«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

Пятница 14 ноября 2014

Формирование ученической мотивации в школьном возрасте является одной из центральных проблем современного образования. Особенно актуальной она становится ввиду обновления целей и содержания образования, постановки задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

настроение: позитивное

ключевые слова: формирование мотивации, мотивация учащихся, инновационные формы работы, изучение английского языка по песням

город: Москва

Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться.

В.А. Сухомлинский

А. Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Учителя не должны забывать о том, что человеку не свойственно длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование истинной позитивной мотивации — это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Управление мотивацией изучения иностранного языка носит специфический характер и отличается от других предметов школьной программы. Урок иностранного языка, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигает формирование коммуникативной компетенции учащихся, при этом формирование коммуникативной компетенции возможно только через коммуникацию, то есть через общение. Таким образом, цель обучения становится тождественной средствам обучения. К сожалению, на данный момент обучение иностранному языку зачастую носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной потребности» в общении на иностранном языке.

Как показывает практическая деятельность, существует три основных аспекта повышения мотивации учащихся.

В первую очередь, необходимо совершить переход от монолога к диалогу, дискуссии. Ребенок должен быть вовлечен в процесс обучения, он должен сам искать, находить. Переход от монолога к диалогу требует от педагога большей подготовки, но и результат такой работы будет несоизмеримо выше. Только тогда обучение станет не односторонним процессом передачи данных от учителя к ученику, а сотрудничеством.

Вторым аспектом развития интереса является переход от текстового ведения урока к экранному. Образование должно реагировать и учитывать интересы и тенденции развития своих воспитанников. Надо попытаться извлечь максимум пользы из того, что так интересует современных детей и, как кажется, мешает образовательному процессу. Если учитель будет идти в ногу со временем, если образование будет в духе последних тенденций, тогда и интерес детей к обучению несомненно возрастет.

И третьим аспектом является практическая применяемость изучаемого в жизни. Если учитель объяснит, где изучаемая информация может понадобиться, а еще лучше, если каждое задание будет показывать практическую значимость материала, — то тогда возрастет и интерес к изучению данного материала.

Что касается форм работы на уроке, которые способствуют повышению интереса, то они должны исходить из вышеперечисленных аспектов формирования мотивации.

Я бы хотела рассказать о методах работы, применяемых мною на уроках иностранного языка в 10 классе. Всем известно, что в 10 классе у учащихся происходит спад мотивации к обучению, это обосновано тем, что одни экзамены (ГИА) они уже сдали, а до следующих (ЕГЭ) еще целый год, поэтому 10 класс для учащихся — это некая передышка между важными в их жизни экзаменами, это некий мораторий детства. Может показаться, что учащиеся впадают в беззаботное детское состояние: приоритетными становятся общение со сверстниками, повышается интерес ко всему, что не является учебой или работой. Необходимо понять и принять то, что подобное состояние действительно необходимо в качестве передышки или отдыха. И необходимо извлечь максимум пользы из того, что так мешает учебному процессу.

Если приоритетным в этом возрасте является общение, то необходимо и учебный процесс строить на общении, отдавая предпочтение групповым формам работы.

Если интерес учащихся направлен на самоосознание, на поиск и осознание своего эго, то и задания необходимо давать личностно ориентированные.

Если в этом возрасте учащиеся склонны к избирательности в обучении (склонны разграничивать предметы школьной программы по факту их практической значимости в будущем), то необходимо подбирать задания из реальной жизни, которые будут наглядно демонстрировать возможность применения на практике изучаемого материала.

С учетом всех вышеперечисленных аспектов мною был выбран метод проектов как основной метод работы со старшеклассниками. УМК «Английский в фокусе» предлагает большой выбор различных творческих проектных работ. Каждый урок построен по принципу: вначале происходит изучение нового материала, введение новой лексики, затем следует обсуждение темы с акцентом на личный опыт каждого учащегося, после чего детям предлагается творческое задание по теме в качестве домашнего задания. Например, при изучении темы «Профессии» дети писали резюме и заявление об устройстве на работу на английском языке; при изучении диеты детям было предложено разработать меню питания ученика 10 класса с пояснениями (основываясь на содержании текста).

Метод проектов как нельзя лучше учитывает специфику обучения в 10 классе. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности в поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия.

Результативность применения данного метода можно подтвердить следующими фактами: если в начале учебного года домашнее задание выполняли лишь 20–25 % учащихся, то сейчас это уже 60–70 %.

Вторым методом работы, который хорошо зарекомендовал себя в рамках новых стандартов, стал метод, основанный на изучении песен на иностранном языке.

Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса. Посредством изучения песен лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

Песни, музыка играют важную роль в жизни подростков, сопровождая их повсюду. Важно в образовании отталкиваться от интересов современных детей. Поэтому было решено включить музыку в процесс обучения английскому языку. УМК «Английский в фокусе» предлагает изучение песни по каждой теме. Мною был выработан следующий принцип работы с музыкальными произведениями: каждый урок по определенному модулю начинался с песни по данной тематике. Это способствовало подготовке артикуляционного аппарата к работе на уроке, фонетической отработке определенных лексических конструкций. Постепенно, через 3–5 уроков учащиеся воспроизводят песни без текстовой опоры, что способствует запоминанию лексико-грамматического содержания музыкального произведения. И, конечно, пение поднимает настроение и повышает интерес к предмету, способствует формированию учебной мотивации.

Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный урок — органичное сочетание образования, развития и воспитания — становится обычным, рядовым уроком в рамках требований ФГОС. Такие уроки нравятся детям, так как они творческие и яркие. Такие уроки способствуют выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Поэтому такие уроки можно смело назвать эффективными.

В новом образовательном стандарте по иностранному языку отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и страноведческими знаниями, с «вторичной социализацией». Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. К сожалению, образовательный процесс построен таким образом, что учебного времени недостаточно для освещения культурологических вопросов. В данном аспекте спасают внеклассные мероприятия, проводимые методическим объединением: неделя английского языка, празднование англоязычных праздников (День св. Валентина). Внеклассные мероприятия помогают совершенствованию социокультурной компетенции учащихся, расширяют — по сравнению с базовым уровнем — знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. И, несомненно, способствуют повышению мотивации к обучению, так как в данном виде занятий даже самый слабый учащийся сможет проявить свои способности и свои таланты.

Ежегодно в нашей школе проводится неделя иностранного языка. В прошлом году неделя языков в нашей школе была посвящена традициям Великобритании. Учителями-предметниками была подготовлена обширная программа мероприятий для всех параллелей учащихся.

На переменах звучали английские песни, коридоры школы и классы были украшены атрибутикой стран изучаемого языка, в школе была создана атмосфера праздника. Был организован просмотр фильмов на иностранном языке. Неделя английского языка предоставила ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, дала возможность поверить в свои силы в изучении английского языка, способствовала повышению мотивации к обучению иностранного языка.

Лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать и развивать каждым своим уроком.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.