«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

К ВОПРОСУ О ГУМАНИТАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
В СВЕТЕ ФГОС

Среда 1 апреля 2015

Причин для написания настоящей статьи оказалось несколько. На страницах печати и в Интернете продолжается обсуждение профстандарта педагога. И в нашем журнале был опубликован ряд моих материалов, посвящённых проблемам этики и эстетики речевого и коммуникативного поведения учителя в полиязыковой среде современного социума и иноязычного образования («Ресурсы профессионального роста учителя», «Учительница первая моя» и некоторые другие).

настроение: аксиологическое

ключевые слова: полиязыковая среда,
иноязычное образование, современные УМК, гуманитарная составляющая воспитания, образовательный процесс, личное пространство каждого

город: Новосибирск

Как известно, в новом ФГОС приоритетная роль отводится воспитанию как движителю ценностного аспекта отечественного образования, в основании которого — культивирование российской идентичности, патриотизма и любви к своей родине, уважения личностного и индивидуального
начала субъектов образовательного процесса, их автономного всегда уникального и неповторимого пространства, ответственного отношения к слову и делу и т. д.

Данный аспект достаточно успешно и динамично, на мой взгляд, развивается в современных УМК отечественных авторских коллективов. В этом несомненный вклад авторов УМК издательства «Просвещение» (Spotlight[1], Happy Hearts[2], English[3]). Об этом в рамках Педагогического марафона на недавно проведенных двух научно-практических конференциях (17.02.2015 и 25.02.2015) в Новосибирске говорили учителя иностранных языков и их ученики — в своих первых в жизни отзывах об УМК российских авторов.

На первой Пассовской научно-практической конференции в Новосибирске (25.02.2015) с докладом выступила учитель Лицея № 126 Галина Владимировна Митьковская: «С огромным интересом мы слушали выступление кандидата педагогических наук, профессора ЕГУ имени И.А. Бунина, руководителя авторского коллектива линии УМК «Английский язык 2–11» для общеобразовательных учреждений Владимира Петровича Кузовлева «Актуальные проблемы иноязычного образования в условиях перехода на новый ФГОС». Владимир Петрович показал четкое различие между ЗУН и требованиями ФГОС: ФГОС уделяет большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика и не обходит стороной ни его физическое здоровье, ни развитие».

А на вопрос «Как и чем помочь учителю ИЯ при переходе на ФГОС?», В.П. Кузовлев ответил с помощью демонстрационного материала из своего УМК «Английский язык 8» по теме “Are you proud of your country?”

Кульминацией научно-практической конференции на тему «Эффективное обучение иностранным языкам и подготовка к государственной итоговой аттестации» стала видеолекция Ефима Израилевича Пассова «Иноязычное образование: что это такое и зачем оно нужно?»Убедительно и ярко была развита мысль о том, что иноязычное образование — целостный, специально организованный педагогический процесс воспитания и развития учащихся разнообразными средствами предмета «Иностранный язык», благодаря которому происходит культурное обогащение учащихся, обретение ими опыта диалогического взаимодействия, способности и готовности к дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в разных областях знания. Результатом иноязычного образования должно стать формирование языковой личности как совокупности способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, благодаря которому происходит развитие личности, формирование ее культуры.
Ефим Израилевич постарался ответить на вопросы учителей. Получилась очень интересная, плодотворная дискуссия, как отметили многие присутствующие учителя города и области — почти 100 человек.

На секции учителей английского языка рассуждение о проблемах иноязычного образования продолжила Ольга Сергеевна Скворцова, руководитель кафедры иностранных языков Лицея № 126: «Надежда Ефимовна Буланкина рассказала нам на пленарном заседании, что нужно учителю ИЯ для достижения личностных и метапредметных результатов не в ущерб предметным результатам. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний. А потому очень важна реализация учителем обозначенного исследовательского направления и на уроке, и во внеурочное время, где заложенные в пособиях ценности и ценностные приоритеты развиваются, уточняются, осмысляются и претворяются в действия и деятельность. Системно-деятельностный подход как основной ориентир во ФГОС и в отечественных УМК нового поколения позволяет это осуществить продуктивно с точки зрения гуманистической и гуманной педагогики».

Итак, как видим: все задумано во ФГОС прекрасно! Взят ориентир на гуманитарную методологию воспитания через образование и в образовании, на уважение личностного начала и личностного пространства каждого.

Провозгласить гуманитарную методологию воспитания в нашей новой школе — это одно действие! А реализация этого тезиса потребует уже других активных ценностно ориентирующих действий и авторов УМК, и учителей, которые сейчас выбирают для своей школы те или иные УМК по иностранным языкам! Вот почему для этого учителю необходимо будет еще очень важное умение — умение провести квалифицированно экспертизу учебных пособий, выступить в своем педагогическом коллективе учителем-экспертом, который в совершенстве знает специфику своего предмета, своего класса, своей школы, своего региона, своей страны. Только ответственный подход к отбору содержания текстов, технологии, приемов и средств предъявления того или иного ценностного содержательного материала позволит сделать верный выбор того иного учебного пособия с позиций нового ФГОС и ведущих принципов гуманитарной методологии воспитания личности гражданина.

Вот написала и подумала: «Кто-нибудь скажет в ответ, что это — политика». Да нет, не политика, а философия нашего будущего. Любой предметник, учитель любой образовательной дисциплины (а учитель-лингвист в первую очередь!) просто обязан научить ребенка уже в школе тактично пользоваться языком как ведущей гуманитарной составляющей образовательного полиязыкового пространства, научить наблюдать язык и за языком. Сколько случается недоразумений из-за неверного пользования им, из-за бесконечных оговорок, из-за того, что произнёс то или иное высказывание не с той интонацией, не в той ситуации и т. д. Научить подрастающее поколение пользоваться словом во имя дела — это дело чести учителя-профессионала, который сам просто обязан постоянно совершенствовать свой индивидуальный язык — язык тьютора, наставника, предметника, консультанта, советчика… Сколько функциональных обязанностей у нас, учителей, есть, столько индивидуальных языков и должно быть в нашем арсенале. А у учителя иностранных языков есть еще одна значимая задача-миссия — творить коммуникативное пространство для межкультурного общения и обмена не только информацией, но и общечеловеческими ценностями, к каким относится Человек как ценность, Родина как ценность, Образование и Культура как ценность…

В заключение хочется повторить за Ефимом Израилевичем Пассовым: «Следует признать, что иностранный язык уникален по своим образовательным возможностям. Это не «учебный предмет», а «образовательная дисциплина», обладающая огромным потенциалом, способным внести весомый вклад в развитие человека как индивидуальности. Если наша цель будет не сугубо учебной (не «умение общаться» или «владение коммуникативной компетенцией»), а образовательной (образование духовно развитого человека), то необходимо позаботиться о том, чтобы раскрыть и реализовать все потенциальные образовательные возможности человека. Если поймём это, то поймём и главное: «Достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции (как это формулируется, например, в программах) может быть достаточным как цель для курсов иностранных языков, кружков, репетиторских занятий и т. п., но не для образовательного учреждения…»», чтобы не получилось — как всегда.

Успехов Вам, дорогие учителя! Профессионализм во всем! И особенно в деле воспитания словом. Слово — это тоже действие. А в век Интернета это еще и дополнительное средство влияния, воздействия — и позитивного, и, к сожалению, негативного…

[links&resources]

[1] УМК по английскому языку «Английский в фокусе» («Spotlight») URL: http://www.prosv.ru/umk/spotlight
[2] УМК Happy Hearts URL: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=40773
[3] УМК «English 2-11» URL:http://www.prosv.ru/umk/we

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.