«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Понедельник 23 сентября 2013

Обучение чтению является одной из самых сложных задач при обучении школьников английскому языку. Необходимо обучать пониманию слов, лексико-грамматических структур с постепенным переходом к обсуждению и обобщению прочитанного текста в виде самостоятельных суждений и выводов со стороны учащихся.

настроение: конструктивное

ключевые слова: технологии чтения, понимание текста, виды чтения, этапы обучения чтению, работа с текстом, формирование языковых навыков и речевых умений

город: п. Копьёво, Республика Хакасия

Понимание текста не заканчивается процессом извлечения информации, а требует дальнейшего применения полученных знаний, в частности, при его обсуждении и интерпретации.

Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков:

  • использование чтения позволяет учащимся усваивать языковой и речевой материал;
  • коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
  • упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

В реальной жизни мы читаем по-разному, исходя из цели, которую мы в каждом конкретном случае преследуем.

В отечественной методике выделяют следующие виды чтения: аналитическое, просмотровое, изучающее, поисковое, ознакомительное и т. д.

В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько видов чтения, которые способствуют решению конкретной коммуникативной задачи:

  • skimming (определение основного содержания);
  • scanning (поиск конкретной информации);
  • reading for detail (чтение с полным пониманием прочитанного).

При обучении чтению учителю приходится решать следующие задачи, имеющие метапредметный характер:

  • учить работать со словарем;
  • учить выделять основную информацию, главную мысль;
  • использовать сноски и комментарии;
  • учить игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи и т. д.

Процесс обучения чтению в методике традиционно разделяют на три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

I. Дотекстовый этап

Цель:

  • сформулировать задачу для первого прочтения;
  • создать необходимый уровень мотивации у учащихся, используя, в частности, прогнозирование содержания текста (по заголовку, иллюстрации);
  • по возможности снять или сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания:

    1. Работа с заголовком
      • Прочитайте заголовок и скажите, о чем может идти речь в данном тексте.
      • Как вы думаете, какие проблемы будут затронуты в данном тексте?
      • Какие ассоциации у вас возникли с названием текста?
    1. Работа с иллюстрациями
      • Посмотрите на иллюстрации к тексту и предположите, о чем будет этот текст.
      • Можно ли по иллюстрациям предположить проблематику текста?
    1. Работа с источником
      • К какому жанру можно отнести данный текст?
      • Где и в какое время может происходить действие?
      • Кто может быть главным героем, его профессия, национальность, возраст, интересы и т. д.?
    1. Работа с лексикой
      • Найти английские эквиваленты словам и выражениям.
      • Перефразировать выражения.
      • Найти в тексте идиомы, пословицы, подобрать подходящие по смыслу русские.
      • Соотнести английские и русские выражения и слова.
    1. Работа с текстом
      • Просмотреть текст и определить, о чем он.
      • Прочитать вопросы к тексту и определить его тематику.
      • Попытаться ответить на предложенные вопросы

II. Текстовый этап

Цели и задачи:

  • проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
  • продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания:

    1. Лексика
      • Найти английские эквиваленты данных слов и выражений.
      • Перефразировать выражения.
      • Найти в тексте идиомы, пословицы, подобрать подходящие по смыслу русские.
      • Соотнести данные английские и русские выражения и слова.
      • Ответить на вопросы.
      • Определить правильные и неправильные утверждения.
      • Подобрать заголовок к каждому абзацу текста.
      • Найти описание внешности, места события, погоды и т. д.
      • Найти в тексте синонимы, антонимы.
      • Найти предложение, которое передает основной смысл текста.
    1. Грамматика
      • Найти предложения с данными грамматическими конструкциями.
      • Передать содержание текста в другом времени.
      • Найти предложения с прямой речью и трансформировать их в косвенную речь.
      • Найти предложения в сослагательном наклонении и определить их роль в тексте.
      • Найти и прочитать диалоги.

III. Послетекстовый этап

Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой или речевой содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания:

  • Опровергнуть или согласиться с утверждениями учителя.
  • Доказать, что…
  • Охарактеризовать….
  • Составить план текста, выделив основные мысли.
  • Пересказать текст от лица главного героя, наблюдателя,
    сплетника и т. д.
  • Как бы ты назвал текст, если бы ты был автором?
  • Придумать новый конец (развязку).
  • Что могло бы случиться, если бы…?
  • Переделать текст в другой жанр.
  • Какую новую для тебя информацию ты нашел в тексте?
  • Оправдались ли твои ожидания и прогнозы в отношении содержания текста?

На уроках чтения я часто использую технологию мастерских. Мастерская — это такая форма сотрудничества, где в организованном пространстве и времени учащиеся и учитель вместе «мастерят», конструируют свои знания.

На дотекстовом этапе я работаю со всем классом. Мне нужно создать необходимый уровень мотивации у моих учеников, заинтересовать их. Для этого использую фронтальные формы работы с иллюстрациями к тексту, прошу предположить, о чем будет текст, где будут происходить
события и т. д.

На текстовом этапе класс делится на группы по 3–4 человека; каждая группа получает «маршрутный лист», выбирает руководителя. Руководитель распределяет обязанности и задания.

Далее группа работает самостоятельно, выполняя задания, записанные в «маршруте». Каждый шаг «маршрута» обсуждается и только тогда заносится в «маршрутный лист». Заполнив «маршрутный лист», руководитель вывешивает его на доску.

Когда все «маршрутные листы» заполнены и вывешены, начинается обсуждение результатов. Выступать может один «спикер», которого назначает руководитель группы, может быть определен «спикер» на каждый этап маршрута.

Послетекстовый этап, включающий обсуждение прочитанного, аргументированные высказывания своих суждений и оценок, проводим в основном всей группой — здесь важна роль учителя в качестве организатора и монитора. В более сильных группах задания этого этапа могут также включаться в «маршрутные листы» и стать предметом обсуждения после выполнения заданий внутри групп.

На этапе рефлексии каждый имеет право высказаться о своем участии в работе группы. Руководители групп подводят итоги работы группы, оценивают вклад каждого.

На заключительном этапе работы группы обмениваются «маршрутными листами» и выставляют баллы за работу. По количеству баллов я выставляю оценку за работу.

Такая форма работы при обучении чтению позволяет всем учащимся активно участвовать в добывании знаний. Каждый выполняет посильную для него работу и имеет право на ошибку. Каждый учащийся старается быть максимально полезным своей группе. Даже ученики с невысоким уровнем знаний работают наравне со всеми и берут свою, пусть и небольшую, высоту.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.