ПАТРИОТИЗМ И «ИНОСТРАНЩИНА»
Автор: Андрей СОРОКИН | Рубрика: ТОЧКА ЗРЕНИЯ Понедельник 20 апреля 2015Поставленные ФГОС новые задачи перед каждым учителем, в частности, по достижению личностных результатов в ходе образовательного процесса, стали новым импульсом для творческого развития педагогов, для обмена идеями и накопленным опытом. Сегодня у нас в гостях Андрей Александрович Сорокин — главный редактор журнала «Аты-баты, шли солдаты…», писатель, педагог, психолог. Его опыт поисков эффективных форм воспитания современных детей чрезвычайно богат: он — основатель международного сообщества Global Creative Thinking Club и один из создателей детского семейного телеканала «Радость моя». Автор тренингов и учебных курсов по журналистике, медиакультуре, лидерству, личностному росту. Преподавал авторские спецкурсы по журналистике в ПГПУ им. В.Г. Белинского, ФГОУ Академия медиаиндустрии/Институт Повышения Квалификации Работников Телевидения И Радиовещания и других вузах. Дополнительное образование получил в Media-academie (Нидерланды), школе телевизионного мастерства В.В. Познера, на кафедре практической психологии и психотерапии РУДН.
настроение: боевое
ключевые слова: патриотизм, иностранные языки, история, воспитание
город: Москва
Недавно сын огорошил вопросом: «Пап, что означает «курва»»? У меня большой родительский опыт, детских вопросов я слышал немало. Но тут был в замешательстве. Оказалось, сын играл в интернете в многопользовательскую «стрелялку», и если с английскими партнерами договориться получилось более-менее просто, то польские игроки смешивали слова и английские, и польские, и русские. О пользе иностранного языка в умении провести переговоры с товарищами по игре здесь говорить не приходится. Рассказал сыну, что слово грубое, но встречается и у Шолохова, и у Шукшина, и в словаре Ушакова, и в труде Фасмера. Пришлось парню поделиться с польскими «коллегами» мыслями о своей родине понятными английскими словами. Сам того не ведая, проявил себя умеренным патриотом.
Пожалуй, самая горячая тема общественной публицистики — патриотизм. Конечно, связано это с множеством вопросов и противоречий нашего времени. Юго-восток Украины, «крымская» тема, Йемен, Ливия, локальные конфликты в разных частях света, внутренние общественные страсти в России и в конечном итоге наше вечное разделение на «мы» и «они». В большей степени уже забылась многопартийная система российского государственного устройства, которая была одним из достижений постперестроечных времен. Но теперь снова два лагеря: «патриоты» и «либералы». На фоне инициатив из Госдумы бытовое понимание этих определений очень простое. Либералы — это те, кто против Президента, смотрят на Запад, цитируют западную прессу и не любят Россию. Патриоты, наоборот, Россию любят, готовы воевать с американцами до последней капли крови, читают только русскую классику и отрицают всё иностранное. Первые гордо цитируют: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя», а вторые оппонируют: «Не нравится? Уезжайте!».
В общем, понятно, что и то, и другое — крайности, которые демонстрируют только недостаток культуры, воспитания и образования.
Именно этот недостаток у наших детей мы и стараемся восполнить, поэтому издаем детский журнал о военной истории «Аты-баты, шли солдаты…», чтобы рассказать младшим школьникам, а подчас и взрослым, простым, понятным языком о знаменитых сражениях и легендарных полководцах, о героях и подвигах, о великих и незаметных событиях в истории нашей страны. Журнал издается всего-навсего полтора года, но за это время мы выработали свой метод и стиль в подаче материала. Без занудства и назидательности, небольшими рассказами с интересными иллюстрациями. Наш журнал для детей — это даже не учитель, а скорее, старший брат. Смышлёный, сомневающийся и в меру весёлый. Мы следуем всем новейшим исследованиям с точки зрения восприятия информации, но при этом намеренно далеки от ярких бесполезных тинейджерских журналов, которые наводнили прилавки газетных киосков.
«Аты-баты, шли солдаты…» смело можно назвать детским интеллектуальным журналом. Даже спорную историческую информацию стараемся подавать аккуратно, оставляя взрослым — родителям или учителям — возможность для манёвра, для общения и объяснения сложных вопросов. Один из главных оформительских принципов — использование детских рисунков. Причём в журнале рисунки детей выступают не в качестве демонстрации читательской аудитории, а именно в качестве иллюстраций журнальных статей.
Мы выбрали особую форму общения с детьми. Все истории и рассказы в журнале ведутся от лица журнальных персонажей: вот бывалый гусар Никита Андреевич Соколов — он рассказывает о временах Отечественной войны 1812 года, богатырь Иван Нагорный — он «дежурный» по событиям эпохи Древней Руси, солдат Василий Тёркин — бессменный рассказчик историй о Великой Отечественной войне. Есть ещё и старшина Михалыч, и юнга Дудочкин, и разведчик Сан Саныч. Это придуманные, сказочные персонажи, очень близкие детям, потому что передают ту особую, теплую и дружескую интонацию, которой так часто не хватает сегодня детям. Интонацию здорового патриотизма и стремления к знаниям.
Те взрослые люди, которые в пылу споров кричат о «прибежище для негодяев», могут и не знать, как в далеком XVIII веке Англия сотрясалась от дискуссий Самуэля Джонсона и Джона Уилкса. Тори обвиняли вигов во всех грехах и клеймили их тогда ещё новым словом «патриот». Однако вполне разумной кажется мысль философа Ральфа Перри «Если патриотизм — последнее прибежище негодяя, это не только потому, что во имя патриотизма могут быть выполнены злые дела, но и потому, что патриотический пыл может уничтожить моральные различия вообще». В понимании патриотизма как воспитания молодого образованного гражданина лучше обойтись без ложного пыла, проявлением которого можно назвать и попытки «урезать» иностранные языки в школьной программе.
Даже небольшого погружения в споры тори и вигов достаточно, чтобы понять: без знания языка и культуры викторианской Англии в терминах можно запутаться. Но даже это не аргумент. Если мы хотя бы слегка пробежимся по биографиям людей, имена которых составляют национальную гордость страны, то поймем, что общая культура и образование не могут быть ни в какой степени ограничены.
Самый известный российский полководец А.В. Суворов, военные победы и деяния которого входят во все мировые военные учебники, знал несколько иностранных языков: французский, немецкий, итальянский. Кроме этого, он изучал польский, турецкий, татарский, арабский и финский языки. Сохранились свидетельства 1789 года, когда 60-летний Суворов, достигший высокого положения на военном поприще, прилежно изучал турецкий язык и Коран. А кроме этого полководец знал и церковно-славянский язык, пел на клиросе и составил несколько церковных служб. В библиотеке А.С. Пушкина, которую поэт собирал всю жизнь, было около 4,5 тысяч книг на 14 языках. А первые стихи великий русский поэт, как известно, писал по-французски. Его друг и самый известный русский лексикограф В.И. Даль знал по меньшей мере 12 языков, понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов.
Таких примеров можно привести множество. И каждый из них отражает высочайшую культуру и образование лучших граждан страны. Ни знание иностранных языков, ни увлечённость иностранной культурой не мешали им быть патриотами России.
Именно таких — высокообразованных людей, увлечённых историей страны, мы и хотим воспитать своим журналом.
Разговаривать словами всегда труднее, чем пушками. Зато эффективность таких переговоров сохраняется долгие годы. В ближайшем номере журнала начнём рубрику, в которой будем подсказывать мальчишкам, как на иностранных языках общаться со сверстниками хотя бы и в компьютерных «стрелялках». По-английски, по-немецки, по-французски, по-польски, на фарси, пушту и даже украинском. Всё это тоже ключи ко многим загадкам и противоречиям истории России. Новейшей истории для настоящих патриотов. В нашем «военном» журнале мы учим детей обходиться без военных действий.
Эффективно воспитывать и учить школьников языкам можно по-разному. Я занимаюсь образовательными тренингами и всегда удивляюсь, что массово рекламируются курсы для взрослых по любому иностранному языку, которые за две-три недели обещают научить говорить по-английски, по-французски, по-немецки… А некоторые школьники годами учат язык и забывают его, едва сдав экзамен. Тайны изучения языков известны каждому учителю: мотивация, заинтересованность, практика. В наши дни открылось множество новых возможностей эти тайны открыть, раскрыть снова.
Помнится, в годы, о которых сегодня в некоторых сопредельных государствах и упоминать запрещено, в каждой школе действовал Клуб Интернациональной Дружбы. В КИДах собирались вовсе не для того, чтобы обсуждать международные конфликты. Обсуждали, как перевести надписи в комиксах, и сочиняли письма ровесникам за рубежом. В наши дни КИДов почти нет. Как-то стало не принято детей учить интернационализму. А между тем, интернет, скайп и открытые иностранные учительские сообщества только и ждут нашего пришествия. Хорошо, что ваш журнал пишет о таком опыте, первых наработках в этом направлении. Повезло детям, если их учитель иностранного языка может и хочет установить связь со школой в Штатах или в Германии, договориться о совместных «разговорчиках» и прямо на уроке устроить сеанс скайп-связи. Интерактивные доски позволят это сделать не хуже любой студии Останкино. Можно на таком «телемосте» устроить час истории своей страны. Пусть, к примеру, испанские тинейджеры расскажут, что они знают о нашей Великой Отечественно войне, а наши ребята поделятся знаниями о Гражданской войне в Испании 1936–1939 годов. Вот и будет способ проверить, как дети воспринимают историю друг друга, будет и возможность поспорить. Патриотизм рождается в спорах. Или это про истину говорили древние?