«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ

Понедельник 7 октября 2013

Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Федеральный государственный стандарт общего образования выдвигает в качестве главных задач школы формирование общей культуры ученика, решение в процессе обучения мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач, задач социализации. Поэтому школа должна обеспечить учащегося универсальными навыками.

настроение: оптимистическое

ключевые слова: положительный настрой, интерес к предмету, познавательная деятельность, личность ребёнка, мотивация

город: Новочебоксарск, Чувашская Республика

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.

(древняя мудрость)

Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Федеральный государственный стандарт общего образования выдвигает в качестве главных задач школы формирование общей культуры ученика, решение в процессе обучения мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач, задач социализации. Поэтому школа должна обеспечить учащегося универсальными навыками.

Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.

Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Усиление внимания к данной проблеме сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения. Школа является местом, где ребенок проводит большую часть времени. На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.

По мнению психологов и учителей, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро перед современной школой встает проблема отсутствия у многих учащихся внутренней мотивации к учению. Регламентация учебного времени и жесткие требования учебных программ ведут к снижению активности, самостоятельности и творчества учащихся, следовательно, и возможности самореализации. При таком подходе основной целью образовательного процесса становится усвоение и воспроизведение знаний.

Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:

  • требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний;
  • потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием в практике школьного преподавания репродуктивных методов обучения.

Разрешение данных противоречий можно найти в использовании таких видов учебной и внеурочной деятельности, которые способствуют самореализации школьника. Среди них особое место занимает творческая деятельность.

Человек рождается, чтобы выполнить свою миссию, и задача учителя — помочь ему осознать, с какой миссией он пришел на Землю. Миссия человека на Земле — не только воспроизводство культурных традиций, это ещё и создание нового, то есть творчество. Только в творчестве возможно развитие личности. И нам, учителям, стоит всегда это помнить.

Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы всякий раз они открывали что-то новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, эффективнее будут достигаться образовательные цели.

Творческая работа — это и процесс, и продукт деятельности, это и личное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Творческие работы я провожу во всех классах практически по всем учебным темам и во внеурочной деятельности. Мое педагогическое кредо: «Знать — уметь — творить — хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться». Стараюсь, чтобы это стало девизом и для моих учеников.

Использование ИКТ в творческой деятельности учащихся расширяет возможности педагога, помогает ему увидеть в ребенке самое лучшее; ученику дает импульс к самосовершенствованию, раскрытию способностей, самореализации. Диалог в компьютерной среде позволяет ученику осознать свои возможности, умения и навыки. Автономность поведения в работе с компьютером мотивирует личность к свободе выбора решения. Современные ИКТ позволяют создать ситуации, направляющие ученика на концентрацию творческих усилий, креативность в деятельности, независимость в суждениях и ответственность за свои действия и поступки.

Для самореализации учащихся могут использоваться нестандартные уроки, а также разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: метод проектов, игры, творческие самостоятельные и домашние работы, проблемные ситуации, конкурсы, исследовательская деятельность и др.

Метод проектов — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под руководством учителя новых продуктов. «Метод проектов предполагает обучение через «ум, руки, сердце», то есть включение ребёнка в эмоциональную, умственную и практическую деятельности». В традиционной методике информацию предлагает учитель, а в проектной знания добывает сам ученик. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, технологические, творческие. Проекты могут быть разными по продолжительности выполнения: от 10–15 минут до 1 года. Для работы с проектным методом подходят практически все темы, изучаемые на уроках и на дополнительных занятиях.

Учащиеся получают возможность самореализации и через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Исследовательская деятельность — это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

На каждом своем уроке пытаюсь обеспечить активность каждого ребенка через пробуждение его любознательности и мотивации, подчеркивая важность изучаемого материала для решения практических задач, поддерживаю связь обучения с жизнью. Создание проблемной ситуации позволяет реализовать дифференцированный подход. Привычными для ребят стали проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками. При закреплении изученного материала использую прием постановки и анализа проблемной ситуации. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения — усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение не известного им заранее результата. Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами.

Творческие самостоятельные и домашние задания предусматривают проявление творчества и фантазии учащихся. Учащиеся должны также проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации.

Примеры

  • написание стихов, сказки, рекламы, объявления, открытки, визитки;
  • написание и оформление буклета, календаря, открытки;
  • составление ребусов, кроссвордов.

В качестве домашнего задания иногда предлагаю учащимся подготовить сообщение по теме с использованием дополнительной литературы, электронных энциклопедий, материалов Интернета.

Уверена, вы слышали песню «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в конкретной ситуации, её основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует от ребенка отдачи максимума энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время. Вот некоторые примеры из моей практики:

  1. Игра «Ты мне, я тебе». Учитель начинает игру, задав одному из учеников вопрос по теме. Ученик, ответив, задает вопрос следующему, тот, ответив, продолжает цепочку и т. д.
  2. Урок-игра: «Морской бой», «Как стать отличником», «Звездный час» и др.

Вовлекаю учащихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования.

Все это позволяет учащимся самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности, часто в соответствии с индивидуальными склонностями и природными задатками.

Одним из основополагающих принципов образовательной системы «Школа 2100» (http://www.school2100.ru/school2100/about/pedagogika.php) является принцип личностного целеполагания ученика на уроке. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания целей, в частности, творческой работы как учеником, так и учителем. Именно творческий учитель помогает ученику сформулировать цель и достичь её.

Ещё один из наиболее важных принципов — принцип рефлексии.

Учащиеся в качестве рефлексии обсуждают полученный результат, анализируют, делают выводы.

На каждом своем уроке стараюсь создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Очень хочу, чтобы дети воспринимали меня не как связующее звено для передачи знаний и безразличного воплощения требований программы, а как живого человека, обладающего чувствами, эмоциями и добрым отношением к ним.

Понимая, что некоторые дети могут испытывать чувство страха перед новым и неизведанным, стремлюсь помочь детям преодолеть отрицательные эмоции, поверить в себя и свои силы.

Хочу написать несколько слов о Дайсецу Судзуки.

Дайсецу Судзуки (японский философ, 1870–1966, один из ведущих специалистов по дзен-буддизму), преподаватель музыки, который давал уроки игры на скрипке совсем маленьким детям 2–3 лет. На первом занятии он учил ребят, сидящих в зрительном зале, подниматься по ковровой дорожке на сцену, брать в руки скрипку и смычок и кланяться. Маленький исполнитель кланялся, а зал ему громко аплодировал, раздавались крики «Бис!», «Браво!» Ребёнок возвращался в зал и страстно шептал родителям: «Я хочу прийти сюда ещё! Я хочу учиться играть на скрипке!» Это — воспитание успехом. Работать в культуре успеха — одна из важных позиций: не только изучать детей и помогать им, но прежде всего создавать среду возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха и победы. То же самое относится и к педагогам.

Сегодня в российских школах преподают 1 млн 264 тыс. человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов — представительницы слабого пола. Примерно шестая часть из педагогов — 213 тысяч — пенсионного возраста.

Сегодня перед учителем стоит непростая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

А можно ли назвать современным учителя, который не занимается самообразованием, ничему не учится у своих учеников? Наши дети по-иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Хочу обратить ваше внимание на три «всегда» и три «никогда» в учительском труде. Важно:

  • всегда понимать и учитывать психологическое состояние ученика и вовремя прийти ему на помощь;
  • всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
  • всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
  • никогда не быть равнодушным к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
  • никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
  • никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

У каждого из нас есть правила — жизненные и творческие. Хочу напомнить некоторые из них:

  1. Если мне на уроке скучно, каково же детям?
  2. Подводя итоги прожитого дня, сформулируй уроки, полученные тобой от детей.
  3. Всё есть яд, и всё есть лекарство. Тем или другим их делает доза.
  4. Трачу время на то, что достойно траты.
  5. Все дети талантливы.
  6. Плох не ребенок, плох его поступок.
  7. В каждом ребенке чудо, ожидай его.

Отличительными чертами современного педагога, педагога-мастера является постоянное самосовершенствование.
Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспомним советы психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».

Быть учителем трудно, но — возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Хочется почаще вспоминать замечательные слова главного героя из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны! Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» Что можно к ним добавить? Современный учитель — человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает. Школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Применение современным учителем новых технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику счастливую возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности.

[links&resources]

1. Барбер М., Муршад М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах // Вопросы образования, 2008. — № 3.
2. Кудинов С.И. Сомореализация как системное психологическое образование. — М., 2007.
3. Персональный сайт учителя иностранного языка Ерохиной Людмилы Александровны «Творческая самореализация личности на основе создания психолого-педагогических условий».
4. Тубельский А.Н. Об изменении содержания образования // Школьные технологии, 2007. — № 3.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.