ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Юлия ОРЕХОВА | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Пятница 10 апреля 2015
Новый заказ общества диктует новые цели обучения иностранным языкам в школе и требования, предъявляемые к выпускникам школ. Несомненно, они сильно отличаются от тех, что были раньше. Сегодня мы хотим видеть школьника, готового к иноязычному общению с представителями «других» культур, а следовательно, к интеграции в мировое культурное сообщество.
настроение: позитивное
ключевые слова: Интернет, веб-квест, культура, язык, социокультурная компетенция
город: Ярославль
Активное развитие политических и экономических связей с зарубежными странами значительно изменили отношение к иностранному языку. Сегодня владение иностранным языком является необходимым условием для успешного профессионального развития личности. В связи с этим обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного образования.
Иными словами, главной задачей учителя иностранного языка является формирование вторичной языковой личности, готовой к межкультурной коммуникации. Для реализации этой цели на протяжении фактически всех лет обучения в школе мы, учителя иностранного языка, развиваем и формируем у обучающихся необходимые для межкультурного общения компетенции: коммуникативную и социокультурную. Последняя, по мнению большинства исследователей (Сафонова В.В., Муравьева Н.Г., Маслова В.А. и др.), является компонентом коммуникативной компетенции. Само понятие «социокультурная компетенция» пришло в отечественную методику преподавания относительно недавно. В словаре методических терминов под социокультурной компетенцией понимается совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка.
В связи с нехваткой времени на уроке, отсутствием подлинной языковой среды, недостаточной мотивацией учащихся, а также нередко отсутствием достаточной культурологической информации в используемом учебно-методическом комплексе, учителя иностранного языка зачастую используют в качестве вспомогательных средств современные технические средства обучения, а именно компьютер и Интернет. Сеть Интернет содержит необъятные запасы информации на всех языках мира. Материалы, размещенные на сайтах, пригодны для развития не только всех речевых умений (чтения, аудирования, говорения и письма), но и для развития необходимых компетенций ( в том числе, коммуникативной и социокультурной).
Сегодня обучающиеся все больше времени посвящают Интернету, используя его как для поиска необходимой информации, так и общения с друзьями. Именно поэтому одна из задач учителя — научить их использовать интернет-ресурсы для изучения иностранного языка. Глобальная паутина позволяет интенсифицировать процесс обучения, мотивировать познавательную деятельность подростков, дать каждому из них возможность проявить свою активность и творчество. Благодаря сетевому пространству учащиеся получают свободный доступ к аутентичным материалам, которые в дальнейшем могут использоваться на уроках иностранного языка в школе. В связи с этим использование учебных интернет-ресурсов пользуется популярностью у многих педагогов.
Существует пять разновидностей учебных интернет-ресурсов: хотлист (hotlist), мультимедийный скрэпбук (multimedia scrapbook), трэжа хант (treasure hunt), сабжект сэмпла (subject sampler) и веб-квест (webquest). Каждый отличается от предыдущего наполнением, сложностью выполнения и целью применения. Самым простым будет хотлист, в котором будут содержаться лишь ссылки на различные сайты по изучаемой теме, а самым сложным — веб-квест, требующий от учащихся создания своего собственного интернет-сайта по выбранной теме.
Веб-квест в педагогике — проблемное задание, проект с использованием интернет-ресурсов. Веб-квест — не только самый трудоемкий, но в то же время и самый интересный учебный интернет-ресурс. Для его реализации от учащихся потребуется умение пользоваться ПК и поисковыми системами, осознание своей роли в данном проекте, желание работать, нацеленность на результат, и, безусловно, хорошее знание языка. Соответственно осуществлять работу над веб-квестом лучше на старшей ступени обучения (9–11 классы). Итак, веб-квест — самый сложный тип учебных интернет-ресурсов, так как включает в себя компоненты других интернет-ресурсов.
Работа по выполнению веб-квеста строится следующим образом:
Обучающимся дается задание собрать материалы по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя материалы сети Интернет. Ссылки на источники даются самим учителем, однако при этом учащиеся могут пользоваться обычными поисковыми системами для подбора дополнительной информации. Существуют два вида образовательных веб-квестов (см. табл. 1):
- для кратковременной работы;
- для длительной работы.
Таблица 1
При выполнении работы над веб-квестом реализуются следующие цели:
- Образовательная. Она реализуется в том, что каждый учащийся вовлечен в активный познавательный процесс, который может проходить как индивидуально, так и в группах.
- Развивающая. «Прохождение» веб-квеста развивает интерес к предмету, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, развивает мышление и воображение. Веб-квест также позволяет выявить творческие способности учащихся, формирует у них навыки исследовательской деятельности, умений работать самостоятельно при решении учебной проблемы, используя интернет-ресурсы.
- Воспитательная. Работа над веб-квестом — трудоемкий процесс, который развивает такие личностные качества, как толерантность, ответственность, целеустремленность.
Следует отметить, что данный вид учебного интернет-ресурса имеет четкую структуру (см. табл. 2), включающую в себя определенные этапы работы (всего их четыре):
Таблица 2
В процессе выполнения веб-квеста учащимися используются только аутентичные материалы, размещенные на иноязычных сайтах. Они сталкиваются с различными компонентами, входящими в состав социокультурной компетенции, а именно с лексическими единицами с социально-культурной семантикой (безэквивалентными словами, фоновыми словами, реалиями), с языковыми особенностями социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп и диалектами. Ученики узнают о традициях, обычаях народа изучаемого языка, получают сведения о национальном характере, об особенностях повседневной жизни, об уровне благосостояния населения, об основных ценностях и типичных для членов данного общества оценках и так далее. Все это, безусловно, влияет на развитие социокультурной компетенции, а следовательно, способности и желания участвовать в межкультурном общении.
Таблица 3
В итоге по результатам выполнения веб-квеста формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования. Итак, веб-квест способствует:
- развитию умений поиска Интернет информации, которую поручает учащимся учитель;
- развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации;
- развитию компьютерных навыков учащихся;
- расширению словарного запаса учащихся;
- расширению знаний учащихся об особенностях культуры страны изучаемого языка, а это значит и повышению интереса к изучаемому языку и культуре;
- развитию исследовательских и творческих способностей учащихся;
- развитию умения работать в команде, беря на себя и ответственно выполняя определенные роли.
Таким образом, реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к изучению и познанию иной культуры: школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что несомненно вызывает их интерес. Веб-квест — это уникальная возможность использования глобальной сети Интернет для обучения. Это интересные аутентичные задания и ролевые игры, способствующие развитию определенных компетенций, необходимых для реализации главной цели обучения иностранным языкам. Не вызывает сомнений тот факт, что выполнение подобных заданий приводит к развитию и формированию социокультурной компетенции, которая является необходимым условием успешной коммуникации в современном мире.