РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Алла ЕГОРОВА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Среда 25 декабря 2013
Цель обучения иностранному языку — развитие личности школьника, способного выступать в роли субъекта межкультурной коммуникации на изучаемом языке, то есть формирование у обучающихся способности участвовать в диалоге культур.
настроение: продуктивное
ключевые слова: диалог культур, опережающее обучение, «фразы дня», начальная школа, мотивация учащихся, коммуникативные навыки
город: Тверь
Учащиеся должны уметь вступать в контакт, поддерживать его и выходить из него, должны уметь знакомиться, представляться, представлять своих друзей, сигнализировать понимание или непонимание, переспрашивать в случае необходимости, выражать просьбу повторить то или иное сообщение, соглашаться или же выразить несогласие с мнением собеседника, выражать сомнение или уверенность, успокоить или поддержать кого-либо, выражать свое мнение и желание, спрашивать мнение собеседника.
Познавательные возможности детей на начальном этапе довольно широки: у них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления. Однако на этой ступени обучения учащиеся обладают неустойчивым вниманием, у них преобладает непроизвольная память. Поэтому необходимо в уроки иностранного языка включать игровые моменты, игровые ситуации, использовать речевые образцы. Как же сделать урок иностранного языка не только интересным, легким, но и вместе с тем продуктивным?
То, что я расскажу, проверено годами, а если быть предельно точным, то 25-летним опытом. Причем эта методика дала великолепные результаты и плоды. Эта методика универсальна — она работает с любыми УМК, в частности, с УМК по немецкому языку издательства «Просвещение», работает по любой теме и подходит для всех возрастных групп.
Это методика опережающего обучения, целью которой является не только ввести какой-либо материал через так называемые «фразы дня», но тем самым и облегчить учащимся понимание его через речевые клише или образцы.
Как только дети в начальной школе прошли все буквы алфавита и могут читать слитно слоги, я пишу на доске в верхнем правом углу какую-либо фразу. Эта фраза должна быть необходима для предъявления грамматического или лексического материала. При введении фразы дня необходимо ее произнести, сделав особый акцент на правильное интонирование и при необходимости на эмоциональную окраску. Учитель моделирует ситуацию, используя данную фразу так, что ученики понимают перевод фразы из контекста. Иногда фразу можно просто перевести.
Учащиеся получают установку произносить данную фразу в течение всего урока, где это будет уместно. Какие же это могут быть фразы на начальном этапе?
«Фразы дня» для начального этапа:
- Gut!
- Super!
- Toll!
- Klasse!
- Das ist gut!
- Das ist nicht gut!
- Falsch!
- Das ist falsch!
- Gut gemacht!
- Ja, das stimmt!
- Nein, das stimmt nicht!
Эти фразы очень важны для эмоциональной окраски урока. Учащиеся с первых шагов знакомятся с изучаемым языком как средством общения. Используя данные фразы, школьники элементарным способом могут выразить свое отношение к чему-либо по ходу урока. Ученик является полноправным участником диалога, что создает уже на первых шагах ситуацию успешности. Фразы должны быть доступными, увлекательными и не очень сложными. Их нужно проигрывать ситуативно. Это вызывает интерес учащихся и повышает их мотивацию.
Наиболее эффективным будет введение фразы за несколько уроков до предъявления грамматического материала. Это будет являться неким «тематическим настроем» (Тhematische Einstimmung) и одновременно подготовкой к сложной теме (Vorentlastung). Учащиеся будут психологически подготовлены к усвоению нового грамматического явления. Для них не составит труда построить вопросительное предложение с модальным глаголом, так как они уже знают некоторые фразы. Непроизвольное запоминание данных грамматических явлений в речи в данном случае значительно облегчает целенаправленную и специальную работу над самим грамматическим явлением.
Какие темы можно взять с помощью данных фраз?
«Фразы дня» с употреблением модального глагола dürfen для начальной школы
- Darf ich?
- Darf ich herein?
- Darf ich heraus?
- Darf ich sagen?
- Darf ich lesen?
- Darf ich antworten?
- Darf ich schreiben?
- Darf ich helfen?
«Фразы дня» с употреблением модального глагола können для начальной школы
- Ich kann antworten.
- Ich kann helfen.
- Ich kann übersetzen.
- Ich kann schreiben.
«Фразы дня» с употреблением глагола wissen для начальной школы
- Ich weiß.
- Ich weiß es nicht.
«Фразы дня» с употреблением Perfekt
- Ich habe schon gemacht.
- Ich habe schon geschrieben.
- Ich habe schon gelesen.
- Ich habe es verstanden.
- Ich habe vergessen.
«Фразы дня» с употреблением cтепеней прилагательных
- Nicht so laut, bitte!
- Etwas lauter, bitte!
- Bitte schneller!
- Nicht so schnell, bitte!
- Etwas langsamer, bitte!
- Könnte besser sein!
«Фразы дня» с употреблением отрицания в предложении
- Das ist nicht schwer!
- Das ist nicht so einfach!
- Das ist keine gute Idee!
- Ich habe keine Fragen!
- Das verstehe ich nicht.
«Фразы дня» с употреблением безличного местоимения man
- Das sollte man wissen!
- Das sollte man lernen!
«Фразы дня» для выражения поддержки или мнения учащихся
- Das hast du gut gemacht! 7. Das war gut!
- Du schaffst das! 8. Weiter so!
- Ich bin mit dir einverstanden!
- Ich bin mit dir nicht einverstanden!
- Ich habe eine andere Idee!
- Gute Idee!
«Фразы дня» c использованием инфинитивного оборота
- Ich habe Lust, zu antworten!
- Ich habe Lust, zu schreiben!
- Ich habe Lust, zu lesen!
«Фразы дня» c использованием Konjunktiv
- Ich möchte antworten.
- Ich möchte gerne lesen.
- Ich könnte helfen.
- Könnte besser sein!
«Фразы дня» для работы учащихся в классе
- Wie heißt das auf Deutsch?
- Wie schreibt man…….?
- Können Sie das bitte buchstabieren?
- Können Sie dieses Wort bitte wiederholen?
- Können Sie den Satz bitte wiederholen?
- Ich habe noch eine Frage!
- Können Sie das bitte noch einmal erklären?
- Das verstehe ich nicht.
- Wo steht das?
- Alles klar!
Фактором успешного урока иностранного языка, безусловно, является степень мотивации обучающихся. Изученные «фразы дня» помогают детям выразить свое мнение одноклассникам и поддержать их, а значит, снимают фактор страха на уроке. Страх — плохой спутник ребенка на уроке. Мотивация учащихся возрастает.
Применительно к учебникам «Мозаика» данная методика хорошо адаптируется к материалу. Учебник «Вундеркинды» тоже является хорошей базой для использования такого рода фраз дня.