«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КАКОЙ ЯЗЫК УЧИТЬ? НЕМЕЦКИЙ!

Пятница 8 ноября 2013

«Немецкий язык в российской школе вымирает! Группы немецкого языка набирать все сложнее!» — эти фразы часто можно услышать среди учителей немецкого языка. Будущие второклассники должны сделать выбор в пользу того или иного языка, и все прекрасно понимают, что этот выбор остается за родителями. Как часто приходится слышать на родительских собраниях, что сейчас крайне необходимо знание английского языка, и все в мире сейчас говорят именно на нем. Что же могут сделать учителя немецкого языка? Как заинтересовать учащихся и их родителей в его изучении? Я хочу поделиться своим опытом и рассказать о том, как эффективно набирать группы немецкого языка и плодотворно сотрудничать с родителями.

настроение: неравнодушное

ключевые слова: родители, информационная поддержка презентации, техническая база выступления, раздаточный материал, источники информации

город: Владимир

Кто не знает чужих языков,
не имеет понятия и о своем.

И.В. Гёте

Начинаем рекламировать наш «товар». Прежде всего, нужно заинтересовать самих учащихся. Собираем группу детей, уже изучающих немецкий язык (2–4 классы), и готовим небольшое театрализованное представление. Можно подготовить праздники: Пасху, Рождество, День рождения. Учащиеся первых классов должны быть активно вовлечены в происходящее (подпевать простые слова в песне, водить хороводы, участвовать в играх). Во время таких представлений можно выучить с первоклассниками несколько простых немецких слов и выражений: „Guten Tag! Auf Wiedersehen! Ich heiße” и т. п. Обычно после таких представлений первоклассники обязательно хотят выучить этот неведомый им язык. «Kлиентов» заинтересовали!» — подумает учитель.

Но главная наша цель — это родители. Начинаем работать. Идем на родительское собрание. К нему нужно серьезно подготовиться и все продумать. Необходимо заранее позаботиться о технической базе выступления. Если выступление рассчитано на многочисленную аудиторию (более 25 человек), то в качестве технического средства используется проектор, с помощью которого можно наглядно представить информацию. Визуальный ряд должен быть хорошо выполнен:

  • информация на слайде должна появляться поэтапно;
  • слайд должен быть читаемым и содержать основные мысли выступления;
  • необходимо использовать одинаковый шрифт;
  • лучше использовать не более трех цветов при оформлении слайда;
  • если есть картинки, то они должны иметь смысл и их не должно быть много.

В случае немногочисленной аудитории (менее 25 человек) лучше использовать доску или флип-чарт, где можно представить статистику, выписать основные тезисы. Неоценимую помощь окажет раздаточный материал, который, однако, не следует предлагать в начале выступления, так как присутствующие будут постоянно отвлекаться. К раздаточному материалу можно отнести распечатки с необходимыми сведениями, касающимися изучения немецкого языка, советы для родителей, интересные факты о стране изучаемого языка. Учащиеся, уже изучающие немецкий язык, могут быть привлечены к подготовке проспектов, открыток, писем на тему «Я выбираю немецкий!». Готовясь к выступлению, позаботьтесь о так называемой «шпаргалке». Пусть это будут небольшие карточки, куда вы можете выписать основные тезисы своего сообщения. С ними выступление становится более структурированным.

Переходим к информационной подготовке презентации, где необходимо учесть целый ряд вопросов:

  1. Ставите ли вы перед собой четкую и реальную цель?
  2. Кто будет составлять вашу аудиторию?
  3. Сколько времени будет длиться презентация?
  4. Какова главная цель презентации?
  5. Какие темы вы будете раскрывать?
  6. Какие вопросы из этой тематики оставите неохваченными?

Эти вопросы являются основополагающими при подготовке любой презентации и обязательны для тщательного рассмотрения.

Перед началом какой-либо деятельности первый вопрос, который следует задать себе, звучит: «Зачем, с какой целью я это делаю?». Целью нашей презентации является убеждение аудитории в необходимости изучения немецкого языка. Второй вопрос: «Как я буду убеждать? Какими средствами?». При подготовке к выступлению необходимо обратиться к максимально широкому кругу источников информации: иллюстрациям, историям из жизни и конкретным примерам, не концентрируясь исключительно на данной теме. Порядок подачи материала также является важным моментом. Вся собранная информация группируется по разделам, делится на основную и второстепенную, затем выделяются два или три основных смысловых блока.

Следующий шаг в подготовке выступления — изучение аудитории. «Готовить презентацию, не принимая в расчет аудиторию, — это все равно, что писать любовное письмо, никому его не адресуя» (Кен Хэмер, ΑΤ&Τ). Анализ аудитории — это не просто выяснение ее состава и количества, это также прогнозирование, предвидение реакции людей на презентацию.

В любой аудитории есть те, кто знает о предмете презентации больше остальных, а есть и те, кто недостаточно информирован. Если готовить презентацию, пытаясь угодить всем, то придется пойти на компромиссы, давая слишком много информации одним и недостаточно другим, тем самым ставя под угрозу достижение цели презентации. Не исключено, что в таком случае убедить тех, чья поддержка действительно нужна, не удастся. Необходимо сконцентрироваться на тех слушателях, которые принимают решение, стоит ли одобрить вашу презентацию. Но это не означает пренебрежение другими слушателями: вы скорее заручаетесь поддержкой нужных вам людей.

Нельзя недооценивать осведомлённость ваших слушателей, но и переоценивать их уровень владения представленным материалом тоже не следует. Всегда необходимо анализировать их уровень заинтересованности. Но несмотря на увлекательность презентации в аудитории всегда найдутся «трудные» слушатели, которых условно можно разделить на 5 групп:

  • спящие;
  • активные;
  • критикующие;
  • скептики;
  • дотошные.

При общении с ними можно использовать следующие методы:

  • при общении со «спящими» задавать вопросы для их активизации или дать им какое-нибудь небольшое задание, например, анкету;
  • «активным» предоставить возможность реализовать свою активность. Пусть они задают вопросы или приводят примеры;
  • избегать прямой коммуникации с «критикующими», искать оппонентов в группе;
  • использовать аргументацию и опыт группы при общении со «скептиками»;
  • последней группе подойдет работа с вопросами.

Затем следует подготовить презентацию. Из каких частей она должна состоять? К ним можно отнести:

  • Приветствие
  • Представление
  • Цель презентации
  • Важность темы
  • Регламент
  • Тезис — основная идея презентации
  • Аргументы и их поддержка (3–4 аргумента)
  • Обобщение выводов
  • Основная идея презентации
  • План действий
  • Благодарность
  • Вопросы — ответы

Продолжительность всей презентации без учета последней части — 10–15 минут. Восприятие речи, длящейся более 15 минут, становится затруднительным. В первые 20 секунд выступления у слушателя складывается впечатление о докладчике, и он отвечает для себя на вопрос «Буду ли я слушать дальше?». Поэтому приветствие и представление должны оставить только приятное впечатление. Вы можете показать свою компетентность и сразу поприветствовать аудиторию на немецком языке. Не стесняйтесь перечислять свои регалии, родители хотят отдать своего ребенка в руки высококвалифицированному специалисту. Но не забывайте показывать и свои человеческие качества — доброту и любовь к детям. Заранее продумайте свой внешний вид, жесты и мимику.

Далее переходим к цели выступления. Родители должны четко понимать, о чем будет идти речь. Например, она может звучать так: «Для чего моему ребенку нужно изучать немецкий язык?» Акцентируйте внимание на важности темы, это необходимо для привлечения внимания. Регламентируйте ваше выступление. Намного проще слушать, когда вы знаете, какое количество времени вы на это потратите.

Первое впечатление уже произведено: родители готовы вас слушать. Начинается основная часть выступления. Как правильно выбрать тему презентации? Во-первых, она должна содержать основную идею, а во-вторых, быть яркой и запоминающейся. Например, «Немецкий — путь к успешной карьере» или «Немецкий — самый практичный язык».

Для обоснования своего тезиса выдвигаем аргументы и доказываем их. Попробуем обосновать тезис «Немецкий язык — путь к успешной карьере».

Аргумент 1. Образование в Германии. 410 вузов Германии готовы принять российских студентов, доступная цена обучения, стипендии.

Аргумент 2. Специальные программы для студентов (DAAD, курсы в институте им. Гете).

Аргумент 3. Работа в европейской компании («Фольксваген», «Кнауф»). Средняя заработная плата в немецких компаниях выше российских.

После презентации сделайте обобщение и подведите итоги. Заключение, как и введение, притягивает к себе максимум внимания со стороны аудитории. Выделите 3–4 важных мысли в презентации. Представьте программу дальнейших действий. Как будут развиваться события после того, как ребенок пойдет изучать немецкий язык? Необходимо упомянуть и о трудностях в обучении, дать определенные рекомендации, попросить об их выполнении, рассказать о системе и методах преподавания. Подведите итог всех договоренностей, достигнутых во время выступления. Необходимо показать, что все были вами услышаны. Заключение должно показать присутствующим, что все с нетерпением ожидают дальнейшей совместной работы. Поблагодарите аудиторию за внимание.

Как правило, после выступления всегда следуют вопросы. Постарайтесь заранее продумать, какие это могут быть вопросы и с какой вероятностью они могут быть заданы. Отвечать можно по ходу выступления и после него: выбирайте тот вариант, который больше подходит вам. Однако отвечая на вопросы во время выступления, вы рискуете запутаться или потерять мысль. Внимательно слушайте вопрос, постарайтесь понять его важность для слушателя. Лучше избегать прямой коммуникации, иначе вы рискуете потерять интерес всей группы. Отвечать лучше кратко, но если вы не знаете ответа на вопрос, можно прибегнуть к помощи аудитории или спросить мнение самого автора вопроса. Иногда лучше честно признаться, что вы не владеете данной информацией, чем выкручиваться.

После вопросов желательно еще раз поблагодарить аудиторию за внимание и попрощаться. Помните, что самое главное в вашем выступлении — это не четкое следование всем вышеуказанным советам, а личный неподдельный интерес к публике и доброжелательность.

Желаю удачи!

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.