«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ ТЕСТОВ, РЕБУСОВ
И КРОССВОРДОВ В ПРОГРАММЕ EXCEL
ДЛЯ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Пятница 20 февраля 2015

Человечество вступило в информационное общество, уникальное тем, что его характеризует быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий. Умело распорядиться возможностями данных технологий могут члены общества, владеющие информационной культурой[3]. Компьютерные обучающие программы — это вспомогательное средство при обучении произношению, чтению, при отработке грамматического или лексического навыка. Применение компьютерных программ позволяет учителю уделять внимание индивидуализации образовательного процесса[4].

настроение: творческое

ключевые слова: информационные технологии, программа Excel, кроссворды, ребусы, тесты

город: Иркутск

Однако не всегда обязательно покупать дорогую компьютерную программу для урока ИЯ, достаточно грамотно воспользоваться возможностями пакета стандартных компьютерных программ MS Office.

Программа Excel позволяет создавать тесты для решения многих учебных задач:

  1. Обучающие (состоят из тренировочных упражнений, информационных кадров нового учебного материала и средств поддержки обучения в виде подсказок, ключей и правильных ответов);
  2. Тренировочные (представляют собой объединенные в учебные блоки серии упражнений для выработки прочных навыков владения определенным учебным материалом). К тренировочным программам относится большинство игровых обучающих программ;
  3. Контролирующие (представлены сериями упражнений тестового характера, наличием средств учета количества ошибочных ответов, регистрацией времени выполнения заданий и выставлением итоговой отметки на основе подсчета баллов)[2].

Работая с компьютером на уроке, неизбежно приходится менять всю структуру урока. Необходимо помнить о непрерывной допустимой нагрузки при работе с монитором компьютера в 2–4 классах 15 мин. работы, в 5–7 классах — 20 мин., 8–11 классах — 25 мин. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 1), а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления[1].

Организационный момент урока 1–2 мин
Постановка задач урока 2–3 мин
Фонетическая зарядка 2–3 мин
Объяснение нового материала или
Актуализация изученного материала (в зависимости от типа урока)
10–15 мин
Работа с программой 15–20мин
Контроль результатов и их оценка 1–2 мин
Упражнения на снятие напряжения с глаз 1–2 мин
Рефлексия урока 1–2 мин
Домашнее задание с комментариями по выполнению 1–2 мин
Подведение итога урока, оценивание 1–2 мин

Рекомендации по использованию программы

Создание тестов

    1. Ввести в ячейки «№ вопроса», «Вопрос», «Варианты ответа», «Ответ ученика», «Правильный ответ», «Проверка» и «Баллы».
    2. Выделить ячейку «Ответ ученика» → меню Данные → Проверка данных → в окне на вкладке «Параметры» указать тип данных «Список» и диапазон ячеек, содержащие варианты ответа → ОК.

рис. 1.

  1. Выделяем ячейку «Проверка» → «Формулы» → выбираем категорию функции «логические» и функцию «если» → ОК. В появившемся окне «Аргументы функции» указываем адреса ячеек «Ответ ученика» = «Правильный ответ»; если истинно, вводим в поле с клавиатуры слово Right! если ложь, вводим с клавиатуры слово Wrong или Think! → ОК.

    рис. 2.

  2. Выделяем ячейку «Баллы» или «Scores» → меню «Формулы» → выбираем категорию логические и функцию «если» → ОК. В появившемся окне «Аргументы функции» указываем адреса ячеек «Ответ ученика» = «Правильный ответ»; если истинно, вводим в поле с клавиатуры цифру 1 (балл); если ложь, вводим с клавиатуры слово цифру 0 → ОК.
  3. Выделяем столбцы «Правильный ответ» и «Варианты ответа» → на вкладке «Главная» → меню «Формат» → «Видимость» → Скрыть столбцы.

    рис. 3.

  4. Выделяем столбец «Ответ ученика» → меню «Формат» → «Формат ячейки» → на вкладке «Защита» убираем галочку «защищаемая ячейка» → ОК.
  5. Меню «Рецензирование» → «Защитить лист» → вводим пароль, оставляем галочки «выделение незаблокированных ячеек» → ОК.

Создание ребусов

  1. Вставляем рисунки: на вкладке «Вставка» → «Рисунок» и вставляем рисунок из своего компьютера. Записываем вопрос к ребусу с клавиатуры. (см. рис. 13.)
  2. Вводим в ячейку «Правильный ответ» правильный ответ ребуса.
  3. Вводим правильный ответ в ячейку «Ответ ученика».
  4. Выделяем ячейку «Результат» → меню «Формулы» → выбираем категорию функции «логические» и функцию «если» → ОК. В появившемся окне «Аргументы функции» указываем адреса ячеек «Ответ ученика» = «Правильный ответ»; если истинно, вводим в поле с клавиатуры слово Right! если ложь, вводим с клавиатуры слово Wrong! → ОК.

    рис. 4.

  5. Скрываем строку «Правильный ответ»: на вкладке «Главная» «Формат» «Скрыть строки».

    рис. 5.

Создание кроссвордов

  1. Строим сетку кроссворда, выделяя необходимое количество ячеек, в соответствии с количеством букв в слове. Нажимаем кнопку «границы» и вводим ответы в сетку кроссворда.

    рис. 6.

  2. Расставляем номера слов при помощи панели «Рисование» → «Надпись» и вводим номер слова.

    рис. 7.

  3. Выделяем ячейку (первая буква слова) → Меню «Рецензирование» → «Примечание» → вводим вопрос с клавиатуры.

    рис. 8.

  4. Выделяем ячейку «Ответ ученика» → Меню «Формулы» → выбираем категорию функции «текстовые» и функцию «сцепить» → ОК. В появившемся окне «Аргументы функции» указываем адреса ячеек каждой буквы слова. Повторяем данную операцию для всех слов кроссворда.

    рис. 9.

  5. В ячейку «Правильный ответ» вводим с клавиатуры правильные ответы на все вопросы кроссворда.
  6. Выделяем ячейку «Баллы» или «Scores» → Меню «Формулы» → выбираем категорию функции «логические» и функцию «если» → ОК. В появившемся окне «Аргументы функции» указываем адреса ячеек «Ответ ученика» = «Правильный ответ»; если истинно, вводим в поле с клавиатуры слово Right!; если ложь, вводим с клавиатуры слово Wrong! или Think! → ОК.

    рис. 10.

  7. Выделяем столбцы «Правильный ответ» и «Ответ ученика», на вкладке «Главная» → Формат ячейки → в выплывающем меню выбираем скрыть столбцы. (см. рис. 3.)
  8. Выделяем сетку кроссворда → на вкладке «Главная» → «Формат» → «Формат ячейки» → «Защита» → убираем галочку «защищаемая ячейкa» → ОК.

    рис. 11.

  9. Устанавливаем защиту на лист: Выделяем весь лист → «Рецензирование» → «Защита на лист» → вводим пароль, оставляем галочки «выделение незаблокированных ячеек» → ОК.

    рис. 12.

  10. Сетку кроссворда можно выделить цветом, для этого выделяем столбцы кроссворда и нажимаем значок «Заливка» на вкладке «Главная», выбираем понравившийся цвет.
  11. Для вставки изображения необходимо на вкладке «Вставка» → «Рисунок» → выбрать картинку из своего компьютера и нажать «Вставить».

    рис. 13.

Например, кроссворд по теме «Еда» для учащихся 6 класса. Учащиеся работают индивидуально за компьютером, заполняя клетки кроссворда. За правильный ответ ученик получает 1 балл. Учитель оценивает учащегося по общему количеству набранных баллов.

рис. 14.

Для учащихся старших классов учитель может создавать тесты для закрепления грамматического материала. Тест для отработки грамматических навыков по теме «Косвенная речь» для учащихся 10 класса. Ученики работают индивидуально за компьютером, заполняя колонку «Ответ» («Answer»), где заменяют прямую речь косвенной.

Колонка «Оценка» («Mark») помогает увидеть ученику, допустил ли он ошибку в предложение, найти и исправить ее.

рис. 15.

Одной из задач учителя, работающего по ФГОС, является формирование и развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий. Поэтому в старших классах школы можно предлагать учащимся самостоятельно создавать тесты, ребусы или кроссворды по темам, обеспечив их чёткими инструкциями. Такой вид работы позволит учащимся стать более активными участниками образовательного процесса[4].

Компьютерные обучающие программы имеют огромные базы данных, обеспечивают высокую технологичность выполнения отдельных тренировочных упражнений, дают возможность наиболее оптимально сочетать приемы анализа и имитации в опоре на сознательность, ориентируют учащегося на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания.

Применяя в своей работе компьютерные обучающие программы, убеждаешься в том, что они имеют много преимуществ, их потенциал заключается в возможности тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях; помогают осознать языковые явления; формировать лингвистические способности; создавать коммуникативные ситуации; автоматизировать языковые и речевые навыки; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащегося, повышению мотивации обучаемых.

Приложение 1

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4–5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4–5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4–5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6. Повторять 4–5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторять 1–2 раза[1].

[links&resources]

[1] Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 г. № 189 г. Москва, http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
[2] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.:Научное образование, 1998.
[3] Стратегия совершенствования преподавания иностранных языков в средних школах. // Сборник «Вестник образования». — № 15. — 2005.
[4] Федеральный государственный образовательный стандарт http://window.edu.ru/recommended/49

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.