«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МАГИЯ ОБЩЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Среда 26 февраля 2014

Язык — это средство общения с людьми, а также средство воздействия на людей, и все мы в той или иной степени хотим владеть этой магией и на иностранном языке. Для решения этой задачи, на первый взгляд — трудной, мы пытаемся выбрать наиболее короткий и эффективный путь. К сожалению, универсальной формулы, подходящей для всех, нет, так как владение языком — это прежде всего умение общаться, а не знание грамматики и отдельных слов.

настроение: оптимистичное

ключевые слова: Spotlight, презентации, информационные компьютерные технологии, «Портфолио» ученика, «Звездный английский», проекты, ГИА, ЕГЭ

город: Москва

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить
то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

В.Ключевский

В современном обществе осознана ключевая роль иностранного языка в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности на рынке труда. Именно поэтому в настоящее время успешная профессиональная карьера невозможна без знания иностранного языка, готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к новым условиям труда, решать новые профессиональные задачи.

Иностранный язык (и английский язык в частности) становится одним из важнейших предметов школьной программы, который способствует формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащегося и более того — обеспечивает становление личности ребенка, определяя дальнейшую траекторию его развития. Поэтому в соответствии с концепцией компетентностно-ориентированного образования моя главная цель как учителя заключается в создании необходимых условий для развития у учащихся способностей к межкультурной коммуникации и для использования английского языка как инструмента этой коммуникации.

Для реализации поставленной цели мне приходится решать следующие задачи:

  • создание учебно-воспитательного пространства с благоприятной атмосферой в рамках урока;
  • вовлечение как можно большего числа учащихся в процесс овладения навыками во всех аспектах языка (лексика, грамматика, фонетика, орфография и др.) и умениями во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо);
  • создание необходимых условий для повышения интереса учащихся к изучению английского языка, побуждения их к самостоятельному овладению английской речью (через просмотр фильмов и мультфильмов, чтение художественной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий, участие в конференциях, ток-шоу и др.);
  • организация проектной деятельности (с привлечением ИКТ-технологий);
  • вовлечение учащихся в театральные постановки на английском языке через внеурочную деятельность;
  • создание условий для работы с одаренными детьми.

Претворяя эти задачи в жизнь, практически на каждом уроке я создаю условия для эффективного общения учащихся, а ведь это непростая задача — найти такой подход, чтобы, с одной стороны, выработать коммуникативные навыки для реального общения, а с другой стороны — добиться правильности речи. Важную роль здесь играют учебники, которые являются основой школьного обучения.

Выпущенная полностью линейка УМК «Английский в фокусе» и почти законченная линейка УМК «Звездный английский» издательства «Просвещение» — это огромная помощь учителю. Так как эти УМК являются учебниками нового поколения, они полностью отвечают современным требованиям, которые предъявляются при обучении иностранному языку (это касается как тематики и заданий, так и дополнительных ресурсов). Более того, эти учебники дают простор и учителю, и ученику для творческого подхода при выполнении заданий, в том числе связанных с проектной деятельностью, где особенно ярко проявляется индивидуальность каждого.

Так как я работаю с обоими УМК, хочу отметить, что в рамках почти каждого модуля можно заниматься мини-проектами, выполняя задания (сравнить, представить, как будет в будущем, предложить свой вариант и т. д.). Поэтому когда речь идет об учебниках нового поколения, подразумеваются информационные компьютерные технологии для поиска необходимой информации, обработки и представления этой информации. Во-вторых, анализ многолетней работы с учащимися по совершенствованию коммуникативных навыков привел к пониманию, что исходя из задач каждого этапа урока нужно сделать выбор: или дать возможность ребятам общаться, не исправляя ошибки, или сконцентрировать внимание на правильности речи, исправляя, поясняя, комментируя ошибки учащихся. Работа по УМК «Английский в фокусе» и «Звездный английский» позволяет эффективно решать обе задачи: развитие и беглости, и правильности речи (fluency, accuracy).

Хочу подробнее остановиться на особенностях работы по развитию коммуникативных умений.

В качестве приоритетного начала при развитии коммуникативной компетентности учащихся и их готовности к взаимодействию я предпочитаю ролевую игру. Ролевая игра позволяет ребятам раскрыть себя, а выбранная роль помогает им раскрепоститься, снять психологический барьер. Ведь эта роль дает им свободу высказываться, реагировать, вступать в разговор и вовлекать в него своих друзей, в какой-то мере игнорируя ошибки. Лично для меня это самые заветные минуты, потому что я не помогаю им в общении, а скорее выступаю в роли режиссера, контролируя процесс их общения, конечно, регламентируя разговор и вовлекая остальных. Но, как правило, ребята сами следят за происходящим, они всегда в теме и им тоже хочется поучаствовать. Могу честно сказать, что после таких уроков ребята всегда подходят и спрашивают: «А продолжение будет?»

Если рассматривать конкретную работу, например, работу с диалогами на уроках (9 класс — формат ГИА, 11 класс — формат ЕГЭ), то задача моя состоит в том, чтобы научить ребят инициировать, поддерживать и заканчивать беседу в ситуациях общения, приближенных к реальности, принимать решение и отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, переспрашивать и уточнять информацию, высказывать свою точку зрения, не забывая про аргументы, при этом соблюдая все правила этикета, принятые в стране изучаемого языка. Поэтому моя работа в этом направлении складывается по такому алгоритму:

  • есть оригинальный диалог (как правило, задание по аудированию)
  • после выполнения конкретного задания работаем с первоисточником (типы вопросов — прямые/косвенные, обращая внимание на различия в построении, вежливые формы обращения, какая реакция собеседника, как завершается разговор). Во время обсуждения этих аспектов учащимися всегда предлагаются свои варианты ответов (3–4 варианта);
  • знакомство с новой лексикой и активизация её в устной речи, на примере обсуждаемого диалога;
  • в качестве домашнего задания даётся выучить диалог на данную тему, с использованием новых разговорных клише;
  • следующий этап — слушаем два диалога и обсуждаем, что получилось / не получилось (работаем с критериями оценки по диалогу), обычно спрашиваю более сильных учеников, но с первого раза не получается даже у них, а у более слабых ребят даже не со второго раза;
  • следующий этап — возможность пообщаться всем, постоянно меняя собеседников, на дом дается еще диалог по другой теме подготовить самостоятельно;
  • на следующем этапе — работа в парах по самостоятельно подготовленным диалогам, даю возможность разговориться (ребята сами выбирают пару), но затем выбираю пары на свое усмотрение и уже оцениваю диалоги, комментируя плюсы и минусы;
  • на следующем этапе ребята задания по диалогам получают уже только на уроке и опять работают в парах, меняясь несколько раз;
  • на последующих уроках ребята уже спокойно работают в любых парах и общаются в диалогах на разные темы.

По такой системе я работаю уже несколько лет. Её можно критиковать, кому-то она покажется громоздкой, но мной она проверена: отработав эту систему в 9 классе, не испытываю особых проблем в дальнейшей работе с диалогами — навык, полученный ребятами на этих уроках, помогает им в общении. Более того, все ребята, которые выбрали английский язык в качестве экзамена по выбору и сдавали его в формате ГИА, получили оценку «отлично». При этом специально мы не готовились, достаточно было подготовки, полученной на уроках.

Еще на одном аспекте общения хотелось бы остановиться в своей статье — это грамотная письменная речь. Сегодняшние реалии таковы, что происходящие изменения в области экономики и политики в нашей стране и в мире, стирание привычных границ между европейскими государствами, вступление России в ВТО, — все это вместе взятое выдвигает на первый план потребность в компетентном практическом владении письменной речью на иностранном языке. Умение грамотно писать стало необходимым требованием итоговой аттестации по английскому языку для современных выпускников.

Как правило, в 11 классе продолжается работа над письмами личного характера (основная работа уже проделана в 9 классе при подготовке к ГИА, поэтому речь идет о совершенствовании лексики и грамматических конструкций). При подготовке к ЕГЭ, работая с письмами, я обязательно ребят знакомлю с написанием различных писем личного характера (письмо с извинениями, письмо-приглашение, письмо-просьба, благодарственное письмо, письмо-поздравление, письмо-информация), а также знакомимся с несколькими видами писем официального характера (письмо о приеме на работу или курсы, письмо-запрос, письмо-жалоба). Работая с письмами различного характера, обращаем внимание на характерные черты, свойственные каждому типу письма, отрабатываем фразы и выражения, рекомендуемые при написании того или иного типа. Так как времени на уроке уже не остается для написания всех типов письма, ребята пробуют писать такие письма дома, а затем уже на уроке разбираем характерные ошибки.

Основная задача учителя, который занимается с выпускниками, состоит в том, чтобы научить писать сочинения с элементами рассуждения (причем приходится знакомить с сочинением-рассуждением обоих типов: сочинение-рассуждение с аргументацией «за» и «против» и сочинение-рассуждение с высказыванием собственного мнения). Во время работы над сочинением знакомимся с его структурой, обсуждаем и отрабатываем языковой репертуар, касающийся введения, основной части и заключения, знакомимся с формулировкой задания и обязательно проговариваем критерии оценки. Одним из полезных упражнений считаю работу ребят по проверке уже готового сочинения. Ребята в этом случае выступают в роли экспертов. Кстати, к этой роли все подходят ответственно и очень критично, что я думаю, в дальнейшем помогает им избежать подобных ошибок в своей работе.

Одним еще подводным камнем для учащихся, на мой взгляд, является время. Поэтому тренировки выполнения определенных заданий на время у меня начинаются в начальной школе, основная подготовка, конечно, ложится на 5–9 классы, а в полном объеме приходится на 10–11 классы. Особенно трудно проходит адаптация у ребят, которые присоединялись к нашей подготовке в 8–10 классах. Их первые сочинения по времени не проходили. Я советовала ребятам и дома при выполнении таких заданий всегда иметь перед собой часы и выполнять задания только на время. Это приучает ребят контролировать время, они начинают понимать, сколько времени потребуется для оформления чистового варианта ответа.

Оценивая задачи, стоящие перед учителем, который работает с выпускными классами, я столкнулась с рядом проблем, которые, как мне кажется, касаются не столько английского языка, сколько связаны с неумением нашего молодого поколения выражать свою точку зрения на родном языке, более того, по некоторым вопросам у наших ребят — «информационный вакуум», им нечего сказать по данному вопросу. В результате — нет сформулированной темы для обсуждения и как результат — тема не раскрывается. За последние три года мне пришлось готовить к экзаменам по английскому языку два выпуска. За этот небольшой период времени постоянно корректировались и формат, и требования к написанию эссе , в силу чего каждый раз мне приходилось начинать почти сначала. Попробовав написать эссе с последним выпуском на определенную тему и получив плачевный результат (это случилось в первом полугодии 10 класса), я решила провести групповую работу в классе, объяснив ребятам, что мы все вместе на уроке виртуально напишем сочинение (поддержка записями не запрещалась). Я работала по следующей схеме:

(1 шаг) — была предложена тема (тема в формате экзамена с планом);

(2 шаг) — “brainstorm”, дала подумать над темой, выбрать точку зрения и продумать 4 аргумента за свою точку зрения и развернутый аргумент за противоположную точку зрения. Дала время не более 5 минут. Учащиеся работали с тезисами в тетрадях, самым слабым разрешила аргументы представлять на русском языке;

(3 шаг) — заслушивали несколько точек зрения с аргументами (5–6 человек).

Попросила записывать те точки зрения, которые не были отражены у них самих. В результате у каждого оказалось 5–6 аргументов;

(4 шаг) — обдумывали вступление (2–3 предложения) с обозначением проблематики по предложенной теме (2–3 мин.)

(5 шаг) — заслушивали вступление (5–6 человек);

(6 шаг) — продумывали все заключительную часть и также её заслушивали.

В 11 классе мы продолжили работу над сочинениями и писали их каждый месяц, совершенствуя уже лексику и грамматические конструкции, стараясь уложиться в необходимый объем и в определенное время.

В результате в 2012 году из десяти моих выпускников, сдававших ЕГЭ по английскому языку, восемь человек написали часть С1 и С2 на 20 баллов из 20 максимально возможных. А еще я получила от них личное «Спасибо», потому что они писали эссе на экзамене «как песню», они знали, как писать и, самое главное, что писать по данной теме.

В копилке каждого учителя есть свои особые подходы и приемы, которые дают результат, который замечают и коллеги, и ученики. А использование современных УМК «Английский в фокусе» для общеобразовательной школы и УМК «Звездный английский» для школы с углубленным изучением английского языка, использование разнообразных интернет-ресурсов и современных технологий помогают и учителю, и ученику раскрыть свою индивидуальность. Например, очень актуальное сегодня «Портфолио» ученика (компонент Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» ), где можно найти много образцов творческих работ, проектов и презентаций. А если говорить об учителе, то использование в работе интернет-ресурсов дает как никогда широкие возможности для совершенствования его профессиональной деятельности.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.