«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

Понедельник 29 сентября 2014

В настоящее время в условиях модернизации системы общего образования бурно развивается дистанционное обучение. Одним из наиболее перспективных средств в организации непрерывного образовательного процесса является обучение на основе современных информационных технологий. Информационные технологии позволяют быстро и гибко координировать потребности обучаемого через полифункциональные образовательные структуры, через открытые системы образования. Нет сомнения в том, что дистанционное обучение открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.

настроение: практическое

ключевые слова: дистанционное образование, информационное пространство, индивидуализация обучения, электронные обучающие курсы, онлайн-платформы, современные технологии обучения

город: Москва

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. В наше время при бурном росте информационных систем, ресурсов, технологий специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование интернет-технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

В то же время необходимость получения основного образования в течение всей жизни или переквалификации развивают потенциал дистанционного обучения. С развитием и распространением интернет-технологий у подобного рода обучения появились новые возможности. В мире появилось огромное количество курсов и целые университеты дистанционного обучения. К основным достоинствам дистанционного образования можно отнести:

  • Доступность и открытость обучения — возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время, совмещая образование с основной деятельностью. Можно учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это делает процесс обучения более доступным (например, когда в вашем городе может не быть нужных вам курсов) и организационно более простым, чем классическое обучение. Чтобы начать дистанционное обучение, достаточно найти в Интернете интересующий вас курс, зарегистрироваться на сайте и оплатить через банк стоимость обучения (если выбран внебюджетный курс обучения).
  • Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. У слушателей возникают новые возможности для выбора курса или курсов обучения даже из разных университетов, из разных стран.
  • Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение носит более индивидуальный, гибкий характер обучения, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по нескольку раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т. д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования. Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.

Использование современных интернет-технологий и дистанционного обучения позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества, общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т. д.

Опыт показывает, что слушатель, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться и работать.

Хочется отметить, что участие в ряде учебных онлайн-программ позволило отметить следующие преимущества такого рода обучения:

  • слушатель самостоятельно выбирает программу обучения, сроки и продолжительность;
  • слушатель имеет возможность самостоятельно выбирать последовательность изучения модулей и темп их изучения;
  • слушатель выбирает для себя удобное время занятий.

С моей точки зрения, в разработанных системах дистанционного обучения реализованы следующие возможности:

  • логика прохождения курсов (основной материал, дополнительный материал, материал для углубленного изучения, тренировочные упражнения и тестовые задания);
  • возможность выполнения творческих заданий (учебно-методический пакет, проект, сочинения и т. п.);
  • возможность обсуждать различные темы на форумах, обмениваться опытом.

В настоящее время существует большое количество онлайн-курсов. Так, массовые открытые онлайн-курсы Massive open online course — МООС позволяют пройти обучение у преподавателей ведущих мировых университетов — людей, имеющих вес в академическом мире, влиться в мультинациональную студенческую группу (на дискусс-форумах), получить документ, подтверждающий успешное прохождение всего курса. Крупнейшие онлайн-платформы выкладывают видеоматериалы и проводят оценивание полученных знаний. Среди бесплатных онлайн-платформ хотелось бы выделить следующие:

  • Coursera (https://www.coursera.org/courses). Проект дает бесплатный доступ к образовательным курсам лучших учебных заведений мира. Студентам на выбор предлагается более 450 курсов по разным дисциплинам. Обучение ведется преимущественно на английском языке, но многие лекции сопровождаются субтитрами на испанском, французском, реже на русском. Продолжительность курса — от 4 до 11 недель. Каждый из них подразделяется на несколько модулей, по ходу изучения которых студенты должны проходить тестирование. Проверочные вопросы встречаются и в самих видеоматериалах: лекция может прерываться тестовым заданием. Для каждого «среза знаний» установлены жесткие сроки, за несоблюдение которых слушатели теряют баллы. По окончании курсов успешным студентам выдается сертификат.
  • Future Learn (https://www.futurelearn.com/courses/upcoming) — платформа онлайн-курсов на английском языке.
  • edX (https://www.edx.org/course-list) — совместный проект Гарвардского университета и МТИ. Онлайн-курсы повторяют реальные лекции, которые читаются в Гарварде и других университетах. Курсы edX делятся на модули. По ходу их изучения студентам даются домашние задания (результаты выполнения работ засчитываются в общий балл). Успешные студенты по окончании курса получают сертификат. В помощь обучающимся к каждому курсу прилагаются онлайн-учебники, дается возможность обсуждать материалы и задания на форуме. Скорость видеолекций можно регулировать (при неудовлетворительном уровне английского можно замедлить темп речи и понять, что говорит лектор).
  • Khan Academy (https://www.khanacademy.org/) — открытая онлайн-платформа, а это значит, что для начала занятий не нужна регистрация непосредственно на ресурсе, достаточно аккаунта Google или Facebook.
  • «Университет без границ» (http://universitetbezgraniz.ru/). Главное отличие «Университета без границ» от других систем онлайн-обучения — это то, что курсы проходят в режиме реального времени, поэтому учащиеся могут не только послушать лекцию, но и задать вопросы, спросить совета или устроить дискуссию. Разработчики учебных программ делали основной упор на медиа, историю, политику, глобализацию, урбанистику, социологию. Курсы ведут преподаватели американских, европейских и российских вузов, включая Tufts University, Georgetown University, George Mason University, Мах Planck Institute, МВШСЭН. Стоимость большинства программ — 100$, но есть также и бесплатные курсы. По окончании обучения студентам, которые выполнили не менее 70% заданий, выдается электронный сертификат.
  • Uniweb (http://uniweb.ru/) — это платформа, где собраны онлайн-курсы нескольких крупных университетов, среди которых МГИМО, РАНХиГС и МГУ. Здесь в основном представлены программы по бизнес-образованию продолжительностью от одной до восьми недель. За это время учащиеся должны просмотреть курс небольших видеолекций, изучить сопутствующие материалы и литературу, а также выполнить домашние задания. Слушатели могут сами планировать свое расписание, однако у курса есть дедлайн, и на выполнение заданий дается строго определенное количество времени. Стоимость программ может быть от 3 до 20 тыс. рублей в зависимости от количества учебных часов. Но, например, трехнедельный курс «Современная PR-служба», подготовленный МГИМО, можно пройти бесплатно. К бесплатным занятиям можно приступать любой момент, а чтобы поступить на платный курс, надо отправить по электронной почте пакет документов для зачисления. По окончании занятий слушатели получают сертификаты.
  • Учебный центр Онлайн-МФТИ (online.mipt.ru/) предназначен в основном для абитуриентов и студентов. Здесь проводятся разборы олимпиад, консультации, подготовка к письменным и устным экзаменам, интерактивные дни открытых дверей и курсы повышения квалификации. Все занятия бесплатные и предусматривают возможность живого двустороннего общения, то есть учащиеся могут задавать вопросы и участвовать в обсуждениях.
  • Интернет-школа НИУ ВШЭ (http://fdp.hse.ru/ischool/). Интерактивная школа создавалась для абитуриентов, которые хотят самостоятельно подготовиться к поступлению в НИУ ВШЭ. Курсы проводятся по предметам социально-экономического профиля, по математике, истории, русскому и английскому языкам. Обучение проходит с октября по май, но при желании присоединиться к курсу можно в любое время. Материалы размещаются по темам программы и учебного плана факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ один раз в две-три недели. Обучение по основной программе бесплатное. Но заплатив 2000 рублей за каждый предмет, ученики получают возможность выполнять промежуточные и итоговые контрольные работы.
  • Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru/about/index.htm). Центр предназначен для тех, кто хотел бы практически освоить ту или иную тему курса; научиться проводить дистанционные курсы. В дистанционных курсах и семинарах Центра «Эйдос» участвуют учителя и администраторы школ, лицеев, гимназий, методисты Институтов повышения квалификации, вузовские педагоги, студенты, аспиранты, школьники и их родители, научные сотрудники. Кроме курсов, предлагаются также дистанционные мастер-классы для учителей и профиль-курсы для школьников, которые ведут педагоги-практики.
  • Центр дистанционного обучения при Федерации интернет-образования (www.dlmsk.fio.ru). Все курсы в центре бесплатные, группы формируются по мере поступления заявок. Тематика курсов определена профилем организации — использование интернет технологий в образовательной деятельности. Курсы направлены как на освоение интернет технологий, так и на внедрение их в образовательный процесс.
  • Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия» (http://www.botik.ru/~robot/). Курс предназначен для учителей информатики, а также для групп учащихся, работающих вместе над одной проблемой. Роботландская школа устроена следующим образом: учитель и курируемый им детский коллектив образуют в рамках курсов активный сетевой узел — команду, которая связана с куратором Университета и другими командами в едином учебном информационном пространстве.

Безусловно, что перед началом обучения стоит получить всю необходимую информацию о курсе: документы о наличии лицензии на образовательную деятельность, аккредитацию организации, образец выдаваемого документа по окончании обучения, договор об оказании образовательных услуг. Если этой информации нет на сайте или в рекламе, необходимо её запросить по e-mail. В противном случае есть шанс получить такое удостоверение, которое потом аттестационная комиссия не примет как документ о повышении квалификации.

Выбрав тему курса, можно подавать заявку и ожидать начала обучения. Следующим этапом будет обучение на дистанционном курсе. В начале обучения на дистанционном курсе необходимо ознакомиться с инструкцией, в которой будут указаны необходимые сведения о содержании курса, порядок изучения курса, режим обучения, сроки сдачи заданий, формы контроля знаний. Далее стоит подробно изучить тематический план курса и соотнести его со своими планами на весь срок обучения. «Плюс» дистанционной формы обучения в том, что слушатель может выстраивать индивидуальный темп изучения тем, учитывая важные мероприятия на работе. Время от времени слушатель может принимать участие в групповой работе на курсе (если она предусмотрена) по срокам, указанным преподавателем.

Обучение на дистанционном курсе — это прежде всего мобильность в общении. При возникновении вопросов, проблем необходимо задать вопросы учителю через форум, e-mail, попросить об онлайн-консультации.

Хороший дистанционный курс всегда отвечает тем педагогическим целям, которые поставлены в начале курса. Поэтому важным моментом является не способ проведения курса, а содержание курса и адекватные ему виды контроля. Причём следует учесть, что чем разнообразнее виды контроля, тем выше педагогический уровень автора курса и дистанционного педагога.

Таким образом, зная некоторые ключевые моменты дистанционного обучения на курсах повышения квалификации, действительно возможно выбрать качественный дистанционный курс и обучиться на нём, участвуя в полноценном образовательном процессе.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.