«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Понедельник 14 октября 2013

В условиях модернизации образовательной системы и внедрения стандартов второго поколения роль учителя на уроке и во внеурочное время меняется. Появляется вопрос, какую же роль занимает учитель на уроке, кто он — человек, дающий знания напрямую, или проводник, помогающий преодолеть трудности при нахождении информации. В настоящее время нужен не просто квалифицированный учитель, обладающий знаниями в определенной сфере, нужен специалист, который может применять различные педагогические технологии с целью мотивации учащихся, способный научить их искать информацию в различных источниках, анализируя их значимость и правдивость, а также применять полученные знания на практике.

настроение: эмоциональное

ключевые слова: комбинированный урок, театрализация, игровая деятельность, мотивация учащихся

город: Клин, Московская обл.

Основной формой общения учителя с учениками является урок. Урок — это форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями)[1]. Перед каждым учителем стоит проблема, какой тип урока выбрать, чтобы активизировать интерес учащихся к изучаемой проблеме, мотовировать их на эффективное обучение.

Как и другие педагоги, я ищу новые способы и инновационные методы обучения детей. Одна форма урока стала не только открытием для меня как учителя, но и вдохновением на лучшие результаты для моих учеников. Это комбинированный урок с элементами театрализации, где основным направлением является игровая деятельность учащихся.

Прежде чем говорить о комбинированном уроке, давайте вспомним понятия «театрализация» и «игровая деятельность» в педагогике:

  1. Театрализация — это использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).Театрализация — методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита[2].
  2. Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил ребёнка. Игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать и как выиграть. Желание выяснить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. Игра помогает систематизировать и активизировать уже полученные знания, во время игры лучше происходит усвоение нового материала, соревновательный момент подталкивает всех учащихся к более активной работе, заставляет готовиться к уроку более основательно. Игровая деятельность очень важна на разных этапах взросления человека. Особенно важно уделять внимание игре в начальной школе, но учащиеся как среднего, так и старшего звена также охотно вовлекаются в игру, и это приносит свои положительные результаты.

Можно сказать, что понятия «игра» и «театрализация» (когда речь идет о педагогическом процессе) похожи и перекликаются. Игровая деятельность, как и театрализация, предполагает более тщательную подготовку учителя к предстоящему занятию. Если говорить об игровой деятельности, то здесь вся подготовка лежит только на педагоге. Он выбирает виды и формы игр, их количество на уроке, формы поощрения (грамоты, призы, сувениры), продумывает расстановку школьной мебели для удобства проведения урока. Подготовка к театрализации лежит в равной степени на учителе и на учащихся — продумывание и оформление школьного кабинета, продумывание и подготовка костюмов по теме будущего урока, возможное выучивание заранее стихотворений, сцен, относящихся к теме.

Итак, что же происходит, если мы соединяем эти два понятия на уроке:

  1. Учитель и учащиеся готовятся к уроку вместе, продумывая его эстетическое и материальное наполнение. Отношения между учителем и школьниками становятся более доверительными и открытыми, они выступают в качестве партнеров и соратников. Такие отношения только усиливают желание учащихся изучать школьный предмет, о котором идет речь.
  2. С другой стороны, учитель выступает в роли координатора, зачастую «просящий» совета и помощи у учащихся. Учитель координирует «доурочную» деятельность учащихся, ненавязчиво направляя их действия в нужное русло.
  3. Учащиеся, вовлеченные в процесс подготовки, становятся более активными на уроке, их мотивация начинается задолго до проведения занятия, поэтому уровень усвоения полученного материала на нем становится намного выше.
  4. Учащиеся учатся нестандартно подходить к решению учебных задач, проявляя свою индивидуальность и креативность (например, при выборе и планировании костюма, декораций и украшений), учатся работать в парах и малых группах, что очень важно для развития навыков социализации.
  5. Учитель во время урока может быть не просто «ведущим» игровой деятельности, но и участником театрализации. Конечно, это не обязательно, но в данном случае учитель не просто дает задания своим ученикам (например, подготовить костюм), но и личным примером показывает свою нужность и необходимость. На начальном этапе обучения это особенно важно, ведь учитель становится примером для подражания.

Преимущества такого комбинированного урока налицо, но хотелось бы поговорить и об отрицательных сторонах. Данную форму урока нельзя применять часто, так как она требует много времени на доурочную подготовку, а во время урока учащиеся в большинстве случаев должны обладать фоновыми знаниями по теме предполагаемого занятия.

Данная форма урока наилучшим образом подходит для повторения и закрепления изучаемого материала, для изучения страноведческого материала (например, традиции и обычаи стран, праздники), для внеурочной деятельности.

Мне бы хотелось привести пример разработанного мной мероприятия на тему «Halloween» в форме комбинированного урока. Учащиеся вместе со мной готовили декорации для мероприятия (рисунки и плакаты, фонари из тыквы), учили заранее выбранные стихотворения и песни по теме “Halloween”, готовили тематические костюмы. Мной как руководителем постановки был разработан сказочный сценарий, где я была не учителем, ведущим урок, а ведьмой, проводящей состязания для команд. Разноуровневые задания давали возможность всем учащимся стать участниками и принести баллы своей команде. Традиционной наградой в условиях праздника были сладости. Познакомиться с разработкой мероприятия можно на моем персональном сайте учителя английского языка — missenglish.org в разделе «Открытый урок».

Подготовка и проведение мероприятия прошло в дружеской атмосфере, несмотря на соревновательный момент урока. Учащиеся получили удовольствие от проделанной ими подготовительной работы и работы на мероприятии. Материал, который они должны были узнать во время занятия, был усвоен лучше, что показал опрос по данной теме после проведения мероприятия.

Таким образом, опираясь на урок — традиционную форму взаимодействия между учителем и учеником, учителем могут быть найдены новые нестандартные способы и методы его проведения, которые мотивируют учащихся на обучение, дают возможность улучшать свои навыки и умения не только в образовательной сфере, но и в области межличностного общения как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Я считаю, что комбинированный урок с элементами театрализации, где основной формой работы является игровая деятельность, не только интересная, но и продуктивная форма взаимодействия.

[links&resources]

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/урок
[2] http://www.zankov.ru/exp/article=3094

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.