ИГРА «ДЕБАТЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Рустем ТОХЛУ | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 26 декабря 2014Согласно ФГОС, одной из целей в процессе обучения иностранному языку является развитие у учащихся такого УУД, как коммуникативная компетенция[1], то есть, в частности, формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникативной ситуации, а также владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка.
настроение: оптимистичное
ключевые слова: Дебаты, ФГОС, коммуникативная компетенция, УУД, Starlight
город: с. Танковое, Бахчисарайский р-н, Крым
Существуют различные форматы этой игры, наиболее распространенные среди школьников — это формат Карла Поппера[2] и Всемирный школьный формат[3]. У каждого из этих форматов существуют свои правила и особенности регламента, участники заранее должны с ними ознакомиться и неуклонно соблюдать во время игры.
Однако можно выделить и общее между данными форматами — это:
- наличие темы игры — определенного утверждения (Motion);
- участие двух команд — Утверждения и Отрицания (Proposition and Opposition), игроков (Speakers) — по три участника в каждой команде,
- наличие критерия (Criterion) — основной ценности команды, например — достижение благополучия в обществе, дефиниций — терминологии по конкретной теме игры;
- наличие аргументов — кратких тезисов, сформулированных участниками в подтверждение/опровержение главной темы игры, и фактов — конкретных примеров, подтверждающих аргументы;
- за соблюдением временных ограничений следит тайм-кипер (Timekeeper).
Команды соревнуются между собой, пытаясь убедить жюри (Jury) в том, что, с одной стороны, именно их сторона представила более убедительные аргументы и доказала (либо опровергла) данную в начале игры тему, а аргументы их визави, с другой стороны, не выдерживают критики. Победителем является та команда, которой удалось выстроить более четкую и убедительную линию аргументации, опровергнуть аргументы и контраргументы своих оппонентов и в конечном итоге получить большее количество баллов по сумме индивидуальных речей.
Очень важный момент заключается в следующем: и судьи, и команды (сторона, которую они будут представлять, выпадает им по жребию) должны выполнять свою роль независимо от того, что они сами думают или чувствуют по поводу темы игры, то есть они на время дуэли должны оставить в стороне свое личное мнение.
Непосредственно самим дебатам предшествует подготовительный этап, во время которого участники изучают литературу по теме игры, разрабатывают свою линию аргументации, собирают различные доказательства, примеры, факты, статистику — в подтверждение своих аргументов, рассматривают возможные аргументы своих соперников и способы их опровержения, пытаются предугадать вопросы своих соперников и ответы на них. Это этап кропотливой работы, поэтому учитель, организовывающий дебаты, должен заблаговременно предупредить участников о теме игры, так как в зависимости от сложности темы на подготовку им может понадобиться времени от 15–20 минут до нескольких дней. Например, на международных дебатных соревнованиях некоторые темы дебатов могут даваться за несколько месяцев вперед, но в то же время на отдельные игры темы могут быть «Impromptu», то есть объявляются незадолго или непосредственно перед игрой.
Практическая значимость этой игры, с точки зрения развития УУД, заключается в следующем:
С точки зрения совершенствования предметных знаний:
- игра помогает ученикам консолидировать свои языковые знания и умения, полученные на уроках английского языка;
- в процессе подготовки к игре участники зачастую расширяют свой словарный запас английского языка, изучая новую лексику по теме игры;
С точки зрения совершенствования метапредметных умений и навыков:
- ученики совершенствуют навыки монологической и диалогической речи, которые будут для них незаменимыми при сдаче раздела «Говорение» ЕГЭ;
- развивается умение быстро сориентироваться и подобрать нужные слова, чтобы парировать аргументы и контраргументы своих оппонентов;
- реализуются задачи по укреплению межпредметных связей, так как ученики в процессе подготовки изучают информацию из энциклопедий, работают со словарями, статистическими данными;
- формируются и развиваются навыки красноречия, умения выступать перед аудиторией, зачастую большой;
- развивается умение работать в команде, распределять роли, выполняемые каждым игроком для достижения общей цели;
- развивается умение анализировать и критически оценивать информацию, так как в процессе игры стороны, как уже указывалось выше, пытаются найти слабые места в аргументах своих оппонентов, доказать жюри их несостоятельность, обосновать недостоверность фактов, на которых они основываются;
- развивается мастерство тайм-менеджмента, то есть умения правильно распределять время своего выступления, так как на каждую речь отводятся временные рамки, за несоблюдение которых команду могут оштрафовать.
Вместе с тем эта игра воспитывает и такие важные личностные качества, как:
- воля, дисциплинированность, ответственность, так как дебаты — это состязательная игра, и конечный успех команды во многом зависит от того, насколько качественно все игроки выполнили свои функции как в процессе подготовки, так и непосредственно во время дуэли;
- уважение ко всем участникам дебатов — во время игры стороны должны максимально корректно доказывать правоту своих аргументов;
- следование принципу «после драки кулаками не машут», то есть умение воздержаться от споров и жестких комментариев после окончания игры.
Подводя итог данной работы, можно утверждать, что использование технологии игры «Дебаты» будет побуждать обучающихся к активной деятельности, представленной в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном, и тем самым способствовать более качественному выполнению требований ФГОС при обучению английскому языку.
Привожу пример разработки игры «Дебаты», основанной на уроке 2.1 «The Serengeti» УМК «Звездный английский» («Starlight»), 11 класс[4].
Мероприятие можно провести как на уроке, так и во внеурочное время.
Уроку-игре предшествует урок 2.1, где дети читают текст, выполняют упражнения 1–4, лексика из которых им пригодится во время дебатов. Сама игра является расширенным вариантом упражнений 5 и 6 на стр. 39 учебника, которые даются как домашнее задание. Ученики делятся на две команды, Proposition&Opposition. Каждая команда готовит свои аргументы и примеры в их подтверждение.
Тема урока: Парк Серенгети. Проблемы племени масаи
Цели урока:
Предметные
- закрепить знания лексики, полученные на предыдущем уроке английского языка;
Метапредметные:
- совершенствовать навыки монологической и диалогической речи;
- развивать умение быстро ориентироваться в спонтанной языковой ситуации;
- формировать и развивать навыки красноречия, ораторского мастерства, умения выступать перед аудиторией;
- развивать умение работать в команде, распределять роли, выполняемые каждым игроком для достижения общей цели;
- развивать умение анализировать и критически оценивать информацию;
- развивать умения правильно распределять и использовать свое время.
Личностные:
- способствовать развитию таких качеств, как воля, дисциплинированность, ответственность;
- воспитывать уважение к другой точке зрения.
Межпредметные связи: экология, география, правоведение.
Motion: This house believes that indigenous peoples should be encouraged by the authorities to preserve their traditional lifestyle.
Format: World school debate format. (A bit shortened version, 5 minutes for speakers 1–3, 3 minutes for reply speeches)
Teacher: Good morning class, I’m glad to see you all here today. As you already know, today we are going to talk about a problem that the Masai tribe has faced. The problem concerns not only the Masai, because there are other indigenous peoples which are also about to lose their unique ways of life as a result of globalization. So, what can different state authorities as well as the whole global community do in order to solve this problem? Let’s listen to the opinions of the two parties, Proposition and Opposition, who are going to present their arguments, respectively, for and against the idea stated in the Motion. So, please welcome our debaters! (Applause) Our jury — …………..! (Applause) and our timekeeper — …………..!
So, here we go!!!
Order of speeches:
1. Proposition 1. 5 min
- приветствие, представление команды, введение критерия, дефиниций, аргументов — две трети, даются примеры, статистика, цитаты в поддержку своих аргументов, подводится итог своей речи.
2. Opposition 1. 5 min
- приветствие, представление команды, принятие или введение критерия, введение своих дефиниций, опровержение речи своего оппонента, введение аргументов своей команды — две трети, даются примеры, статистика, цитаты в поддержку своих аргументов, подводится итог своей речи.
3. Proposition 2. 5 min
- опровержение речи своего оппонента, введение третьего аргумента своей команды, даются примеры, статистика, цитаты в поддержку своих аргументов, в том числе и для первых двух, подводится итог своей речи.
4. Opposition 2. 5 min
- опровержение речи своего оппонента, введение третьего аргумента своей команды, даются примеры, статистика, цитаты в поддержку своих аргументов, в том числе и для первых двух, подводится итог своей речи.
5. Proposition 3. 5 min
- опровержение речи своего оппонента, еще раз напоминаются аргументы команды, даются дополнительные примеры, статистика, цитаты в их поддержку, подводится итог своей речи. Новые аргументы не приводятся.
6. Opposition 3. 5 min
- опровержение речи своего оппонента, еще раз напоминаются аргументы команды, даются дополнительные примеры, статистика, цитаты в их поддержку, подводится итог своей речи. Новые аргументы не приводятся.
7. Reply speech of Opposition. 3 min
Произносится 1-м или 2-м спикером команды.
- анализ игры, выявление областей столкновения (clashpoints), подведение эффектного итога, обосновать жюри, почему именно их команда сегодня сильнее. Никакой новой информации (аргументов, примеров) не дается.
8. Reply speech of Proposition. 3 min
Произносится 1-м или 2-м спикером команды.
- анализ игры, выявление областей столкновения (clashpoints), подведение эффектного итога, обосновать жюри, почему именно их команда сегодня сильнее. Никакой новой информации (аргументов, примеров) не дается.
Teacher: OK, thank you very much dear contestants. Now, let’s give floor to the Jury and listen to their decision on who are the winners today.
Жюри излагает свои комментарии по поводу игры и называет команду-победителя, набравшую большее количество баллов по шкале оценивания Всемирного школьного формата дебатов. Подводятся итоги урока.
Полезная информация для игроков по теме:
http://idebate.org/debatabase/debates/culture/house-would-protect-aboriginal-culture
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml
[links&resources]
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938
[2] Т.В. Светенко. Путеводитель по дебатам. Учебное пособие для педагогов и учащихся. URL: http://ru.idebate.org/sites/live/files/Svetenko_book.pdf
[3] Сергей Наумов. Мировой школьный формат. URL: http://ncc-debate.org/formaty/vsemirnyy-format-shkolnyh-debatov/
[4] К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В.Копылова, Р.П. Мильруд, В.Эванс. УМК «Звёздный английский» для 11 класса. — М.: Просвещение, Express Publishing, 2011.