«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ РАБОТЕ С НОВЫМ УМК ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ «ГОРИЗОНТЫ»

Пятница 5 сентября 2014

Введение ФГОС ООО предусматривает изучение второго иностранного языка. В учебном плане в МОУ «Гимназия № 2» Вологды с 5 класса выделяется 2 часа в неделю на обучение второму иностранному языку: немецкому или французскому по выбору участников образовательного процесса. В ходе двухлетней апробации УМК «Горизонты» нами накоплен практический опыт, которым бы хотелось поделиться с коллегами и обратить внимание на ряд возникших проблем[1].

настроение: конструктивное

ключевые слова: изучение второго иностранного языка, апробация УМК «Горизонты», преимущества, противоречие, стартовая диагностика, разноуровневые задания для промежуточного и итогового контроля

город: Вологда

Обучение второму иностранному языку имеет ряд особенностей формального (меньшее количество выделяемых на него учебных часов, более сжатые сроки обучения) и содержательного плана. С одной стороны, изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков, что приводит к проблеме интерференции не только со стороны родного, но и первого иностранного языка, с другой — имеется опыт изучения первого языка и возможность его положительного переноса на изучение второго, что обуславливает интенсификацию процесса овладения немецким языком.

Поэтому большое значение для повышения эффективности изучения иностранного языка как второго имеет наличие современного учебника, который соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Таким учебным пособием, на наш взгляд, является УМК «Горизонты».

УМК «Горизонты» имеет, несомненно, ряд преимуществ.

Во-первых, цели и задачи, которые ставят авторы курса, в полной мере соответствуют требованиям и задачам, которые заложены в ФГОС общего образования и определены Европейскими уровнями языковых компетенций. Данный комплект для 5–6 классов позволяет выйти учащимся на уровень А1.

Во-вторых, содержание учебника современно и интересно для учащихся.

В-третьих, задания и упражнения, которые содержатся в УМК, позволяют формировать у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД), развивать умения работы с текстом, стимулируют развитие ИКТ-компетенций учащихся.

В-четвертых, материалы УМК способствует развитию коммуникативной и социокультурной компетенций на основе знакомства учащихся с образом жизни, бытом, реалиями стран изучаемого языка, а также на основе страноведческого блока, связанного с Россией.

В-пятых, учебник позволяет актуализировать лингвистический опыт школьника, имеющийся в результате изучения первого иностранного языка.

Анализ УМК показывает, что в каждой главе учебника и в «Рабочей тетради» содержится дополнительный материал, который может быть использован на уроках немецкого языка для организации дифференцированной работы с учащимися. «Рабочая тетрадь» содержит задания для индивидуальной работы с портфолио, а также странички в конце каждой темы с материалами для самоконтроля и самооценки учащихся, которые позволяют школьникам самостоятельно оценивать свой уровень знаний, готовность к выполнению контрольных заданий, выявлять пробелы в знаниях и искать пути их устранения[2].

Комплект обеспечивает, на наш взгляд, возможности развития познавательного интереса учащихся через сочетание различных форм работы: игровые задания, работа в паре, группе. Такие формы как опрос, интервью, предложенные авторами учебника, приближают учебную ситуацию к реальной. Используя учебник, учитель имеет возможность создавать условия для развития творческих способностей учащихся через работу с постерами, проектами, составлением кроссвордов, небольших рассказов и др. Так, например, наиболее активно в текущем году шла работа над проектом «Eine Party planen» в 6 классе.

Несомненно, важной положительной характеристикой комплекта является «Книга для учителя», которая оказывает помощь в составлении Рабочей программы по предмету и содержит ценные рекомендации для планирования уроков, предлагая варианты организации деятельности для учащихся с разным уровнем познавательной мотивации[1][3]. Этому способствует работа с языковым портфолио. Ученики ведут тетрадь «Мои достижения», где они фиксируют свои успехи, отмечают то, чему научились, какие трудности у них возникли, какие задачи необходимо решать далее.

Развитию самостоятельности и инициативности способствует аудиоприложение, так как учащиеся могут использовать его дома при подготовке домашних заданий и развития понимания немецкой речи на слух. Ценным является раздел «Denk nach» («Подумай»), где учащимся предлагается не готовое грамматическое правило, а предоставляется возможность самим вывести его.

Оценивая очень позитивно УМК «Горизонты», тем не менее, хотелось бы обратить внимание на ряд проблем, которые касаются организации контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Наличие в комплекте книги «Контрольные задания 5–6 классы»[2], в которой представлены лексико-грамматические задания по контролю сформированности умений аудирования, чтения и письма для промежуточного и итогового контроля позволяет учителю организовывать на уроке внешний контроль.

Известно, что ФГОС второго поколения ориентирует участников образовательного процесса на уровневый подход как в преподавании, так и в оценочных процедурах «на основе дифференцированного содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях»[7].

Однако, в процессе апробации пособия возникло противоречие: с одной стороны, на занятиях учащиеся имеют возможность выбирать разноуровневые задания в соответствии с их возможностями, осуществляют внутренний контроль, используя листы для самопроверки. С другой стороны, задания тестов, представленных в данной книге, не имеют необходимого деления на базовый и повышенный уровень. Все задания имеют одинаковый рейтинг. Так, например, тесты к § 2, 4, 5 в 6 классе содержат в основном задания повышенного уровня (открытые), что представляет определённую трудность для учащихся с низкой мотивацией, а задания для чтения в итоговом тесте по силам всем учащимся, даже имеющим знания ниже базового уровня.

В связи с тем, что гимназия реализует систему безотметочного обучения, каждый учебный год должен начинаться со стартовой диагностики. Она прежде всего необходима самим учащимся для определения границ «знания-незнания» и стимулирует к постановке новых учебных задач не только учителя, но и школьника, так как позволяет определить реальный уровень речевых навыков и умений для определения зоны ближайшего развития ученика в предметном содержании. Результаты стартовых работ не влияют на дальнейшую итоговую оценку ученика и, как правило, не выставляются в классный журнал.

Поскольку в комплекте не предусмотрен такой вид оценочной процедуры, для 6 класса нами составлена и проведена Стартовая работа на материале 5 класса, которая содержит задания трёх уровней:

  • I -го — базового/репродуктивного (выбор правильного варианта ответа, подстановка личного местоимения) оцениваются в 0,5 балла;
  • II-го — повышенного/реконструктивного (допиши вопросы, составь предложения, заполни анкету) — в 1 балл;
  • творческого («напиши о себе») — 2 балла;
  • и так называемого задания «на разрыв»: учащимся предлагается выбрать правильную форму глагола müssen, что предполагает опору на языковую догадку (английский глагол must) и знание спряжения модальных глаголов) — 3 балла.

На первом этапе учащиеся знакомятся с работой, определяют уровень, ставят себе прогностическую оценку «+» — смогу, «» — не смогу, «?» — не уверен. После проверки стартовой работы определяется качество выполнения задания и адекватность самооценки. На следующем уроке учащиеся, анализируя результаты, намечают пути движения в предметном материале и ликвидации пробелов в знаниях.

Тематические контрольные работы (промежуточный контроль), на наш взгляд, также должны носить дифференцированный характер: включать задания всех уровней усвоения материала и давать возможность добровольного выбора заданий определённого уровня сложности.

Задания первого/базового уровня позволяют оценивать и диагностировать знание фактического материала. Сюда можно отнести задания типа: «Выбери правильный вариант ответа», «Соедини слово и значение», «Найди в тексте слова к теме», «Поставь слово в правильную форму», «Ответь на вопросы» и т. п.

Задания второго/повышенного уровня позволяют оценить и диагностировать умения ученика синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал, например: «Найди и исправь ошибки в тексте», «Расположи предложения в правильной последовательности», «Закончи предложение», «Составь предложение из данных слов», «Задай вопросы к выделенным словам», «Заполни пропуски подходящими словами» и др.

К заданиям творческого уровня на этапе 5–6 класса относится небольшое письмо личного характера[5].

Деление теста на уровни помогает учащимся продуктивнее работать на уроке и способствует появлению интереса к собственной познавательной деятельности.

Поэтому нами внесены изменения к итоговому тесту для 6 класса. Задание для аудирования дополнено заданием второго уровня для более детального понимания, например:

Ergänze die Sätze:

1. Petra findet Kaufen … . 2. Ihre Gröβe ist … . 3. Die Mädchen gehen ins …

Как известно, задания теста должны быть сформулированы так, чтобы в них было не менее 3 правдоподобных, похожих на правильные, ответов. Именно это обеспечивает независимость результата от случайного выбора. Задание к разделу «Чтение» составлено без учёта этого правила и является слишком простым, поэтому заменяем его вопросами:

1. Wie groβ ist Julias Familie? 2. Welches Fach mag Julia?
3. Warum mag sie es? 4. Wer ist Rex? 5. Wo war Julia im Sommer?
6. Was hat sie dort gemacht? 7. Wie findest du Julia? Warum?

Последний вопрос можно отнести к заданиям второго уровня.

Для объективной оценки письменной работы разработаны следующие критерии:

Содержание

1. Ответ на вопрос о погоде дан — 1 балл.
2. Ответ на вопрос, что делал автор письма на каникулах, дан — до 3 баллов  (в зависимости от количества названных занятий).
3. Ответ на вопрос, летал ли автор в Египет, дан — 1 балл.
4. Задан вопрос в соответствии с последней фразой Фалько — 1 балл.
5. Письмо правильно оформлено (обращение, повод, подпись) — 1 балл.

Языковое оформление

1. Автор использует разнообразную лексику по теме «Отдых»,  не повторяет фразы из прочитанного письма — 1 балл.
2. Письмо содержит 1–2 негрубые лексико-грамматические и 1–2  орфографические ошибки — 2 балла.
3. Письмо содержит 3–4 лексико-грамматические и 3–4 орфографические ошибки — 1 балл.
4. Письмо содержит более 4 ошибок — 0 баллов.

Итого: 10 баллов вместо предложенных авторами теста 5 баллов.

На базовом уровне достаточно получить 5–6 баллов, повышенный уровень предполагает достижение 7–8 баллов, высокий уровень — 9–10 баллов.

К сожалению, самостоятельная разработка контрольно-оценочных материалов отнимает достаточно много времени. Но если мы ставим задачи формирования учебной самостоятельности учеников, развития познавательной мотивации, то способом их достижения может стать дифференцированный подход в оценивании, который позволяет учащемуся объективно оценивать свой уровень знаний, и стимулирует его на достижение более высокого уровня в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами. Кроме того, правильная организация внутреннего и внешнего контроля способствует динамике развития знаний, навыков и умений учащихся и корректировке своих педагогических действий.

Статья дополнена двумя контрольно-оценочными материалами: стартовой контрольной работой (Приложение 1) и итоговым тестом (Приложение 2).

Приложение 1

Стартовая контрольная работа Klasse 6

I. Wähle die richtige Variante: (0,5 *10 = 5 Punkte/ 5 баллов).

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Meine Schwester … gern.
Mein Bruder … gern Deutsch.
Mein Freund … ein Haustier.
Das bin ich. Und das … meine Freunde.
… du gut malen?
Er   …  Cola trinken.
Das ist Jan. Und das ist … Hund.
einhundertsechsundvierzig
Habt ihr … Katze?
Wann stehst du auf? — … 7 Uhr.
A. singe
A. sprecht
A. habt
A. ist
A. kann
A. möchte
A. dein
A. 146
A. ein
A. am
B. singst
B. spricht
B. hast
B. seid
B. kannst
B. möchtest
B. ihr
B. 156
B. eine
B. im
C. singt
C. sprichst
C. hat
C. sind
C. könnst
C. möchtet
C. sein
C. 164
C. einen
C. um

II. Ergänze die Personalpronomen/ Дополни личные местоимения (0,5*4= 2 Punkte).

1. … bin Denis. 2. Das ist mein Freund Peter. … kommt aus Berlin.
3. … spielen zusammen Fuβball. 4. Das ist meine Freundin Jana. … kommt aus Dresden.

III. Schreib Fragen mit Verben heiβen, wohnen, kommen, mögen und beantworte sie.

Запиши вопросы и ответь на них. (1*8 = 8 Punkte).

1. Wie   … du ?   —    Ich …   .                     2. Woher … du ?  —  …    .
3. Wo … du ?   —        …    .                        4. Was  …   du ?  —  …    .

IV. Schreb die Satze, achte auf die Wortfolge./ Составь предложения, обрати внимание на порядок слов (2 Punkte).

1. heute — wir — ins Kino— gehen .
2. du — abends — siehst — fern — gern ?

V.  Ergänze den Steckbrief / заполни анкету (10 Punkte).

1. Familienname
2. Vorname
3. Alter
4. Wohnort
5. Adresse/Straβe
6. Postleitzahl
7. Land
8. Hobbys
9. Lieblingsfach
10. Lieblingstier

VI. Schreibe 5 Sätze über deinen Freund oder dein Lieblingstier (10 Punkte).

Напиши 5 предложений о друге или о любимом животном.

VII. Was ist richtig? / Какая форма модального глагола müssen  будет правильной?

Что означает этот глагол? (3 Punkte).

1. Ich … gut lernen.      A. muss            B. müsst              C. müsse

Insgesamt /Всего:   40 Punkte/ 40 баллов.

Приложение 2

Abschlusstest  / Итоговый тест Klasse 6

I.  Hören

CD 16. Hör das Gespräch. Kreuze an: richtig (r) oder falsch (f).

1. Mirja hat Petra zum Geburtstag eingeladen.
2. Petra kennt die Mode gut.
3. Petra hat ihren eigenen Stil.                               Punkte: …   3  (maximal)

Ergänze die Sätze:

1. Petra findet Kaufen … .
2. Ihre Gröβe ist … .
3. Die Mädchen gehen ins …                                   Punkte: …    6 (maximal)

II.  Lesen

Lies den Text. Antworte auf die Fragen.

Ich heiβe Julia Schmidt und wohne mit meinen Eltern in Bad Soden.Ich bin 12 und gehe in die 6a der Theodor-Heuss-Gesamtschule. Ich habe eine Schwester. Die ist klein und doof. Meine Freundin heiβt Angelika. Ich habe viele Fächer.Mein Lieblingsfach ist Biologie.Ich mag Tiere sehr.Wir haben einen Hund.Er heiβt Rex.Im Sommer bin ich zu meiner Oma nach Österreich gefahren.Sie hat ein Haus und viele Tiere.Ich habe meiner Oma im Garten geholfen. Das war toll!

1. Hat Julia Geschwister?
2. Welches Fach mag Julia?
3. Warum mag sie es?
4. Wer ist Rex?
5. Wo war Julia im Sommer?
6. Was hat sie dort gemacht?                                 Punkte: …   6 (maximal)

*7. Wie findest du Julia? Warum?                            Punkte: …   2 (maximal)

III. Schreiben

Lies die E-Mail und schreib eine Antwort (mindestens 30 Wörter).
* Formuliere eine Frage zu seinen Plänen in Wien.

Von              falkojäger@yahoo.ch
Betreff         Gruβ aus der Schweiz

Hi ………………,
ich bin in der Schweiz mit meinem Sportverein. Wir sind am Bodensee. Wir haben jeden Tag Schwimmtraining, deshalb habe ich fast keine Freizeit. Das Wetter ist super. Aber gestern hat es geregnet und wir haben so gechillt.
Wie ist das Wetter bei euch? Was hast du alles in den Ferien gemacht? Bist du wirklich nach Ägypten geflogen?
Ab Freitag bin ich wieder zu Hause in Wien.
Bis bald!
Falko

Von :                 ……………………………………………
Betreff :             ……………………………………………

Punkte: …    10 (maximal)
Gesamtpunktzahl: … 27 (maximal)

[links&resources]

[1] Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., Немецкий язык. Горизонты. Книга для учителя, 6 класс. — М.: Просвещение, 2012.
[2] Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., Немецкий язык. Горизонты. Контрольные задания 5– 6 классы. — М.: Просвещение, 2013.
[3] Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., Немецкий язык. Рабочая программа. Предметная линия учебников «Горизонты», 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2012.
4. Инструктивно-методическое обеспечение учёта индивидуального прогресса учащихся (уровень образовательных учреждений) // Составитель А.Б. Воронцов. — М., 2011.
[5] Как конструируются разноуровневые задания. URL: http://garnakova.langmmc.edusite.ru/p7aa1.html
6. Открытый институт «Развивающее образование». Контроль и оценка в учебной деятельности. — М., 2003.
[7] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: Просвещение, 2011.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.