«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Вторник 26 августа 2014

Не секрет, что интерес к изучению иностранного языка неизменно велик на начальной стадии обучения, а затем он значительно ослабевает. Огромное влияние на мотивацию обучения оказывает переход из начальной школы в среднюю. Психологи констатируют, что ребенок младшего подросткового возраста находится на пороге кризиса развития, у него падает интерес к обучению.

настроение: созидательное

ключевые слова: интерес к изучению иностранного языка, арт-педагогические технологии, метод проектов, научно-исследовательская деятельность, внеурочная учебная деятельность, формирование внутренней мотивации

город: Оренбург

Можно успешно выучить иностранный язык, если только сам почувствуешь необходимость в этом, то есть будешь замотивирован.

И учителю важно создание условий по формированию внутренней мотивации у учащихся средней ступени обучения английского языка, формирование личной заинтересованности и потребности в изучении языка. С этой целью необходимо разрабатывать дополнительные ситуации и материалы, способствующие повышению мотивации к изучению английского языка, формированию метапредметных компетенций.

Для этого необходимо наличие яркой эмоциональной составляющей, которая бы пробуждала интерес к обучению и способствовала формированию метапредметных умений.

Я считаю, что в решении данной проблемы могут помочь использование элементов арт-педагогической технологии, метода проектов, научно-исследовательская деятельность, внеурочная учебная деятельность.

Арт-педагогическая технология — это обучение и воспитание средствами искусства в совокупности с содержанием конкретного школьного предмета. Арт-педагогическая технология акцентируется на использовании живописи, музыки, пения, танца, театра, литературы, прикладного творчества и т. д., то есть различные виды искусства являются инструментом для достижения образовательных целей.

В работе я использую музыкальный и литературный приёмы, коллаж.

1. Музыкальный приём

Цель:

  • улучшение эмоционального состояния обучающихся;
  • повышение мотивации обучения при работе с иноязычным текстом;
  • формирование информационной компетентности;
  • тренировка навыков работы с текстом для удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
  • развитие ценностно-смысловых компетенций (связанных с ценностными ориентирами ученика), общекультурных компетенций (освоение учеником картины мира).

При изучении темы «Мир вокруг нас» в 8 классе я использую песню группы Битлз «Жёлтая подводная лодка». Сначала провожу работу по снятию лексико-грамматических трудностей. Потом прослушивание, обучающиеся выделяют и объясняют главную идею текста песни.

Вопросы: Почему автор песни говорит, что мы все живём на жёлтой подводной лодке? Какой смысл он вкладывает в слова этой песни? Что хочет донести до нас?

Результат: учащиеся с интересом работают с текстом песни, подпевают, активно высказывают мнение, учатся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, передают смысл песни с учётом культурологических знаний.

Вместе с тем использую и приём перевода песни на русский язык в стихотворной форме, для того чтобы повысить интерес к английскому языку, привлечь большее количество учащихся к внеурочной деятельности, развить информационные, коммуникативные и личностные компетенции (ребята самостоятельно исследуют текст, анализируют его и отбирают необходимую информацию и лексику, преобразовывают её таким образом, чтобы сохранить и передать смысл песни, развивают творческие способности, навыки работы в группе, коллективе).

Данный вид деятельности очень привлекает учащихся, так как цель перевода — не только передать главную идею и смысл текста в стихотворной форме, но и попасть в мелодию песни и сохранить рифму.

Наиболее удачный вариант песни учащиеся с удовольствием поют на выступлениях в школе, на различных праздниках, перед родителями на собраниях и на уроках.

Результат: большее количество учащихся стало участвовать в различных конкурсах по английскому языку и привлекать других учащихся для работы над переводом песни.

2. Приём литературного творчества

Цель: перевод английского стихотворения на русский язык в стихотворной форме для развития учебно-познавательной, коммуникативной и личностной компетентностей (умение учиться, оперировать знаниями, развитие языковых и творческих способностей, самоанализ и контроль своей деятельности)

Выбираю стихи по изученной теме: еда, друзья, семья, взаимоотношения людей, современные достижения науки и т. д. Сначала кратко рассказываю об авторе, его биографии, истории написания стихотворения. После прочтения анализируем, выделяем главную идею текста, лексические и грамматические особенности стихотворения. Определяем настроение и цель произведения. Учитывая данные факты, учащиеся получают задание перевести стихотворение, сохранив смысл и используя необходимый ритм и рифму.

Не у всех получается подобрать рифму, но если есть хотя бы две-три рифмы, то ставлю отметку «5». Все обычно очень стараются, получаются необычные и иногда забавные переводы. Проявляются скрытые таланты: отдельные учащиеся сочиняют отличные стихотворения. Во время декады английского языка проводим конкурс литературного перевода стихотворений с английского на русский в стихотворной форме.

Результат: повышение интереса к предмету, ребята научились соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую, учащиеся с удовольствием выполняют творческий перевод, выросло число учащихся, способных к сочинению стихотворений.

3. Приём коллажирования

Цель: раскрыть творческие возможности обучающихся, формировать у обучающихся ключевые компетентности: коммуникативные компетенции, учебно-познавательные (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, действовать в нестандартных ситуациях, умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками), личностные (творческие способности), социально-трудовые компетенции (выполнение роли члена семьи, ориентация в области профессионального самоопределения, умение анализировать ситуацию на рынке труда).

При изучении темы «Мир профессий» в 8 классе обучающиеся получают задания по различным профессиям своих родителей, родственников (готовят сообщения, фото, рисунки), во время изучения темы защищают свою работу и составляют коллаж: на ватман наклеиваются и оформляются по возможности все работы. Затем этот коллаж вывешиваем на доску, обсуждаем, выявляем самую популярную профессию в классе, самую интересную, самую высокооплачиваемую и т. д.

Результат: эта техника позволяет каждому получить успешный результат и способствовать формированию положительных эмоциональных переживаний, связанных с процессом подготовки и выполнения задания. На такие уроки всегда все учащиеся приходят с выполненным заданием, так как всем интересно поучаствовать, приклеить свою работу в общий коллаж, получить положительную оценку.

Я привела только несколько примеров использования элементов арт-педагогической технологии на уроках английского языка на средней ступени обучения. Технология действительно работает. Во-первых, это делает процесс обучения более интересным, во-вторых, развивает у обучающихся метапредметные компетентности.

Особо хочется отметить метод проектов, который вводится в структуру школьных уроков. Я использую три вида проектов в зависимости от изучаемой темы и от уровня подготовленности ребят.

  1. Групповой проект.
  2. Мини-исследование (соцопрос, анкетирования и интервью).
  3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение.

Разработаны проекты по страноведению — это различные страны, их достопримечательности и культура, выдающиеся деятели искусства и науки, современные достижения и изобретения будущего и многие другие.

В результате проектной работы по предмету учащиеся научились пользоваться компьютерными технологиями: работать с программами PowerPoint, Excel, выступать со своими презентациями, не бояться аудитории, реагировать на вопросы слушателей, оценивать себя и работу других, работать с несколькими источниками информации; преобразовывать полученную информацию, пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, делать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод, составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа над проектом — путь к освоению научно-исследовательской деятельности. В ходе работы учащиеся овладевают навыками поисковой деятельности, учатся работать с литературой, искать необходимую информации в сети Интернет; обобщать её; учатся представлять свои проекты в виде презентации, готовить выступление; в том числе реагировать на вопросы, вступать в дискуссию; учатся анализировать работу и давать самооценку; развивают творческие способности.

Важное место в формировании активной личности и развитии творчества занимает и внеурочная учебная деятельность. В нашей школе работает творческое объединение журналистов по выпуску ежемесячной газеты. Я состою в редколлегии школьной газеты и активно привлекаю своих учеников к сотрудничеству.

Ребята участвуют в написании статей на английском языке по интересующей их теме, начиная от писем Санта Клаусу в 5 классах и открыток в 6 классах до сочинений в 8–9 классах, таких как «Нужна ли нам школьная форма», «Питаться или не питаться в школьной столовой — вот в чём вопрос».

Вот пример двух писем Санта Клаусу учеников 6 класса в школьной газете.

Letters to Santa Claus (from pupils of the 6th form)

Dear Santa Claus,

My name is Yulia. I’m writing to ask you for my Christmas present.
I think I’ve been a good girl this year. I’ve been obedient. I’d like to get a television as a present, because it’s boring in my room.
I wish much happiness for my family.
Thank you very much.

Yours,
Yulia

***

Dear Santa Claus,

My name is Gelya. I’m writing to ask you for my Christmas present.
I think I’ve been a good girl this year, because I did my home tasks, learnt texts. I’d like to get a big sack of sweets as a present, because I like to eat sweets.
I wish much happiness for my family.
Thank you very much.

Yours,
Gelya

Процесс работы в школьной газете способствует развитию коммуникативных и информационных компетенций: ребята учатся работать с текстом, определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат — создают собственные тексты, иногда и поэтические работы на английском языке.

Самые активные юные журналисты хорошо учатся — с преобладающей отметкой «отлично». По сравнению с другими учащимися юные журналисты на экзамене по английскому языку за 9 класс набирают значительно больше баллов.

Новая школа должна готовить обучающихся к жизни в современном мире. Этот мир бурно развивается, и, возможно, нашим выпускникам в будущем придется непрерывно учиться. Соответственно, важно, чтобы они умели учиться.

Таким образом, можно считать, что развитие интереса к изучению английского языка в среднем звене основной школы будет более успешным при наличии у школьников мотивации, формируемой за счет привлечения дополнительных инструментов обучения, учебных материалов. Использование элементов различных технологий на уроках и внеурочная деятельность может помочь повысить интерес и совершенствовать метапредметные компетенции по английскому языку.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.