке с помощью рифмовок:

I see triangles, I see squares,
I see circles everywhere!

На занятии воспитатель продолжает знакомить детей с цветом, а учитель английского языка предлагает детям рифмовку:

Brown, pink, purple, green,
Orange, red, and blue.
I like green. I like orange.
I like red. And you?

Занятия могут быть приурочены к различным праздникам. Например, интегрированное занятие по теме «Рождество» (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Музыка», «Английский язык»). Дети сначала разучивают рождественские песни с музыкальным работником, а затем песню “We wish you a merry Christmas” с учителем английского языка:

We wish you a merry Christmas!
We wish you a merry Christmas!
We wish you a merry Christmas!
And a happy New Year!
What’s under the tree
For you and for me?
We wish you a merry Christmas!
And a happy New Year!

В конце занятия детям будет предложено нарисовать рисунки на рождественскую тематику. Или, например, мы с ребятами перед Новым Годом и Рождеством всегда рисуем открытки. Складываем лист формата А4 пополам, рисуем «открытку» и подписываем Merry Christmas and Happy New Year from _____ (имя ребёнка). Я подписываю все открытки карандашом, а ребята обводят.

А вот пример интегрированного занятия по теме «Пасха». Воспитатель рассказывает детям о традициях празднования Пасхи на Руси, о религиозных основах этого праздника. Учитель английского рассказывает детям о праздновании Пасхи в Великобритании, а также об одном из её символов The Easter Bunny — Пасхальном кролике. Затем ребята учат песенку о Пасхальном Кролике:

The Easter Bunny is fat, fat, fat.
His soft little hands go pat, pat, pat.
His soft little ears go flop, flop, flop.
And when he runs, he goes hop, hop, hop.

Довольно интересным является интегрированный урок по теме «Азбука вежливости». Воспитатель рассказывает детям о «волшебных словах», напоминает о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе), упражняет ребят в упoтреблении соответствующих форм словесной вежливости. Учитель английского языка разучивает с детьми следующие песни:

1. Hello! Hello!
Hello! How are you?
I’m fine! I’m fine!
I hope that you are too!

2. Let’s try to be polite
In everything we do;
Remember to say «Please»
And don’t forget «Thank you».

Интегрированное занятие по теме «Природа вокруг нас» (естествознание + английский язык) можно провести на открытом воздухе. Воспитатель продолжит знакомить детей с явлениями природы, некоторыми характерными особенностями времен года, а учитель английского языка предложит для разучивания следующую рифмовку:

Outside, outside,
I see flowers, I see trees.
Outside, outside,
I see grass, I see dirt.
Outside, outside,
I see bugs, bugs, bugs.
Outside I see the sun.
I play! I laugh!
I have fun!

Очень эффективным является введение элементов английского языка в обычное занятие с воспитателем. Это может быть, например, физкультминутка:

Hands up, hands down!
Hands on hips, sit down!
Hands up and to the sides!
Bend left, bend right!
One, two, three, hop!
One, two, three, stop!

Элементы английского можно ввести даже в обычную игру детей с помощью, например, считалочки:

Eeny, meeny, miney, moe.
Catch a tiger by his toe,
If he squeals, let him go!
Eeny, meeny, miney, moe.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вариантов интегрированных занятий по английскому языку очень много, но все они дают высокую результативность. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон. Кроме того, у детей формируется познавательный интерес, а переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

[links&resources]

1. Дьяченко, Н. П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности обучения на уроках английского языка // Пед. вестн. — 2004. — № 3. — С. 30–31.
2. Невежина, И. И. Обучение иностранному языку детей 5–8 лет на музыкально-ритмической основе: на материале английского языка : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. И. Невежина. — М.: 2000. — 25 с.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.