«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Среда 25 декабря 2013


Цель обучения иностранному языку — развитие личности школьника, способного выступать в роли субъекта межкультурной коммуникации на изучаемом языке, то есть формирование у обучающихся способности участвовать в диалоге культур.

настроение: продуктивное

ключевые слова: диалог культур, опережающее обучение, «фразы дня», начальная школа, мотивация учащихся, коммуникативные навыки

город: Тверь

Учащиеся должны уметь вступать в контакт, поддерживать его и выходить из него, должны уметь знакомиться, представляться, представлять своих друзей, сигнализировать понимание или непонимание, переспрашивать в случае необходимости, выражать просьбу повторить то или иное сообщение, соглашаться или же выразить несогласие с мнением собеседника, выражать сомнение или уверенность, успокоить или поддержать кого-либо, выражать свое мнение и желание, спрашивать мнение собеседника.

Познавательные возможности детей на начальном этапе довольно широки: у них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления. Однако на этой ступени обучения учащиеся обладают неустойчивым вниманием, у них преобладает непроизвольная память. Поэтому необходимо в уроки иностранного языка включать игровые моменты, игровые ситуации, использовать речевые образцы. Как же сделать урок иностранного языка не только интересным, легким, но и вместе с тем продуктивным?

То, что я расскажу, проверено годами, а если быть предельно точным, то 25-летним опытом. Причем эта методика дала великолепные результаты и плоды. Эта методика универсальна — она работает с любыми УМК, в частности, с УМК по немецкому языку издательства «Просвещение», работает по любой теме и подходит для всех возрастных групп.

Это методика опережающего обучения, целью которой является не только ввести какой-либо материал через так называемые «фразы дня», но тем самым и облегчить учащимся понимание его через речевые клише или образцы.

Как только дети в начальной школе прошли все буквы алфавита и могут читать слитно слоги, я пишу на доске в верхнем правом углу какую-либо фразу. Эта фраза должна быть необходима для предъявления грамматического или лексического материала. При введении фразы дня необходимо ее произнести, сделав особый акцент на правильное интонирование и при необходимости на эмоциональную окраску. Учитель моделирует ситуацию, используя данную фразу так, что ученики понимают перевод фразы из контекста. Иногда фразу можно просто перевести.

Учащиеся получают установку произносить данную фразу в течение всего урока, где это будет уместно. Какие же это могут быть фразы на начальном этапе?

«Фразы дня» для начального этапа:

  1. Gut!
  2. Super!
  3. Toll!
  4. Klasse!
  5. Das ist gut!
  6. Das ist nicht gut!
  7. Falsch!
  8. Das ist falsch!
  9. Gut gemacht!
  10. Ja, das stimmt!
  11. Nein, das stimmt nicht!

Эти фразы очень важны для эмоциональной окраски урока. Учащиеся с первых шагов знакомятся с изучаемым языком как средством общения. Используя данные фразы, школьники элементарным способом могут выразить свое отношение к чему-либо по ходу урока. Ученик является полноправным участником диалога, что создает уже на первых шагах ситуацию успешности. Фразы должны быть доступными, увлекательными и не очень сложными. Их нужно проигрывать ситуативно. Это вызывает интерес учащихся и повышает их мотивацию.

Наиболее эффективным будет введение фразы за несколько уроков до предъявления грамматического материала. Это будет являться неким «тематическим настроем» (Тhematische Einstimmung) и одновременно подготовкой к сложной теме (Vorentlastung). Учащиеся будут психологически подготовлены к усвоению нового грамматического явления. Для них не составит труда построить вопросительное предложение с модальным глаголом, так как они уже знают некоторые фразы. Непроизвольное запоминание данных грамматических явлений в речи в данном случае значительно облегчает целенаправленную и специальную работу над самим грамматическим явлением.

Какие темы можно взять с помощью данных фраз?

«Фразы дня» с употреблением модального глагола dürfen для начальной школы

  1. Darf ich?
  2. Darf ich herein?
  3. Darf ich heraus?
  4. Darf ich sagen?
  5. Darf ich lesen?
  6. Darf ich antworten?
  7. Darf ich schreiben?
  8. Darf ich helfen?

«Фразы дня» с употреблением модального глагола können для начальной школы

  1. Ich kann antworten.
  2. Ich kann helfen.
  3. Ich kann übersetzen.
  4. Ich kann schreiben.

«Фразы дня» с употреблением глагола wissen для начальной школы

  1. Ich weiß.
  2. Ich weiß es nicht.

«Фразы дня» с употреблением Perfekt

  1. Ich habe schon gemacht.
  2. Ich habe schon geschrieben.
  3. Ich habe schon gelesen.
  4. Ich habe es verstanden.
  5. Ich habe vergessen.

«Фразы дня» с употреблением cтепеней прилагательных

  1. Nicht so laut, bitte!
  2. Etwas lauter, bitte!
  3. Bitte schneller!
  4. Nicht so schnell, bitte!
  5. Etwas langsamer, bitte!
  6. Könnte besser sein!

«Фразы дня» с употреблением отрицания в предложении

  1. Das ist nicht schwer!
  2. Das ist nicht so einfach!
  3. Das ist keine gute Idee!
  4. Ich habe keine Fragen!
  5. Das verstehe ich nicht.

«Фразы дня» с употреблением безличного местоимения man

  1. Das sollte man wissen!
  2. Das sollte man lernen!

«Фразы дня» для выражения поддержки или мнения учащихся

  1. Das hast du gut gemacht! 7. Das war gut!
  2. Du schaffst das! 8. Weiter so!
  3. Ich bin mit dir einverstanden!
  4. Ich bin mit dir nicht einverstanden!
  5. Ich habe eine andere Idee!
  6. Gute Idee!

«Фразы дня» c использованием инфинитивного оборота

  1. Ich habe Lust, zu antworten!
  2. Ich habe Lust, zu schreiben!
  3. Ich habe Lust, zu lesen!

«Фразы дня» c использованием Konjunktiv

  1. Ich möchte antworten.
  2. Ich möchte gerne lesen.
  3. Ich könnte helfen.
  4. Könnte besser sein!

«Фразы дня» для работы учащихся в классе

  1. Wie heißt das auf Deutsch?
  2. Wie schreibt man…….?
  3. Können Sie das bitte buchstabieren?
  4. Können Sie dieses Wort bitte wiederholen?
  5. Können Sie den Satz bitte wiederholen?
  6. Ich habe noch eine Frage!
  7. Können Sie das bitte noch einmal erklären?
  8. Das verstehe ich nicht.
  9. Wo steht das?
  10. Alles klar!

Фактором успешного урока иностранного языка, безусловно, является степень мотивации обучающихся. Изученные «фразы дня» помогают детям выразить свое мнение одноклассникам и поддержать их, а значит, снимают фактор страха на уроке. Страх — плохой спутник ребенка на уроке. Мотивация учащихся возрастает.

Применительно к учебникам «Мозаика» данная методика хорошо адаптируется к материалу. Учебник «Вундеркинды» тоже является хорошей базой для использования такого рода фраз дня.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.