МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
И НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЛЕГЧАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Валентина КЛУНОВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК
Понедельник 10 ноября 2014
Современный урок иностранного языка — это законченный отрезок образовательной работы, в рамках которого осуществляется достижение определенных практических, общеобразовательных и воспитательных целей. Достижение этих целей осуществляется путем выполнения заранее спланированных индивидуальных и индивидуально-групповых заданий на основе используемых учителем средств и приемов обучения языку и иноязычной культуре.
настроение: систематизированное
ключевые слова: педагогический анализ, образовательная технология, современный урок, ИКТ, коммуникативная компетенция
город: Оренбург
Предметных уроков много, и каждый из них имеет свои характерные черты. Чем характеризуется урок иностранного языка?
Черты урока иностранного языка:
- комплексный (различные виды работы);
- речевая активность учащихся;
- опора на русский язык (на английский язык переносятся те знания и умения, которые освоены в процессе изучения русского языка);
- преобладание тренировки в употреблении языкового материала над овладением новым.
В работе я как учитель-предметник пользуюсь различными методами педагогического анализа, которые помогают мне строить свою деятельность в учебно-воспитательном процессе.
Можно выделить следующие методы педагогического анализа:
Наблюдение
Наиболее доступный и распространенный метод изучения в учебно-воспитательном процессе.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим,разносторонним, объективным и массовым.
Изучение опыта
С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим.
Анализ школьной документации
Источники информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты уроков и т. п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.
Изучение продуктов ученического творчества, домашних и классных работ по предмету, сочинений, рефератов, отчетов. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятия». Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности — это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.
Беседы
В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа — проникновение во внутренний мир собеседника, возможность выявить причины тех или иных его поступков, действий. Данный метод применяется как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Современный урок и информационно-компьютерные технологии
Эффективность информационно-компьютерных технологий:
- повышение мотивации к изучению языка;
- рост познавательной активности учащихся в процессе изучения английского языка;
- развитие продуктивных речевых умений при работе с программами мультимедиа;
- увеличение объема лингвистических знаний;
- развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка;
- возможность индивидуализировать процесс обучения.
Применение ИКТ на уроках английского языка:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
5 основных направлений использования ИКТ:
- Использование готовых мультимедийных (текст, звук, видео) продуктов и компьютерных обучающих систем.
- Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
- Создание собственных мультимедийных презентаций.
- Использование ИКТ во внеклассной работе.
- Использование ресурсов сети Интернет.
Презентации Microsoft PowerPoint
Использование программы PowerPoint для создания презентаций при введении лексического, грамматического, страноведческого материала делает процесс обучения привлекательным и более лёгким для понимания. Также ученики могут создать компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности преследую ещё и практическую цель — научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка, применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся. Учащиеся очень любят этот вид деятельности.
Мои презентации к урокам:
Компьютерное тестирование (Технология тестирования) используется для контроля уровня усвоения определённых знаний в рамках на определённом этапе обучения. Оно (тестирование) позволяет учителю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
Преимущества:
- бстрота и оперативность контроля большого количества учеников по определённому объёму учебного материала, объективность оценивания;
- рациональность использования учебного времени;
- средство самоконтроля обучающихся;
- возможность анализа, получения объективного вывода об уровне овладения знаниями и сравнения результатов в группе обучающихся.
Текстовые документы Microsoft Word — практическое создание текстовых файлов, карточек, тестов, заданий, творческих работ, проектов, рефератов. Выполнение творческих работ, рефератов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Публикации Microsoft Office Publisher
Буклеты — печатные издания творческих работ.
Применение интерактивной доски на уроках английского языка позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени, помогает учащимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов, ЕГЭ.
ИКТ и игровая технология успешно применяются во внеклассной работе: игры, конкурсы, викторины.
Использование компьютерных технологий позволяет сделать урок или мероприятие интересным, красочным, ярким, эмоционально насыщенным и добиться главной цели — повышения мотивации в обучении, прочного усвоения материала и лучших результатов учебной деятельности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что использование информационно-компьютерных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь содействует активизации и расширению возможностей групповой, индивидуальной и самостоятельной работы обучающихся по овладению английским языком как на уроке, так и во внеурочное время.
Информационно-компьютерные технологии создают хорошие предпосылки для повышения качества образования — как по когнитивному компоненту, так и по личностному. Использование компьютера на уроках позволяет учителю «играть на поле учащихся», то есть повышать их учебную мотивацию, за счет любимого большинством учеников средства — компьютера и его приложений. Использование информационно-коммуникационных технологий помогают сделать уроки более яркими, интересными, запоминающимися.
Использование ИКТ помогает:
- познавать особенности личности обучаемого, которые формируются и развиваются на основе процесса познания и самопознания;
- на основе анализа подбирать учебно-наглядные материалы, наиболее адекватные целям и условиям обучения;
- реализовывать спланированные профессиональные действия и оценить их результаты;
- организовать учащихся на выполнение запланированных видов работы на уроке и внеурочное время;
- наблюдать за развитием творческих, когнитивных и языковых способностей ребёнка;
- анализировать результаты учебно-воспитательного процесса иноязычного общения, организованного на уроке.
Всё вышеназванное способствует формированию осознанных знаний.