НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Светлана УСАЧЕВА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 16 июня 2014Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеклассная деятельность, к одному из видов которой относится познавательная деятельность, например детские исследовательские проекты, конференции учащихся. Но не менее важно в современной школе и духовно-нравственное воспитание учеников.
настроение: одухотворённое
ключевые слова: духовное воспитание, Сергий Радонежский, исследовательская работа, ученические проекты, сотрудничество, портрет выпускника школы, любовь к своей Родине
город: Ростов, Ярославская обл.
В гимназии им. А.Л. Кекина, где я работаю учителем французского языка и одновременно являюсь руководителем методического объединения учителей иностранного языка, ежегодно в конце апреля проводится научно-практическая конференция школьников. Нынешний год не стал исключением.
На своем заседании МО учителя иностранного языка предложили одну общую тему конференции, посвятив её 700-летнему юбилею Сергия Радонежского. Для нас это очень важно: во-первых, Сергий Радонежский является нашим земляком, он родился всего лишь в нескольких километрах от Ростова Великого. Во-вторых, поговорив со старшеклассниками, мы выяснили, что они очень мало знают об этом великом человеке.
Предложив старшеклассникам тему «Сергий Радонежский и его роль в истории России», мы были удивлены и озадачены реакцией учеников: большинство отказывалось работать по этой теме, так как по их мнению, «тема неинтересная», «много незнакомой лексики» и очень мало информации на иностранном языке про Сергия Радонежского. Считая, что духовное воспитание очень важно и кто, если не мы, будет этим заниматься, учителя посвятили часть своих уроков этой теме, рассказывая об этом святом, знакомя с новыми словами по теме, демонстрируя видеофильмы и телепередачи о Сергии на русском языке, с последующим написанием субтитров к этим фильмам на изучаемом языке в группах. На уроках ученики работали с параллельными текстами. Например, проводили сравнительный анализ отрывков из книги «Преподобный Сергий Радонежский» (житие прп. Сергия Радонежского), написанной выдающимся писателем русского зарубежья Б. Зайцевым[1], и перевода этой книги на французский язык, выполненного Ковалевским С.В.
Постепенно у ребят появилось своё видение по данной теме, идеи и самое главное — желание работать. Ученики распределились по группам или работали индивидуально, затем на уроках ребята защищали проекты, лучшие были рекомендованы на научно-практическую конференцию.
Нельзя сказать, что все прошло гладко и без проблем. Не секрет, что современные ученики часто прибегают к помощи компьютерного переводчика, поэтому этому вопросу учителя также уделили внимание на своих уроках, анализируя ошибки, корректируя тексты совместно с детьми.
В итоге на конференции было представлено 14 проектов на английском, немецком и французском языках. Это и привычные презентации, выполненные в PowerPoint, и видеоролики, и даже фильм о чудесах Сергия Радонежского, где старшеклассники продемонстрировали актёрское мастерство. Некоторые учащиеся 10-х классов использовали в своих проектах рисунки учеников начальной школы, выполненные для выставки, посвященной Сергию Радонежскому. Заголовки к своим рисункам младшие школьники писали на изучаемом языке.
Конференция проводилась в два тура: заочный и очный. В первом туре члены жюри оценивали работы (рефераты) по следующим критериям:
- Содержание работы
- Оформление работы
- Логичность и стиль изложения
- Использование различных источников информации
- Наличие приложений и иллюстраций
- Наличие авторской точки зрения, выводов
Критерии второго тура:
- Полнота освещения содержания работы в выступлении по представленной теме, актуальность;
- Логичность, эмоциональность, грамотность и стиль выступления (не более 5–7 минут);
- Качество компьютерной презентации/ видеоролика во время выступления ученика;
- Наличие авторской точки зрения, выводов.
При подведении итогов баллы двух туров (заочного и очного) суммировались.
Вот, например, титульные слайды презентаций и видеороликов, выполненные гимназистами:
Английский язык (8 проектов)
Немецкий язык (1 проект)
Французский язык (5 проектов)
Тема конференции была общая, но ребята продемонстрировали её по-разному, кто-то акцентировал внимание на чудесах, которые случились с маленьким Варфолофеем, кто-то рассказал и показал чудеса, которые совершал Бог через Своего угодника, кто-то рассказал о 12 учениках Сергия, кто-то поведал о гимназии имени преподобного Сергия Радонежского, находящейся в Варницах, месте рождения Сергия.
Подводя итоги, ученики говорили о том, что им было интересно работать и творить, они узнали много нового о Сергии Радонежском, обогатили свой словарный запас. Были и ребята, у которых при работе над проектом появилось желание посетить храмы г. Ростова, Троице-Сергиеву Лавру, и они осуществили свою мечту.
Мы считаем, это то, к чему мы стремились, и наша цель была достигнута. Это то, что составляет «портрет выпускника школы»:
- «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества» (из ФГОС СПОО[2] ).
Мне бы хотелось закончить свой рассказ, процитировав слова двух десятиклассниц. «Сергий Радонежский — поистине великий человек, и каждому стоит брать с него пример, быть терпеливым и смиренным, добросовестным и скромным, с любовью относиться к ближним и к своей родной земле».
[links&resources]
[1] http://www.biblisem.net/etudes/zaitsain.htm
[2] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408