ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Автор: Оксана ТИМОШКИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Среда 11 июня 2014В стремительно развивающемся обществе задача современной школы — формирование и развитие личности, умеющей быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных проблем, проявляя гибкость и творчество, личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Неслучайно системно-деятельностный подход является методологической основой стандартов общего образования нового поколения, обеспечивая решение вышеперечисленных задач. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. А это, в свою очередь, предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания обучения.
настроение: созидательное
ключевые слова: методика или технология, этапы и приёмы технологии развития критического мышления, синквейн, верные и неверные утверждения, мозговой штурм, инсерт, фишбоун, пирамидная история, кластер
город: Москва
В ракурсе обучения английскому языку системно-деятельностный подход, с одной стороны, предполагает упорядоченное, систематизированное обучение языку как средству общения. С другой стороны, нацеливает учителя на создание для обучающихся таких учебных ситуаций, в которых их привычные способы действия непригодны. Смоделированные учителем ситуации должны мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Таким образом, функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса, включая подготовку дидактического материала для работы, организацию различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
При осуществлении системно-деятельностного подхода используется целый спектр современных образовательных технологий, открывающих возможность формирования устойчивой познавательной и творческой активности обучающихся в образовательном процессе, более эффективного использования учебного времени, повышения качества образования в целом. Само понятие «технология» заключает в себе некую универсальность. В отличие от конкретной частной методики технология может быть применима на самых разных учебных предметах. Цели и задачи, поставленные учителем, могут быть различными, а путь их достижения часто имеет общие компоненты. Существует несколько определений термина «технология»:
- Совокупность приёмов — область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
- Упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса;
- Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
- Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В современной прикладной педагогике существует проблема дифференциации методики и технологии, их соотношения в педагогической науке и практике. Технология обучения и методика действительно представляют собой самостоятельные области педагогического знания, которые имеют и общие моменты (сфера педагогической деятельности, субъекты образовательного процесса и т.д.), но при этом каждая обладает своей спецификой. Технология носит надпредметный характер: сами технологические подходы развивающего обучения или групповой деятельности могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от содержания. Методика более конкретна (например, методика обучения чтению, работы с разговорными фразами и клише и т.д.) Кроме того, в методике могут использоваться жёсткие предписания, методы воздействия, ограничения. В свою очередь, технология вся построена на взаимодействии учителя и учащихся, что и является основополагающим принципом ФГОС нового поколения.
В нижеприведенной таблице показаны основные различия методики и технологии с четырех позиций анализа: определения, предмета, задач и форм обучения.
Параметры сравнения | Методика обучения | Технология обучения |
Определение | Отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения, или частную дидактику. | 1) Совокупность способов организации учебного процесса, направленных на оптимизацию учебнопознавательного процесса; 2) конструирование и применение методов и приёмов для обеспечения эффективности учебного процесса. |
Предмет | Сфера пересечения профессиональной (преподавательской) деятельности учителя и научной области знаний в рамках учебного предмета. | Система форм и видов взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, учитывающая возможности педагога и учащегося, адекватно применимая на различных учебных предметах. |
Задачи |
|
Обеспечивает решение одновременно трех задач в процессе обучения:
|
Формы | Семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов уроков, взаимопосещение уроков, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «Учитель года» и др. | Урок, система занятий в виде «погружения», деловой игры, ролевой игры, непосредственное и опосредованное учебное взаимодействие с соучениками, педагогом, ИКТ и т. д. |
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
В современном образовательном процессе теория и практика педагогических технологий только ещё начинают складываться как самостоятельное направление. Для успешной реализации образовательного процесса в рамках ФГОС требуется целый спектр образовательных технологий. Если личностно ориентированный подход провозглашается приоритетным в отношении к обучающимся, то такой же подход должен быть применен в отношении к учителю. Он должен иметь право выбирать, какая технология ему подходит более всего, учитывая специфику самого предмета и, конечно же, возрастные, индивидуальные, личностные качества и особенности обучающегося.
Использование конкретной освоенной технологии универсально. При всем многообразии целей и задач путь их достижения имеет общие компоненты. Рассмотрим это на практике использования технологии критического мышления, которую, по мнению автора, можно эффективно использовать в процессе обучения английскому языку, в частности — в 5-м классе.
Идея развития технологии критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Тем не менее, в последнее время все больше педагогов-практиков пользуются названной технологией, успешно применяя ее в процессе обучения тому или иному учебному предмету. Цель технологии — обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается как догма. Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
В отношении к обучающимся применение технологии критического мышления позволяет:
- повысить эффективность восприятия информации;
- повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- уметь критически мыслить;
- уметь ответственно относиться к собственному образованию;
- уметь работать в сотрудничестве с другими;
- стать человеком, который познает что-то новое и учится в течение всей жизни.
Регулярно используя технологию критического мышления, учитель:
- умеет создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- использует модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- становится практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;
- становится источником ценной профессиональной информации для других учителей.
В технологии критического мышления выделяют три этапа или стадии:
- Вызов
- Осмысление содержания
- Рефлексия
На каждом из этапов в пятом классе мною используются определенные методы и приёмы:
Вызов | Осмысление содержания | Рефлексия |
|
|
|
Рассмотрим несколько примеров использования приёмов технологии критического мышления, достаточно освоенных и часто употребляемых автором в процессе обучения английскому языку в пятом классе на каждом из этапов технологии.
Этап вызова можно провести на этапе речевой зарядки, предложив детям составить ее самостоятельно (в таблице список известной информации) в виде синквейна, используя слова отрабатываемой группы слов по любой лексической теме. Синквейн — это стих из пяти строк, требующий слияния информации и материалов, представляющий лаконичное выражение по той или иной теме.
Структура пятистишия:
- Первая строка — одно слово, описывающее тему (обычно существительное).
- Вторая строка — два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных).
- Третья строка — три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола).
- Четвертая строка — фраза из четырех-пяти слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка — одно слово-резюме (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность заданной в первой строке темы.
Помимо основного назначения составление синквейнов — отличная возможность для постоянного повторения морфологии, так как стих состоит из основных частей речи: существительного, прилагательных и глаголов. В пятом классе возможно некоторое отступление от структуры синквейна. В этом случае можно использовать синквейн для запоминания устойчивых выражений, клише, идиом. Обучающимся дается 5минут для составления синквейна. Для этого эффективной оказывается работа в парах или в группах. Далее выбирается лучший синквейн, который можно использовать в качестве зарядки на последующих уроках в процессе изучения темы.
Примеры синквейнов для речевой зарядки по теме “Health and Body Care”:
Diet,
Proper and definite,
Be on a diet, ride a bike,
It’s good to keep to a diet.
Right food.
Tonsillitis,
Serious and pretty bad,
Hard to swallow, sneeze and cough,
Take medicines to recover from
A pain in throat.
На этапе вызова часто используется известный приём «Верные и неверные утверждения». Для наглядности лучше использовать таблицы. Например, при чтении тематического текста по теме “The UK”:
До прочтения | После прочтения |
The UK is situated on the continent. | The UK is situated on the British Isles. |
The UK is separated from the continent by the sea. | The UK is separated from the continent by the English Channel and the Strait of Dover. |
All people on the British Isles are called English. | People from Scotland, Wales or Northern Ireland are not English. |
Everyone in England speaks only English. | Everyone in England speaks English, but in Scotland and Wales people speak different languages. |
Приём «тонкие» и «толстые» вопросы используется для развития навыков чтения и аудирования. «Тонкие» вопросы — это вопросы, на которые можно дать краткий ответ. «Толстые» вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Примеры толстых и тонких вопросов:
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто? Как звали? Что? Когда? Может? Мог ли? Будет? |
Почему вы думаете … ? Почему вы считаете … ? В чем разница …? Что, если … ? Что будет, если …? Дайте объяснение, почему … ? Было ли …? Что, если …? |
Приём «мозгового штурма» представляет собой генерацию идей путём коллективного обсуждения проблем или вопросов со свободным выдвижением вариантов решений. Используя данный приём в процессе обучения английскому языку, рекомендуется разделить группу на подгруппы по 3–4 человека. В каждой группе назначается или выбирается «спикер», который следит за работой в группе, а на заключительном этапе выбирает и оглашает самое интересное решение, идею, версию. Учителю необходимо ознакомить обучающихся с правилами проведения «мозгового штурма» и этапами работы в группе.
Этапы работы в группе:
- Создание банка идей. Цель — наработать как можно больше идей.
- Анализ идей. Цель — рассмотреть и оценить каждую из предложенных идей.
- Обработка результатов. Цель — выбрать и озвучить самые интересные из числа предложенных идей.
Рекомендуемое время, отведенное на работу в группах, 20 минут. Приём «мозгового штурма» в процессе обучения английскому языку можно успешно использовать для развития умений чтения, аудирования, диалогической речи, письма. Чаще всего это задания с просьбой продолжить текст, диалог, статью и т.д. Материал следует выбирать с перспективой появления проблемы, возможности возникновения нескольких линий развития сюжета, ситуации и т. д.
Второй этап технологии критического мышления — осмысление. Данный этап предполагает знакомство с новой информацией. В пятом классе довольно эффективно использование таких приёмов «активного чтения», как «инсерт», «фишбоун», «пирамидная история».
Инсерт (от англ. insert — вставлять, вносить, помещать) — это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Названный приём чаще используется при чтении информативных текстов.
Пример используемой маркировки:
«К» — знаю (от англ. know)
«+» — узнал что-то новое
«—» — противоречит тому, что знаю, или не согласен
«?» — хотелось бы узнать подробнее.
Приём фишбоун (от англ. fishbone — рыбная кость) позволяет обучающимся через наглядный систематизатор выявить и обсудить проблему. В «голове» рыбы формулируется проблема, «косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую — «против». В «хвосте» рыбы формулируется вывод. В качестве примера «по косточкам» разберем диалог по теме “Health and Body Care” “What should we do to keep fit?”
Разобрав диалог «по косточкам», необходимо предложить обучающимся добавить собственные идеи.
В основе пирамидной истории лежит особая структура, где номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «пирамиду»:
1) имя героя (темы);
2) характеристика или описание;
3) место действия (использования);
4) проблема;
5) описание развития ситуации;
6) что предпринимается для решения проблемы;
7) решение проблемы или предположение того, что будет дальше.
Пример пирамидной истории на основе текста учебника для 5 класса под редакцией И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой:
ANDROCLES AND THE LION
- Androcles
- kind and brave
- forest, later in Rome
- relationship between people and animals
- Androcles helped the lion to take the thorn out
- the Emperor was told the Androcles’s story
- the Emperor gave food to the lion and let them go away.
Заполнение двойных дневников, проще говоря, таблиц, состоящих из двух столбиков, лучше использовать при работе в парах в составе «сильный — слабый», так как данный приём можно использовать на достаточно продвинутом этапе. Примеры двойных дневников:
Цитаты, мысли из текста | Мое отношение |
Что привлекло внимание в тексте? | Комментарии |
На этапе рефлексии тоже используются разнообразные таблицы:
Итоговая таблица
Самая важная мысль текста (темы) | Постановка «толстого» вопроса по тексту (теме) | Краткий комментарий по тексту (теме) |
Таблица-синтез
Ключевые слова (словосочетания) | Выписки из текста, связанные с ключевыми словами | Мысли, рассуждения |
На уроках в пятом классе для рефлексии часто использую кластеры. Кластер — смысловая гроздь. Кластер предполагает выделение единиц текста и его графическое оформление в виде грозди, развивает системность мышления. На данном этапе обучения кластеры могут быть самыми простыми. Главное условие — умение обучающихся составить кластер самостоятельно, чтобы проследить все типы связи между объектами и явлениями, фактами и мыслями. Совместная работа над простейшим кластером при изучении темы «Политический обзор Соединенного Королевства» сняла все трудности по ее усвоению обучающимся.
Данный кластер — один из первых и самый простейший. Однако, из опыта работы в шестом классе при изучении аналогичных тем по политическим системам США и Австралии обучающиеся уже самостоятельно составляют более сложный кластер, который значительно облегчает усвоение материала.
Необходимо отметить, что рефлексия может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии. Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, её соотнесение с мнениями других людей.
Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка в 5-м классе позволяют сделать работу более эффективной, интересной и творческой. Технология критического мышления позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, ставить и решать новые образовательные задачи: формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений обучающихся, развитие мышления и креативных способностей.
[links&resources]
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. http://standart.edu.ru/
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://standart.edu.ru/
3. Примерная программа по иностранным языкам 5–9 класс. М.: «Просвещение».— 2012.
4. Изменение смысловых ориентиров: от успешной школы — к успехам ребёнка. Интернет-издание «Просвещение». — 2013.
5. Образовательная политика будущего в докладе Жака Делора, председателя комиссии по образованию ЮНЕСКО. http://ps.1september.ru/2001/15/2-1.htm
6. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб. — РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
7. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. Педагогика. — М., 2009. — № 4.
8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М., 2006.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008.
10. Смирнова С.А. Педагогика: теории, системы, технологии. М.: Академия, 2008.
11. Ellis A.K., Fouts J.T. Research on educational innovations. — Princeton Junction, 1993. С. 56.
12. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М.: Просвещение, 1994.
13. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления. Школьные технологии, 2004.
14. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. — 2002. — № 2.
15. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне // Литература. —
2006.— № 5.