ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
Автор: Галина ФРЕНДАК | Рубрика: МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ Понедельник 23 сентября 2013Обучение чтению является одной из самых сложных задач при обучении школьников английскому языку. Необходимо обучать пониманию слов, лексико-грамматических структур с постепенным переходом к обсуждению и обобщению прочитанного текста в виде самостоятельных суждений и выводов со стороны учащихся.
настроение: конструктивное
ключевые слова: технологии чтения, понимание текста, виды чтения, этапы обучения чтению, работа с текстом, формирование языковых навыков и речевых умений
город: п. Копьёво, Республика Хакасия
Понимание текста не заканчивается процессом извлечения информации, а требует дальнейшего применения полученных знаний, в частности, при его обсуждении и интерпретации.
Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков:
- использование чтения позволяет учащимся усваивать языковой и речевой материал;
- коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
- упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
В реальной жизни мы читаем по-разному, исходя из цели, которую мы в каждом конкретном случае преследуем.
В отечественной методике выделяют следующие виды чтения: аналитическое, просмотровое, изучающее, поисковое, ознакомительное и т. д.
В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько видов чтения, которые способствуют решению конкретной коммуникативной задачи:
- skimming (определение основного содержания);
- scanning (поиск конкретной информации);
- reading for detail (чтение с полным пониманием прочитанного).
При обучении чтению учителю приходится решать следующие задачи, имеющие метапредметный характер:
- учить работать со словарем;
- учить выделять основную информацию, главную мысль;
- использовать сноски и комментарии;
- учить игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи и т. д.
Процесс обучения чтению в методике традиционно разделяют на три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.
I. Дотекстовый этап
Цель:
- сформулировать задачу для первого прочтения;
- создать необходимый уровень мотивации у учащихся, используя, в частности, прогнозирование содержания текста (по заголовку, иллюстрации);
- по возможности снять или сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания:
-
- Работа с заголовком
- Прочитайте заголовок и скажите, о чем может идти речь в данном тексте.
- Как вы думаете, какие проблемы будут затронуты в данном тексте?
- Какие ассоциации у вас возникли с названием текста?
- Работа с заголовком
-
- Работа с иллюстрациями
- Посмотрите на иллюстрации к тексту и предположите, о чем будет этот текст.
- Можно ли по иллюстрациям предположить проблематику текста?
- Работа с иллюстрациями
-
- Работа с источником
- К какому жанру можно отнести данный текст?
- Где и в какое время может происходить действие?
- Кто может быть главным героем, его профессия, национальность, возраст, интересы и т. д.?
- Работа с источником
-
- Работа с лексикой
- Найти английские эквиваленты словам и выражениям.
- Перефразировать выражения.
- Найти в тексте идиомы, пословицы, подобрать подходящие по смыслу русские.
- Соотнести английские и русские выражения и слова.
- Работа с лексикой
-
- Работа с текстом
- Просмотреть текст и определить, о чем он.
- Прочитать вопросы к тексту и определить его тематику.
- Попытаться ответить на предложенные вопросы
- Работа с текстом
II. Текстовый этап
Цели и задачи:
- проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
- продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания:
-
- Лексика
- Найти английские эквиваленты данных слов и выражений.
- Перефразировать выражения.
- Найти в тексте идиомы, пословицы, подобрать подходящие по смыслу русские.
- Соотнести данные английские и русские выражения и слова.
- Ответить на вопросы.
- Определить правильные и неправильные утверждения.
- Подобрать заголовок к каждому абзацу текста.
- Найти описание внешности, места события, погоды и т. д.
- Найти в тексте синонимы, антонимы.
- Найти предложение, которое передает основной смысл текста.
- Лексика
-
- Грамматика
- Найти предложения с данными грамматическими конструкциями.
- Передать содержание текста в другом времени.
- Найти предложения с прямой речью и трансформировать их в косвенную речь.
- Найти предложения в сослагательном наклонении и определить их роль в тексте.
- Найти и прочитать диалоги.
- Грамматика
III. Послетекстовый этап
Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой или речевой содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания:
- Опровергнуть или согласиться с утверждениями учителя.
- Доказать, что…
- Охарактеризовать….
- Составить план текста, выделив основные мысли.
- Пересказать текст от лица главного героя, наблюдателя,
сплетника и т. д. - Как бы ты назвал текст, если бы ты был автором?
- Придумать новый конец (развязку).
- Что могло бы случиться, если бы…?
- Переделать текст в другой жанр.
- Какую новую для тебя информацию ты нашел в тексте?
- Оправдались ли твои ожидания и прогнозы в отношении содержания текста?
На уроках чтения я часто использую технологию мастерских. Мастерская — это такая форма сотрудничества, где в организованном пространстве и времени учащиеся и учитель вместе «мастерят», конструируют свои знания.
На дотекстовом этапе я работаю со всем классом. Мне нужно создать необходимый уровень мотивации у моих учеников, заинтересовать их. Для этого использую фронтальные формы работы с иллюстрациями к тексту, прошу предположить, о чем будет текст, где будут происходить
события и т. д.
На текстовом этапе класс делится на группы по 3–4 человека; каждая группа получает «маршрутный лист», выбирает руководителя. Руководитель распределяет обязанности и задания.
Далее группа работает самостоятельно, выполняя задания, записанные в «маршруте». Каждый шаг «маршрута» обсуждается и только тогда заносится в «маршрутный лист». Заполнив «маршрутный лист», руководитель вывешивает его на доску.
Когда все «маршрутные листы» заполнены и вывешены, начинается обсуждение результатов. Выступать может один «спикер», которого назначает руководитель группы, может быть определен «спикер» на каждый этап маршрута.
Послетекстовый этап, включающий обсуждение прочитанного, аргументированные высказывания своих суждений и оценок, проводим в основном всей группой — здесь важна роль учителя в качестве организатора и монитора. В более сильных группах задания этого этапа могут также включаться в «маршрутные листы» и стать предметом обсуждения после выполнения заданий внутри групп.
На этапе рефлексии каждый имеет право высказаться о своем участии в работе группы. Руководители групп подводят итоги работы группы, оценивают вклад каждого.
На заключительном этапе работы группы обмениваются «маршрутными листами» и выставляют баллы за работу. По количеству баллов я выставляю оценку за работу.
Такая форма работы при обучении чтению позволяет всем учащимся активно участвовать в добывании знаний. Каждый выполняет посильную для него работу и имеет право на ошибку. Каждый учащийся старается быть максимально полезным своей группе. Даже ученики с невысоким уровнем знаний работают наравне со всеми и берут свою, пусть и небольшую, высоту.