«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ЕГЭ. УСТНАЯ ЧАСТЬ

Пятница 17 апреля 2015

В июне 2015 года впервые в России состоится проведение устной части ЕГЭ по английскому языку. Представляем вам интервью с Андреем Валентиновичем Мишиным, заместителем директора по научно-экспериментальной и аналитической работе МОУ многопрофильной гимназии № 12 г. Твери, учителем английского языка высшей категории, заслуженным учителем РФ, почётным работником общего образования РФ, дважды победителем конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», консультантом-экспертом кафедры английского языка Тверского государственного университета, председателем предметной региональной комиссии по английскому языку, сертифицированным экспертом ЕГЭ по английскому языку (разделы «Письмо» и «Говорение»). Андрей Валентинович — автор нового учебного пособия «Английский язык. ЕГЭ. Устная часть» издательства «Просвещение», которое призвано помочь в успешной подготовке к экзамену.

вопросы: Раиса Васильева

ключевые слова: ЕГЭ, устная часть, компьютеризованная версия экзамена, процедура сдачи экзамена, самостоятельная подготовка к экзамену, деятельностный подход

ДОБРЫЙ ДЕНЬ, АНДРЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ! МЫ ХОТЕЛИ БЫ ОБСУДИТЬ ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНУЮ И ВАЖНУЮ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ТЕМУ — ВВЕДЕНИЕ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ПЕРВОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЭКЗАМЕНА. ВЫ МОГЛИ БЫ СКАЗАТЬ НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИСТОРИИ ВВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ?

Когда ЕГЭ вводили в 2003–2006 годах, вопрос о том, быть или не быть разделу ГОВОРЕНИЕ на ЕГЭ, конечно, не стоял. Изначально все понимали, что без устной части трудно представить себе данный экзамен. Но вопрос с экзаменаторами-собеседниками был сразу же острым: ощущалась нехватка специалистов. Поэтому когда ЕГЭ начал входить в штатный режим, от раздела экзамена «ГОВОРЕНИЕ» пришлось отказаться, но технологическую сторону (как сдавать ГОВОРЕНИЕ, кому сдавать ГОВОРЕНИЕ, как осуществлять запись) не переставали совершенствовать все эти годы. С 2013 года в рамках эксперимента было решено отказаться от экзаменатора-собеседника и осуществлять только запись ответа учащегося при помощи компьютерных программ, при этом учащиеся сами решали, когда начинать запись, когда делать паузу. Такая форма не позволяла на больших пунктах проведения экзамена синхронно и поточно осуществлять запись: кто-то заканчивал раньше, кто-то позже. С 2014 года решено было запись сделать автоматической: 1,5 минуты на подготовку и сразу же 1,5–2 минутный ответ, и так выполняются все четыре задания.

ВЫ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В АПРОБАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ. КАКИЕ СЛОЖНОСТИ ВЫЯВЛЯЛИСЬ ВО ВРЕМЯ ЭТОГО ЭТАПА? КАК МОЖНО С НИМИ СПРАВИТЬСЯ?

Как председателю региональной предметной комиссии и федеральному ведущему эксперту устной части ЕГЭ по английскому языку, естественно, мне приходится не только принимать непосредственное участие в самой проверке ответов учащихся, но и организовывать этапы подготовки и проведения ЕГЭ на территории моего региона: встречаться с руководителями муниципалитетов, учителями, техническими специалистами, учащимися и их родителями.

Для каждой группы есть свои сложности, и их приходится решать на месте: это и техническая сторона экзамена, это и как готовить, и как готовиться к устной части в новом формате, как экспертам проверять ЕГЭ данного раздела. Сложностей выявляется много, но если находить эффективные пути взаимодействия и проявлять терпение, то все можно разрешить.

Мы работали поэтапно: решали вопросы с руководителями пунктов проведения экзамена о приобретении качественных звукозаписывающих гарнитур и компьютеров, в течение года провели семинары и мастер-классы с учителями и экспертами, встретились с ребятами и их родителями на дне открытых дверей в университете, организовали несколько пробных экзаменов, и, наконец, вышла моя книга в издательстве Просвещение в помощь и учителям, и ученикам в подготовке к экзамену по говорению.

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА?

Устная часть сдаётся в отдельный день и представляет собой полностью компьютеризованную версию экзамена. Экзаменуемый заходит в аудиторию для прохождения устной части испытания: там располагается компьютер с гарнитурой (наушники и регулируемый микрофон с шумоподавлением).

На сдачу устной части экзамена по английскому языку отводится 30 минут: надев наушники, сдающий должен последовательно выполнить четыре задания, которые появляются на экране. На каждое задание даётся 1,5 минуты на подготовку, по 1,5 минуты для устного ответа на первые два задания и по 2 минуты на последние два задания. Экзаменуемый может самостоятельно регулировать уровень громкости записи, а в конце ответа прослушать свою запись полностью, чтобы убедиться, что она удалась. В аудитории присутствует технический специалист, готовый помочь устранить технические неполадки.

Всю процедуру можно разбить на шесть основных этапов:

I. Регистрация

На этом этапе важно ввести в систему номер бланка регистрации, затем проверить правильность номера бланка регистрации и присвоенного номера КИМ, в случае ошибки необходимо изменить номер бланка регистрации и пригласить организатора для активации экзамена.

II. Запись номера КИМ

Здесь важно произнести в микрофон номер присвоенного КИМ и прослушать сделанную запись. В случае плохого качества записи — обратиться к организатору.

III. Выбор фоновой мелодии (предлагаются на выбор три вида мелодии, можно прослушать все три и, поставив бегунок на отметку НОЛЬ, ничего не выбрать, а можно остановиться на одной из мелодий, которая с одной стороны немного заглушает шум от говорящих одновременно нескольких человек, а с другой стороны может помочь почувствовать себя увереннее — кому как)

IV. Ознакомление с инструкцией

V. Подготовка и ответ на задания

Ответ на каждое задание КИМ состоит из:

  • подготовки к ответу, во время которого на экране компьютера отображается задание КИМ,
  • ответ, который записывается на цифровое устройство, поэтому ответ на задание надо произносить в микрофон.

Будьте внимательны: время подготовки и ответа на задания контролируется автоматически.

VI. Прослушивание ответов. На данном этапе Вам предлагается прослушать записанные ответы, после чего сдача экзамена завершается.

КАКИМ АСПЕКТАМ ВЫ СОВЕТУЕТЕ УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ?

Очень сложно выделить какие-то отдельные аспекты: изучение любого языка — вещь комплексная, и каждый аспект дополняет другой.

Можно посоветовать больше слушать и читать вслух короткие отрывки текстов. В этом плане очень хорошо подходят учебные тексты для чтения из учебников Просвещения SPOTLIGHT и STARLIGHT, так как они все начитаны носителями языка: очень удобно — можно и слушать и читать одновременно.

Важно учиться грамотно задавать различные вопросы к текстам на уроке и дома: общие и разделительные, альтернативные и специальные. Вопросы должны быть грамотно выстроены в грамматическом плане.

Что касается описания, описания и сравнения фотографий, то здесь также важна тренировка: в современных учебниках масса прекрасного иллюстративного материала, выбираем и каждый урок в течение пяти минут описываем, имея план ответа перед глазами:

Задание 3

  • when you took the photo;
  • what/who is in the photo;
  • what is happening;
  • why you took the photo;
  • why you decided to give the picture to your friend.

Задание 4

  • give a brief description of the photos (action, location);
  • say what the pictures have in common;
  • say in what way the pictures are different;
  • say which of the jobs presented in the pictures you’d prefer;
  • explain why.

ВОПРОС, КОТОРЫЙ ВОЛНУЕТ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ШКОЛ В НАШЕЙ СТРАНЕ: КАКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ СДАЧИ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ? НУЖНА ЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛИНГАФОННОМ КАБИНЕТЕ?

Вопрос важный, так как на этом экзамене важна качественная запись — запись, которая удовлетворяет и сдающего экзамен, и проверяющего эксперта. Поэтому важно внимательно отнестись к техническим требованиям специалистов Федерального Центра Тестирования (ФЦТ), которые были разосланы во все школы России еще зимой 2015 года: требования к компьютерам, требования к гарнитуре и даже к аудитории, где происходит запись.

Для работы в классе и дома не нужен никакой дорогостоящий лингафонный кабинет: простой компьютер или ноутбук и хорошие наушники со встроенным микрофоном.

ВЫ ГОВОРИТЕ ОБ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ КАК ОБ ЭКЗАМЕНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОПОДРОБНЕЕ ОБ ЭТОМ.

Я всегда подчёркиваю, что наш экзамен в обеих частях: и в устной, и в письменной — носит деятельностный характер. Что проверяются на нашем экзамене — не готовые знания, а сформированные навыки и умения читать и понимать устные и письменные тексты, анализировать лексико-грамматические явления, продуцировать собственные устные и письменные высказывания. К этому невозможно специально за год подготовиться — к этому мы начинаем готовиться постепенно, можно сказать с начальной школы.

Я всегда радуюсь, что формат ЕГЭ по английскому языку полностью совпадает с теми заданиями деятельностного характера, которые ежеурочно встречаются в моих любимых УМК SPOLIGHT и STARLIGHT, которые помогают мне в работе уже очень и очень давно. Несколько последних выпусков моих учеников занимались по УМК STARLIGHT и всегда сдавали ЕГЭ по английскому языку на очень высокие баллы. В данных УМК все предусмотрено авторами: из урока в урок мы выполняем различные речевые упражнения, совершенствуем навыки чтения и аудирования, устной и письменной речи.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НОВОЕ ПОСОБИЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ЕГЭ. УСТНАЯ ЧАСТЬ»? (учебное пособие и тренажер)

Пособие содержит 5 вариантов для подготовки к устной части экзамена, первый из которых подробно разбирается и комментируется автором. В первой части пособия учащиеся смогут получить советы и пошаговые инструкции по подготовке к каждому из четырёх заданий экзамена, а также разобраться с критериями оценки ответов. Во второй части пособия представлен полезный справочный материал.

Кроме того, для данного пособия совместно с международной компанией ABBYY разработана электронная программа-тренажёр, которая позволит учащимся ознакомиться с технической стороной экзамена: записать собственный вариант ответа, прослушать свою запись, а также ознакомиться с образцами правильных ответов, начитанных дикторами. Тренажёр можно бесплатно скачать и установить при помощи индивидуального кода доступа, который указан на карточке внутри данного пособия.

ЧТО БЫ ВЫ МОГЛИ ПОЖЕЛАТЬ УЧИТЕЛЯМ И РЕБЯТАМ, КОТОРЫЕ ВЫБРАЛИ УСТНУЮ ЧАСТЬ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ?

ГЛАВНЫЙ совет ребятам — экзамен по английскому языку в форме и по материалам ЕГЭ не требует специальной подготовки: вам надо просто ежедневно честно и серьезно заниматься английским языком в школе и дома — слушать и читать тексты, описывать фотографии и составлять различные письменные и устные высказывания, делая акцент на рассуждении, сравнении и высказывании своей точки зрения.

Учителям важно детально рассмотреть с выпускниками демоверсию экзамена с сайта fipi.ru, тщательно проработать первый вариант нашего пособия, чтобы сформировать устойчивый навык для успешной сдачи экзамена.

Экзамен по английскому языку носит ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, это значит, что вам просто необходимо ежедневно заниматься практикой языка. Конечно, важно разобраться и выучить основные правила, но главное научиться их применять.

Важный психологический совет для учащихся: настройтесь позитивно на сдачу устной части, заранее потренируйтесь в записи собственного высказывания на компьютер с использованием гарнитуры (наушники и регулируемый микрофон с шумоподавлением). Сам экзамен максимально займёт 30 минут, важно предельно точно и последовательно выполнить 4 задания устной части: сконцентрируйтесь и спокойно знакомьтесь с заданиями и выполняйте запись.

Ваша сосредоточенность, уверенность в себе, в своих умениях, позитивный настрой на экзамен — это и есть главный залог успешной сдачи устной части экзамена ЕГЭ по английскому языку!

Желаю всем успехов на экзамене! По возникающим вопросам можно писать на мой электронный адрес: mishin_andrew@mail.ru

May success attend you !!!

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНУЮ БЕСЕДУ!

Более подробную информацию о параметрах и структуре устной части, формате, плане и частях экзамена, а также о критериях оценки заданий вы получите, посмотрев по ссылке https://my.webinar.ru/record/455415/ вебинар: «Эффективные приёмы подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку с новым пособием издательства «Просвещение» «Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть».

Ведущий вебинара — Андрей Валентинович Мишин.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.