«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ
И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Среда 12 февраля 2014

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих все образовательные дисциплины, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует личностно ориентированный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

настроение: конструктивное

ключевые слова: групповая творческая работа, формирование умений и навыков, ответственность учащихся, эмоциональный и интеллектуальный потенциал школьника, Spotlight

город: Новосибирск

Человек достигнет результата, только делая что-то сам…

Александр Пятигорский

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение: личностно ориентированный подход — «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия». Структура современного урока иностранного языка, как известно, должна учитывать основные требования, предъявляемые к личностно ориентированному учебному занятию. Реализация этих требований не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно ориентированном образовании предполагается позиция педагога, раскрывающая в полной мере возможности для формирования ответственности как привилегии:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность и ответственность;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Предлагаем для осмысления и размышлений некоторые фрагменты практических занятий, в основе которых лежит реализация принципов личностно ориентированного подхода.

Использование на уроках английского языка в 11 классе УМК «Английский язык. 11 класс» (Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс)[5]позволяет эффективно строить групповую работу с текстом. Хотелось бы показать, каким образом можно выстроить работу с текстом “Stressed Out” (модуль 2 “Where there’s a will, there’s a way”) с применением элементов технологии развития критического мышления.
В процессе такой работы ответственность учащихся за результаты культивируется системно через конкретную деятельность — совместные усилия направлены на формирование умений чтения с извлечением информации. Для этого работа строится как система развивающих ситуаций и развивающих заданий к предложенным в УМК упражнениям в иноязычной речевой деятельности, в частности, при извлечении информации из предложенного текста учебника.

1. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и записывает его на доске: STRESS. Учащимся предлагается за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники записывали все приходящие им на ум ассоциации. В результате на доске формируется кластер, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет диагностировать уровень готовности классного коллектива к обсуждению темы, использовать полученную схему в качестве опоры при ответе на вопрос «Что такое стресс?». После этого учащиеся слушают стихотворение У. Голдсмита «Стресс». После прослушивания учащиеся в парах отвечают на вопрос “When was the last time you were under a lot of stress?”

2. Ученикам предлагается заполнить таблицу “Do you believe that …?”

Questions Yes No
All kinds of stress are harmful for people.
Only 20% of people feel stressed.
You can’t deal with stress before it gets out of hand.
If you have too many things to do, try to deal with one thing at a time in order of priority.
Laughter can help people to feel less pain.
On average, children laugh 100 times a day, and adults laugh seventeen times a day.

3. Ученики работают в трёх группах по 3-4 человека. Каждой группе выдаётся фрагмент текста. Члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. (Приём «Зигзаг»)

4. Учащиеся вновь обращаются к таблице и корректируют свои предыдущие ответы на вопросы.

Модуль 1 Relationships. Раздел “Across the curriculum”. Текст “Victorian Families”.

Цель: формирование навыков чтения с полным извлечением информации.

Приём «Корзина идей». Этот прием помогает организовать индивидуальную и групповую работу учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

1. Учитель задаёт прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

What do you think Victorian families’ lifestyle was like?

2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 3–4 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке идей» (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «собирать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Ученики в группах или парах читают текст и заполняют предложенную таблицу.

Upper and Middle Class Families Questions Working Class Families
How many children were there in an average family?
Where did an average family live?
What did children use to do?
What were parents responsible for?
Who was the head of the household?
What did people do for entertainment?

7. Ученики работают в группах или парах, получая недостающую информацию. Такая таблица помогает ученикам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. После этого ученики опять обращаются к «корзинке идей», исправляя ошибки.

Приём «Разноцветные истории».

Цель: формирование умений составления цельного связного, логичного монологического высказывания.

1. Приготовить заранее наборы карточек четырёх цветов (всего 16) и разделить класс на группы по 4 человека. Затем объяснить ученикам, что они должны составить рассказ или диалог в группах. Рассказ должен длиться не более 3 минут.

2. Раздать каждой группе наборы карточек так, чтобы у каждого ученика было по четыре карточки разных цветов. На каждой из карточек ученики пишут слова по схеме: red — the name of a person; blue — a location; green — a verb; yellow — an object. После этого все карточки складываются в коробку и перемешиваются.

3. Учащиеся вытягивают карточки и сообщают, какие слова им достались. Например, We’ve selected Mr Smith, school, influence one’s decision, a party.

Каждая группа составляет рассказ или диалог с этими словами. При представлении рассказа каждый ученик в группе должен принять участие.

Приём «Стакан наполовину полон»

Цель: Формирование умения выражать свою точку зрения, давать оценку. Заранее приготовить список ситуаций.

1. Продемонстрировать стакан, наполненный водой наполовину. Задать ученикам вопрос: Is the glass half empty or half full? Raise your hands if you think it’s half full. Попросить некоторых учеников объяснить, почему они так думают.

Учитель: You can see most situations either positively or negatively. На доске: Even the darkest cloud has a silver lining.

Затем класс делится на группы. Каждая группа работает с предложенными ситуациями.

Пример:

Situation: I missed my train home.

Positive: The next train was less full. I met a wonderful boy on the later train.

Negative: My parents will be furious. I’m going to miss my favourite TV show.

Учащиеся представляют позитивные и негативные стороны одной из ситуаций.

Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, необычная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения задания, занимательные опоры и т. п.

Весь предлагаемый на уроке комплекс упражнений и заданий позволяет каждому школьнику выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, продемонстрировать свой речевой и жизненный опыт, высказать собственное мнение. Использование личностно ориентированного подхода означает, что каждый школьник может максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многообразия заданий то, что подходит лично ему, и со всей ответственностью реализовать намеченные цели и задачи.

Совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты — становятся важными элементами методической системы учителя, а именно:

  • «Традиционные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии — по истории и т. д.).
  • Творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель, «лаборант», «оформитель», эксперт-контролер и пр. — (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и представляет возможности для творческих проявлений).
  • Творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализация (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и индивидуальных).
  • Развивающие задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты по измерению свойств своей нервной системы — по биологии или совместные задания типа интервью на иностранном языке с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением).

[links&resources]

1. Gordon Lewis “Teenagers”, Oxfordd University Press, 2009.
2. Сайт http://www.nipkipro.ru/kafedri-nipkipro/kafedra-gumanitarnogo-obrazovaniya/
3. Ариян М.А. Личностно ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // ИЯШ. — 2007. — № 1.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 2006. — 107 с.
5. О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. Английский язык. 11 класс. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2009.
6. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ. — 2001. — № 4.
7. Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления: монография. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. — 228 с.
8. Буланкина Н.Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства: монография. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004.
9. Буланкина Н.Е. Концепт «привилегия ответственности». Что это такое? Философские размышления // Сибирский учитель. — №1(86), 2013. — С. 66–70.
10. Буланкина Н.Е., Елизова Е. А. Культуротворческая миссия образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2010. — № 1. — С. 4–7.
11. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Минск, 2004.
12. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования / Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение в школе. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 332 с.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.